Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2017 г. N Ф08-9383/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2017 г. |
дело N А32-45805/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Хруль О.В. - представитель по доверенности от 09.01.2017
N 13-11/2017/2,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.04.2017 по делу N А32-45805/2016,
принятое судьей Р.А. Нигоевым,
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Лидерстрой"
о признании незаконным решения антимонопольной службы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 03.11.2016 по делу N 180/2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лидерстрой" (далее - заявитель).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что общество нарушило срок рассмотрения заявки ООО "Лидерстрой", установленный п. 72 Правил подключения N 1314; потребовало от заявителя предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения N 1314.
Акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что общество обязано проверять расчет планируемого максимального часового расхода газа на соответствие действующим нормативным документам для обеспечения транспортировки газа требуемых параметров. Представленный заявителем расчет потребности в тепле и топливе на многоквартирные жилые дома не соответствовал требованиям СП 42-101-2003. Суд первой инстанции не принял во внимание расчет потребности газа, произведенный обществом, согласно которому планируемый часовой расход газа согласно мощности устанавливаемого газоиспользующего оборудования на объекте будет превышать 300 м3/час. Общество, не нарушив срок рассмотрения заявки, предложило заявителю устранить выявленные нарушения пунктов 56-58, подпункта д) пункта 69 Правил подключения N 1314. Общество при этом руководствовалось пунктом 73 Правил подключения N 1314.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Лидерстрой" просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя апеллянта, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидерстрой" обратилось к обществу с заявкой от 11.01.2016 N 1 о подключении к сети газораспределения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики Кубанская с планируемым максимальным объемом расхода газа 298 м3/час.
В письме от 15.01.2016 N СО-01/9-04-12/214 общество отказало в подключении к сети газораспределения, сославшись на некорректно выполненный расчёт, в котором максимальный часовой расход газа не соответствует сумме номинального расхода газа для газовых пищеприготовительных печей. Кроме того, общество указало на необходимость получения заключения газотранспортной и газораспределительной организации о наличии технической возможности подключения согласно п. 56, 57 Правил подключения N 1314, поскольку планируемый часовой расход газа будет превышать 300 куб. метров.
Общество письмом от 17.02.2016 N СО-01/9-04-12/914 сообщило заявителю, что в представленном расчете потребности в тепле и топливе, выполненном ООО "Газстрой", не указан тип газовых плит и максимальный часовой расход газа на одну плиту.
ООО "Лидерстрой" обратилось в управление с жалобой на действия общества, выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения заявки ООО "Лидерстрой" от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики "Кубанская".
Решением по делу N 180/2016 от 03.11.2016 управление признало в действиях общества факт нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в ущемлении интересов ООО "Лидерстрой" путем нарушения порядка рассмотрения заявки от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, в части несоблюдения срока рассмотрения заявки, предусмотренного пунктом 74 Правил подключения N 1314, а также требования предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения N 1314.
Общество, полагая решение от 03.11.2016 по делу N 180/2016 незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции поддержал позицию антимонопольного органа, признав действия (бездействие) общества нарушающими порядок рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении), установленный Правилами подключения N 1314.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление N 30) разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Общество занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа в Динском районе (с долей 100%), следовательно, на общество распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила подключения N 1314).
Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Правила регулируют отношения между владельцами земельного участка и газораспределительной организацией, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения объектов капитального строительства. Из этого следует, что с заявлением на выдачу технических условий подключения может обратиться только владелец(ы) земельного участка, который(е) обязан(ы) подтвердить свое право на земельный участок копиями правоустанавливающих документов.
Согласно п. 3 Правил подключения N 1314, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и в порядке предусмотренном законодательством РФ;
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В силу пункта 38 Правил подключения N 1314 при получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом II настоящих Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 настоящих Правил, и направляется в порядке, установленном разделом VI настоящих Правил, проект договора о подключении.
Технические условия согласно п. 28 Правил подключения N 1314 должны содержать следующие данные:
а) максимальная нагрузка (часовой расход газа);
б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям;
в) срок действия технических условий;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) характеристика существующей сети газораспределения в точке присоединения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
Пунктом 37 Правил подключения N 1314 предусмотрено, что технические условия, направляемые заявителю исполнителем в 30-дневный срок со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении), дополняются, в том числе, информацией о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе.
Порядок предоставления заявителем заявки о подключении (технологическом присоединении) и перечень документов, которые заявитель должен представить с заявкой на подключение (технологическое присоединение) определен пунктами 64 - 71 Правил.
Пунктом 72 Правил подключения N 1314 установлено, что исполнитель не вправе требовать от заявителя предоставление сведений и документов, не предусмотренных Правилами и вправе возвратить заявку с документами только в случаях, предусмотренных пунктами 65 - 69 и 71 Правил.
Вышеуказанный порядок (п. п. 64 - 72 Правил) предусмотрен для случаев, в которых подключение осуществляется к сетям газораспределения, собственником которых является газораспределительная организация.
Из материалов дела видно, что 11.01.2016 ООО "Лидерстрой" направило обществу заявку о подключении объекта газификации к сети газораспределения, согласно которой планируемый максимальный часовой расход газа равен 298 м3/час.
Согласно п. 13 Правил подключения N 1314 при предоставлении сведений и документов, указанных в пп. 7, 8 Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня предоставления запроса о выдаче технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Так, согласно пп. в) п. 7 Правил запрос должен содержать планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек; пп. в) п. 8 Правил к запросу о предоставлении технических условий прилагается расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров).
Пунктом 67 Правил подключения N 1314 определено, что в случае если заявитель ранее не получал технические условия, в заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к сведениям и документам, указанным в пунктах 7 и 8 Правил N 1314, указываются следующие сведения:
а) правовые основания владения и (или) пользования земельным участком;
б) максимальный часовой расход газа отдельно по различным точкам (если их несколько) подключения (технологического присоединения) с обоснованием необходимости нескольких точек подключения (технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 25 Правил подключения N 1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, что следует из пункта 14 Правил подключения N 1314.
Таким образом, общество обязано проверять техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства.
С целью проверки технической возможности подключения общество, проверив расчет, представленный ООО "Лидерстрой", определило, что общий расход газа на объекте составит свыше 300 м3/час, поэтому обществу необходимо представить заключение, предусмотренное пп. д) п. 69 Правил подключения N 1314.
Так, пунктом 56 Правил подключения N 1314 предусмотрено, что для заявителей с максимальным часовым расходом газа свыше 300 куб. метров техническая возможность подключения (технологического присоединения) означает возможность транспортировки заявленного объема газа не только по сети газораспределения исполнителя, но и по газотранспортной системе и сети газораспределения (при наличии), которые технологически связаны с сетью газораспределения исполнителя.
В указанном выше случае заявителю необходимо направить обращение об определении технической возможности подключения (технологического присоединения) с приложением сведений и документов, указанных в пп. 7 и 8 Правил, в газотранспортную организацию и газораспределительную организацию, газотранспортная система и сеть газораспределения которых технологически связаны с сетью газораспределения исполнителя (п. 57 Правил подключения N 1314 ).
Газотранспортная организация и газораспределительная организация, сеть газораспределения которой технологически связана с сетью газораспределения исполнителя, при поступлении обращений от заявителя должны направить ему заключения о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) в течение 14 рабочих дней (п. 58 Правил подключения N 1314).
Согласно п. 69, 71 Правил подключения N 1314 к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагается, среди прочих документов: копии заключений газотранспортной организации и газораспределительной организации, сеть газораспределения которой технологически связана с сетью газораспределения исполнителя (при наличии такой сети), о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (в случае, когда максимальный часовой расход газа превышает 300 куб. метров) (пп. д).
В соответствии с пунктом 73 Правил подключения N 1314 в случае, если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.
В связи с тем, что соответствующие заключения в адрес общества не направлялись, правовые основания для выдачи технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения отсутствовали.
Следовательно, действия общества по проверке корректности расчета заявителя, а также требование представить заключения газотранспортной организации и газораспределительной организации о наличии технической возможности подключения соответствуют положениям Правил подключения N 1314.
Проверка технической возможности подключения нового потребителя необходима для предотвращения неблагоприятных последствий в будущем, например, связанных с перегрузкой сетей и, как следствие, аварийных ситуациях.
В данном случае права и законные интересы ООО "Лидерстрой" не нарушены, поскольку заявитель не лишен возможности устранить выявленные обществом нарушения и вновь обратиться с заявлением о подключении с приложением запрошенных обществом документов.
На основании вышеизложенного судебная коллегия не усматривает в действиях АО "Газпром газораспределение Краснодар" нарушений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2017 по делу N А32-45805/2016 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 03.11.2016 по делу N 180/2016.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в пользу акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 4500 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45805/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2017 г. N Ф08-9383/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Газпром газораспределение Краснодар"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Лидерстрой"