город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2017 г. |
дело N А32-2821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.
судей Маштаковой Е.А., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом; от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-2821/2017
по иску индивидуального предпринимателя Щеголевой Яны Александровны (ИНН 234906101842, ОГРН ИП 317237500014652)
к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 142304982510)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СГС" (ИНН 2320006911, ОГРН 1032311674120); открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество
принятое в составе судьи Николаева А.В.
УСТАНОВИЛ:
ИП Щеголева Я.А. обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права на недвижимое имущество: нежилое помещение, общей площадью 458,15 кв. м, расположенное по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Партизанская, д. 24.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации перехода к Щеголевой Яны Александровны права аренды на объект недвижимого имущества: нежилые помещения N 1-32, находящиеся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенные по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская, д. 24, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 16.12.2016 N 23/001/856/2016-6828, как противоречащий пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода к Щеголевой Яне Александровне права аренды на объект недвижимого имущества: нежилые помещения N 1-32, находящиеся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенные по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская, д. 24.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540 ОГРН 142304982510 взысканы, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что выводы суда не соответствуют действительным обстоятельствам дела, просит суд решение отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на апелляционную жалобу ИП Щеголева Я.А. и ОАО "Российские железные дороги" считают решение законным и обоснованным, просят суд оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец, ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, ответчика и третьего лица, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.09.2016 между ООО "УК "СГС" (цедент) и ИП Щеголевой Яной Александровной (цессионарий) был заключен договор уступки (цессии) имущественного права по итогам проведения открытых торгов.
В соответствии с пунктом 1.1. договора заявителем было приобретено право аренды нежилых помещений N 1-32, находящихся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенных по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская д. 24.
30.08.2016, 28.09.2016 и 18.10.2016 заявителем была произведена полная оплата приобретенного им права аренды по договору цессии от 28.09.2016, что подтверждается платежными квитанциями, а также платежным поручением от 30.09.2016 N 1.
02.11.2016 в целях осуществления государственной регистрации перехода к нему права аренды нежилых помещений N 1-32, находящихся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенных по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская д. 24, заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, от 02.11.2016 Щеголевой Я.А. государственному регистратору представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 02.11.2016 N 23/001/856/2016-6828, доверенность от 30.09.2016 N 6145522 серия 23 АА, договор уступки N 1 от 28.09.2016, платежное поручение от 30.09.2016, газета Комерсантъ, объявление о проведении торгов от 01.11.2016, сообщение о результатах торгов от 01.11.2016, квитанция от 30.08.2016, квитанция от 28.09.2016, протокол собрания кредиторов от 08.07.2016, Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.10.2016, положения о порядке от 08.07.2016 N 7, Определение суда от 12.03.2015, Решение суда от 15.12.2009, акт приема-передачи документов от 20.10.2016, протокол об определении участков торгов от 26.09.2016, договор о задатке N 1 от 25.08.2016, протокол о результатах проведения открытых торгов по лоту N 1 от 26.09.2016, чек от 02.11.2016.
Сообщением от 18.11.2016 государственная регистрация перехода к заявителю права аренды нежилых помещений N 1-32, находящихся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенных по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская д. 24, была приостановлена до 15.12.2016 ввиду истребования государственным регистратором дополнительных документов.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, от 02.12.2016 ИП Щеголевой Я.А. государственному регистратору дополнительно представлены следующие документы: заявление о предоставлении дополнительных документов, доверенность от 30.09.2016 N 6145522 серия 23АА, Решение суда от 15.12.2009, заявление об отсутствии зарегистрированного брака от 28.09.2016, Определение суда от 12.03.2015, договор уступки имущественного права по итогам проведения открытых торгов (с исправлением опечатки) от 28.09.2016, заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 02.11.2016, чек от 02.12.2016 N 534050163, подтверждающий уплату ООО "УК "СГС" государственной пошлины в размере 11 000 руб.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, от 08.12.2016 ООО "УК "СГС" государственному регистратору представлены следующие документы: заявление о предоставлении дополнительных документов для государственной регистрации от 08.12.2016 N 23/001/865/2016-2742, договор уступки (цессии) имущественного права по итогам проведения открытых торгов от 28.09.2016 N 1, паспорт РФ от 06.10.2013.
Согласно сообщения Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 16.12.2016 N 23/001/856/2016-6828 Щеголевой Я.А. отказано в государственной регистрации перехода права аренды на объект недвижимого имущества: нежилые помещения N 1-32, находящиеся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенные по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская д. 24.
Заявитель, полагая, что отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в государственной регистрации перехода к Щеголевой Яне Александровне права аренды на объект недвижимого имущества: нежилые помещения N 1-32, находящиеся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенные по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская, д. 24, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 16.12.2016 N 23/001/856/2016-6828, нарушает права и законные интересы ИП Щеголевой Я.А., обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
При решении об обоснованности заявленных требований, суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (здесь и далее в редакции от 03.07.2016), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (статья 13 Закона N 122-ФЗ).
В ходе исследования материалов дела судом установлено, что заявителем поданы самостоятельные заявления о государственной регистрации в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
1) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, д. 54, общей площадью 93 кв. м;
2) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, д. 54, общей площадью 89,3 кв. м;
3) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Донская, д. 42, общей площадью 163,4 кв. м;
4) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сочи, ул. Партизанская, д. 24, общей площадью 458,15 кв. м.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона N 122-ФЗ каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона N 122-ФЗ о регистрации при получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
Согласно требованиям пункта 15 Приказа Росреестра от 24.07.2014 N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" записи в книгу учета входящих документов (КУВД) вносятся последовательно в порядке поступления документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Одна запись в КУВД соответствует одному пакету документов, необходимых для совершения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, одного действия (например, регистрации права, в том числе права общей собственности, возникающего с момента государственной регистрации, регистрации сделки, регистрации ограничения (обременения) права).
Записи в книгу учета входящих документов вносятся последовательно в порядке их поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Правилами ведения книг учета документов установлен принцип внесения записей в книгу учета входящих документов: одна запись соответствует одному пакету документов, необходимых для совершения одного регистрационного действия (п. 11 Правил ведения книг учета).
Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный приказом Минэкономразвития от 09.12.2014 N 789 определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий при предоставлении государственной услуги.
Согласно пункта 150 Административного регламента, прием заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и выдача документов по результатам предоставления государственной услуги осуществляются также в многофункциональных центрах.
Подпункт 1 пункт 207 Административного регламента регламентирует порядок осуществления регистрационных действий, включающих прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктами 211, 218 Административного регламента, при получении документов на государственную регистрацию прав сотрудник, ответственный за прием документов, вносит соответствующую запись в КУВД с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
Сотрудник, ответственный за прием документов, комплектует заявление о предоставлении государственной услуги и необходимые для государственной регистрации прав документы.
Как следует из материалов дела, заявления на государственную регистрацию вышеуказанных объектов представлены ИП Щеголевой Я.А. в МКУ МО город Краснодар "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" 02.11.2016 в 10 ч. 29 мин., о чем в КУВД внесена единая запись N 23/001/856/2016-6828.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Следует отметить, что заявителем устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации перехода к Щеголевой Яне Александровне права аренды на объект недвижимого имущества: нежилые помещения N 1-32, находящиеся в цокольном этаже, под лит. А, общей площадью 458,15 кв. м, расположенные по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Партизанская, д. 24, согласно описей документов, принятых для оказания государственных услуг, от 02.12.2016 и 08.12.2016.
ИП Щеголевой Я.А. на государственную регистрацию поданы комплекты документов по каждому из объектов (г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, д. 54, общей площадью 93 кв. м; нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, д. 54, общей площадью 89,3 кв. м; нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Донская, д. 42, общей площадью 163,4 кв. м; нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сочи, ул. Партизанская, д. 24, общей площадью 458,15 кв. м). Указанные объекты не являются единым имущественным комплексом, либо иным единым объектом с точки зрения его государственного учета.
При таких обстоятельствах, объединение уполномоченным органом отдельных заявлений о государственной регистрации и приложенных к ним комплектов документов в одно регистрационное дело не может являться основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации по спорному объекту, лишь по той причине, что в государственной регистрации других объектов регистрационного дела было отказано. При этом само объединение всех комплектов документов по объектам в одно регистрационное дело явилось инициативой уполномоченного на прием документов органа, а не заявителя.
Судом установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по спорному объекту, по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-2821/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2821/2017
Истец: ИП Щеголевая Яна Александровна, Щеголева Я А
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО Российские железные дороги, ООО "СГС", ООО "УК "СГС", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СОЧИГРАНДСТРОЙ"