Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2017 г. N Ф07-13514/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А66-1712/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Моисеевой И.Н. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от истца Быстровой О.А. по доверенности от 08.08.2017 N 19/2017, Мараренко В.В. по доверенности от 08.08.2017 N 17/2017, Рослова В.Н. по доверенности от 08.08.2017 N 18/2017, от ответчика Корчагина Г.Р. по доверенности от 28.12.2016 N 012-0188,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кашинский завод электроаппаратуры" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2017 года по делу N А66-1712/2017 (судья Трунина Е.Л.),
установил:
открытое акционерное общество "Кашинский завод электроаппаратуры" (ОГРН 1026901660180, ИНН 6909002060; место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 1; далее - Завод) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (ОГРН 1026900536101, ИНН 6905062685; место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Крылова, д. 40/29; далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 25.10.2016 N 01/17 (далее - дополнительное соглашение) к договору поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6173/12 (далее - договор), а именно изложении пункта 5 дополнительного соглашения в редакции Завода, указанной в протоколе разногласий к дополнительному соглашению.
Решением суда от 23 мая 2017 года разногласия, возникшие между Заводом и Обществом при заключении дополнительного соглашения, урегулированы, пункт 5 дополнительного соглашения изложен в следующей редакции: "Оптовая цена объемов газа по точке подключения "Котельная промплощадки N 2" определяется с применением постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" от 28.05.2007 N 333 и составляет на период с 01.01.2017 4531 (четыре тысячи пятьсот тридцать один) рубль за 1 тыс. м куб., кроме этого, НДС согласно действующему законодательству".
Завод с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что заключение дополнительного соглашения не является впервые заключаемым договором (соглашением) по поставке газа в котельную промплощадки N 2. Закупаемый объем газа не превышает, установленный в договоре на 2007 год, в связи с чем оплата за поставленный газ должна производиться по регулируемым оптовым ценам.
Представители Завода в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в суде апелляционной инстанции отклонили приведенные в жалобе доводы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как усматривается в материалах дела, сторонами заключен договор, по условиям которого ответчик (поставщик) обязуется поставлять с 01.01.2013 по 31.12.2013 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а истец (покупатель) обязуется принимать и оплачивать газ.
Точкой поставки газа по договору является котельная, расположенная по адресу: Тверская область, г. Кашин, ул. А. Луначарского, д.1 (далее - котельная).
Срок действия договора сторонами неоднократно продлевался, о чем подписывались дополнительные соглашения к договору.
Заводом и Обществом заключено дополнительное соглашение от 29.03.2016 к договору, согласно которому в договор включена новая точка поставки - котельная промплощадки N 2 с новым газопотребляющим оборудованием, расположенная по адресу: Тверская область, г. Кашин, ш. Калининское (далее - котельная промплощадки N 2).
Общество направило в адрес Завода для подписания дополнительное соглашение (получено адресатом 28.12.2016), в соответствии с которым действие договора продлевается на срок до 31.12.2017 (пункт 1 дополнительного соглашения), устанавливаются объем газа на 2017 год по двум точкам поставки газа (котельная и котельная промплощадки N 2) в размере 2880 тыс.куб.м (пункт 2 дополнительного соглашения), а также оптовая цена объемов газа по точке подключения "котельная промплощадки N 2", определяемая с применением постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ", которая на период с 01.01.2017 составляет 4531 руб. за 1 тыс. куб. м (налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству) (пункт 5 дополнительного соглашения).
Завод подписал дополнительное соглашение с протоколом разногласий от 29.12.2016 N 1 по пункту 5 и направил его в адрес ответчика.
Поскольку разногласия по дополнительному соглашению сторонами самостоятельно не урегулированы, Завод обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По общему правилу, предусмотренному в статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), изменение договора возможно по соглашению сторон.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 того же Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании пункта 1 статьи 539 названного Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения) цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Пунктом 15.1 Основных положений установлено, что оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром"(далее - ОАО "Газпром") и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 01.07.2007 (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
В соответствии с пунктом 15.2 Основных положений в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.
Пунктом 15.3 Основных положений предусмотрено, что поставщики реализуют газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Согласно пункту 4 Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.07.2007 N 155-э "Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021" принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам поставки газа для его потребления на газоиспользующем оборудовании, введенном в эксплуатацию вместо ранее использовавшегося, которое обеспечивалось газом, добываемым ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на ранее использовавшееся оборудование на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам газа сверх суммарных объемов поставки газа, отраженных в договорах, заключаемых в течение 2007 года (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом положений пункта 5 настоящего Положения, при условии, что в течение года заключается несколько договоров поставки газа в следующих случаях:
- создание новых конечных потребителей путем реорганизации;
- все газоиспользующее оборудование или его часть передано на праве собственности или ином законном основании другому конечному потребителю;
- новое газоиспользующее оборудование вводится в эксплуатацию взамен ранее использовавшегося.
В случае если путем реорганизации создаются новые конечные потребители право собственности на часть газоиспользующего оборудования передается другому конечному потребителю или оборудование передается на иных законных основаниях), то объемы поставки газа, сверх которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, сумма которых равна объемам поставки газа, отраженным в договорах, заключаемым на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом положений пункта 5 настоящего Положения распределяются между конечными потребителями на основании достигнутых между ними договоренностей, либо, в случае отсутствия таковых, пропорционально проектной мощности газоиспользующего оборудования (пункты 6, 7 указанного Приказа).
Из материалов дела следует, что сторонами был заключен договор поставки и транспортировки газа от 15.12.2006 N 52-4-4773/07 с началом поставки с 01.01.2007 по 31.12.2007.
Годовой объем поставки газа по данному договору составил 2880 тыс.куб.м. Точкой поставки являлась котельная.
Впоследствии стороны заключили долгосрочный договор поставки и транспортировки газа от 25.07.2007 N 52-4-5753/08 с периодом поставки с 01.01.2008 по 31.12.2012.
Годовой объем поставки газа по указанному договору составил также 2880 тыс.куб.м. Точкой поставки являлась котельная.
Далее стороны заключили договор со сроком поставки газа с 01.01.2013 по 31.12.20013, действие которого, как отмечалось выше, продлевалось путем заключения сторонами договора дополнительных соглашений к нему. Согласованный сторонами объем поставляемого газа по договору из года в год составлял 2880 тыс.куб.м.
Данный договор действует между сторонами и в настоящее время.
Означенные обстоятельства сторонами не опровергнуты.
Таким образом, Завод как потребитель газа не может являться лицом, на которое распространяются правила подпункта "а" пункта 15.1 Основных положений.
Сторонами также не оспаривается, что котельная промплощадки N 2 является вновь введенным объектом газопотребления и ранее не снабжалась газом.
В данном случае включение сторонами в договор дополнительной точки поставки газа могло повлечь увеличение объемов поставляемого газа.
Между тем, введя в эксплуатацию котельную промплощадки N 2, Завод не приобретает объемы газа сверх тех, что приобретало в 2007 году. В рассматриваемом дополнительном соглашении стороны предусмотрели тот же объем газа, который был зафиксирован в договоре поставки газа на 2007 год.
Указанное свидетельствует о том, что Завод не относится и к потребителям, поименованным в подпункте "б" пункта 15.1 Основных положений.
Поскольку истцом не превышены объемы потребляемого газа, установленные по состоянию на 01.07.2007, апелляционная инстанция приходит к выводу о наличии у истца права на получение газа по регулируемым оптовым ценам.
Таким образом, требование истца об исключении из текста дополнительного соглашения пункта подлежат удовлетворению.
Расходы Завода по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций подлежат отнесению на Общество в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2017 года по делу N А66-1712/2017 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Урегулировать разногласия, возникшие между открытым акционерным обществом "Кашинский завод электроаппаратуры" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" при заключении дополнительного соглашения от 25.10.2016 N 01/17 к договору поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6173/12, исключив из дополнительного соглашения пункт 5.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (ОГРН 1026900536101, ИНН 6905062685) в пользу открытого акционерного общества "Кашинский завод электроаппаратуры", Тверская область (ОГРН 1026901660180, ИНН 6909002060) 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (ОГРН 1026900536101, ИНН 6905062685) в пользу открытого акционерного общества "Кашинский завод электроаппаратуры", Тверская область (ОГРН 1026901660180, ИНН 6909002060) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1712/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2017 г. N Ф07-13514/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "КАШИНСКИЙ ЗАВОД ЭЛЕКТРОАППАРАТУРЫ"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ТВЕРЬ"