г.Самара |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А72-4313/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2017 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЛТ"
на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 июня 2017 года о прекращении исполнительного производства по делу N А72-4313/2013 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СЛТ", г.Ульяновск, заинтересованные лица: администрация города Ульяновска, г.Ульяновск, комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, г.Ульяновск, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Мосина М.Е., г.Ульяновск, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Хайбуллова В.Х., г.Ульяновск, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Евро", г.Ульяновск,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СЛТ" (далее - ООО "СЛТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - комитет архитектуры и градостроительства, заинтересованное лицо) от 27.02.2013 N 01-13/847 в обеспечении выбора земельного участка площадью 1850,0 кв.м, расположенного северо-восточнее гаражного комплекса по ул.Репина, 37В в Ленинском районе г.Ульяновска под размещение объекта торговли, досуга и развлечений, об обязании администрации города Ульяновска произвести выбор земельного участка площадью 1850,0 кв.м, расположенном северо-восточнее гаражного комплекса по ул.Репина,37В в Ленинском районе г.Ульяновска под размещение объекта торговли, досуга и развлечений.
Решением от 11.04.2014 отказ комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 27.02.2013 N 01-13/847 в обеспечении выбора земельного участка площадью 1850 кв.м, расположенном северо-восточнее гаражного комплекса по ул.Репина, 37В в Ленинском районе г.Ульяновска под размещение объекта торговли, досуга и развлечений признан незаконным. Суд обязал администрацию города Ульяновска в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90, (далее - Правила землепользования и застройки) обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка согласно заявлению ООО "СЛТ", поступившего в администрацию г.Ульяновска 11.02.2013 N 5628-01, в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения. Суд обязал администрацию города Ульяновска в установленные сроки в соответствии с частями 5-7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Администрация города Ульяновска 18.01.2017 обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о прекращении исполнительного производства от 27.06.2014 N 6542/16/73017-ИП, возбужденного судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на основании исполнительного листа от 13.05.2014 серия АС N 003853475, выданного Арбитражным судом Ульяновской области по делу NА72-4313/2013.
Определением от 23.01.2017 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее - УФССП России по Ульяновской области), судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Мосину М.Е.
Определением от 21.04.2017 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Хайбуллову В.Х.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14 июня 2017 года исполнительное производство N 6542/16/73017-ИП в отношении администрации города Ульяновска на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Ульяновской области от 13.05.2014 серия АС N 003853475 прекращено.
В апелляционной жалобе ООО "СЛТ" просит определение суда отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказать, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для прекращения процедуры исполнительного производства. поскольку возможность исполнения решения суда не утрачена - ничто не препятствует администрации города Ульяновска принять соответствующее (в том числе с учетом новых норм Земельного кодекса Российской Федерации) решение в рамках исполнения решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014. В любом случае должником должно было быть принято решение по результатам рассмотрения обращения заявителя в соответствии с решением суда. Иначе нарушаются права заявителя, который фактически лишается судебной защиты в результате необоснованного бездействия администрации города Ульяновска на протяжении длительного времени. При наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым были признаны нарушенными права заявителя в результате отказа администрации г.Ульяновска в проведении предусмотренных законом процедур предоставления земельного участка, прекращение исполнительного производства ввиду изменения земельного законодательства на момент исполнения решения суда противоречит принципу обязательности решения суда, закрепленному в ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу части 2 статьи 327 АПК РФ приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.
В статье 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указаны случаи прекращения исполнительного производства. Одним из оснований прекращения указана утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По данному делу суд решением от 11.04.2014 обязал администрацию города Ульяновска в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90,
обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка согласно заявлению ООО "СЛТ", поступившего в администрацию г.Ульяновска 11.02.2013 N 5628-01, в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения.
В данном случае суд обязал администрацию г.Ульяновска обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не как самостоятельные действия, а в целях рассмотрения заявления ООО "СЛТ" о выборе земельного участка (то есть с предварительным согласованием места размещения объекта).
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2,5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) статьи 30 - 32 ЗК РФ утратили силу с 01.03.2015.
Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, не предусматривает предоставления для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
В статье 34 Федерального закона N 171-ФЗ закреплены переходные положения, в частности земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2018 предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (пункт 1 названной статьи).
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Аналогичные доводы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А72-9615/2015 от 03.03.2016.
Между тем до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом обществом земельном участке принято не было, в связи с чем данный земельный участок не может быть предоставлен обществу в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Ссылка ООО "СЛТ" на постановление администрации г.Ульяновска N 1350 от 27.02.2015 необоснованна. Указанное постановление отменено постановлением администрации г.Ульяновска N 3730 от 14.07.2015.
ООО "СЛТ" обжаловало в судебном порядке постановление администрации г.Ульяновска N 3730 от 14.07.2015.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.05.2016 N А72-12359/2015 требования ООО "СЛТ" оставлены без удовлетворения.
Администрация г.Ульяновска во исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области по данному делу направила ООО "СЛТ" отказ от 14.03.2015 исх. N 3551-01 в предварительном согласовании места размещения объекта.
Представитель ООО "СЛТ" в судебном заседании пояснил, что общество знакомо с
вышеуказанным отказом.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у администрации города Ульяновска отсутствуют правовые основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, или решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решения о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения, поскольку процедура предоставления земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 ЗК РФ, утратила силу с 01.03.2015.
С учетом изложенного суд первой инстанции заявление администрации города Ульяновска о прекращении исполнительного производства N 6542/16/73017-ИП удовлетворил.
Доводы заявителя об отсутствии правовых оснований для прекращения процедуры исполнительного производства несостоятельны. Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на сегодняшний день ввиду внесения изменений в земельное законодательство Российской Федерации у администрации отсутствуют основания для принятия соответствующего решения по заявлению общества, то есть фактическая возможность исполнения судебного акта утрачена, что не лишает заявителя права на компенсацию понесенных вследствие этого убытков.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения определения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного определение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 июня 2017 года о прекращении исполнительного производства по делу N А72-4313/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за подачу апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о прекращении исполнительного производства не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 июня 2017 года о прекращении исполнительного производства по делу N А72-4313/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4313/2013
Истец: ООО "СЛТ", ООО СЛТ
Ответчик: Администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Ульяновской области
Третье лицо: ООО Евро, СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области Хайбуллова В.Х., Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных призводств УФССП России по Ульяновской области - Мосина М.Е., Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных призводств УФССП России по Ульяновской области - Хайбуллова В.Х., Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Администрация города Ульяновска, АНО "Поволжский центр экспертиз", АНО "Центр судебных экспертиз", Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, ОГУП Имущество, ООО "СОЭКС - Ульяновская ТПП", ООО "Корпорация независимых экспертов", ООО "Союз-Эксперт", судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Мосина М.Е., УФССП по Ульяновской области