Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 декабря 2017 г. N Ф10-4669/17 настоящее постановление отменено
23 августа 2017 г. |
Дело N А83-7834/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Дьяченко М.С.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Черномор-инвест" - Наникашвили И.А. по доверенности от 21.11.2016, от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Ачкинадзе А.А., консультант судебного отдела управления правового обеспечения, по доверенности от 05.04.2017 N 07/01/2352, от Совета министров Республики Крым - Володькин С.А., консультант сектора обеспечения представительства по арбитражным и административным делам отдела по представительству в судебных органах Главного управления по представительству в судебных органах и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата, по доверенности от 12.04.2016 N 1/01-48/1748, от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Кравец А.В., заведующий отделом по представительству в судах управления по представительству в судебных и правоохранительных органах юридического департамента, по доверенности от 09.01.2017 N 01-Д,
в отсутствии государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный", Министерства здравоохранения Республики Крым, Витковой Марии Михайловны, Администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2017 года по делу N А83-7834/2016 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черномор-инвест" о признании незаконными решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьих лиц государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный", Министерства здравоохранения Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Витковой Марии Михайловны, Администрации города Ялты Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черномор-инвест" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее по тексту - комитет) об отказах в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения - N 1б в лит. Б с 1б-9 по 1б-14, общей площадью 81,7 кв.м, нежилые помещения N 1в в лит. Б с 1в-15 по 1в-21, общей площадью 105,9 кв.м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, 29 Д, а также в государственной регистрации перехода права собственности на указанные нежилые помещения от общества к Витковой Марии Михайловне на основании договоров купли-продажи N 1 и N 2 от 15.05.2014, в качестве способа устранения допущенных нарушений просит обязать комитет осуществить государственную регистрацию права собственности и переход права собственности на указанные помещения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Черномор-инвест" удовлетворено. Признаны незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в регистрации права собственности на нежилые помещения N 1б в лит. Б с 1б-9 по 1б-14, общей площадью 81,7 кв.м, нежилые помещения N 1в в лит. Б с 1в-15 по 1в-21, общей площадью 105,9 кв.м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, 29 Д, и перехода права собственности на указанные нежилые помещения от ООО "Черномор-инвест" к Витковой Марии Михайловне на основании договоров купли- продажи N 1 и N 2 от 15.05.2014. Суд обязал Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные нежилые помещения за ООО "Черномор-инвест" и переход права собственности к Витковой Марии Михайловне на основании ранее поданного заявления. Суд взыскал с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу общества судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6000,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2017 года, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением и.о. председателя суда от 15.08.2017 произведена замена судьи Приваловой А.В., принимавшей участие в рассмотрении апелляционной жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2017 года по делу N А83-7834/2016, на судью Карева А.Ю.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
До начала судебного разбирательства от Совета министров Республики Крым поступили пояснения по апелляционной жалобе, в судебном заседании его представитель поддержал доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права поскольку судом не были приняты во внимание нормы Земельного кодекса РФ, ст. 554 Гражданского кодекса РФ.
От Министерства здравоохранения Республики Крым до начала судебного разбирательства также поступили пояснения по апелляционной жалобе, согласно которым Министерство поддержало доводы апелляционной жалобы, пояснило, согласно имеющимся сведениям земельный участок, на котором расположен заявленный к регистрации объект, полностью находится в собственности Республики Крым. Кроме того, от Министерства поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный", Министерства здравоохранения Республики Крым, Витковой Марии Михайловны, Администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21 марта 2016 года общество совместно с Витковой М.М. обратились в Ялтинский отдел комитета с заявлениями о регистрации права собственности и перехода права собственности на недвижимое имущество - нежилые помещения N 1б в лит. Б с 1б-9 по 1б-14, общей площадью 81,7 кв.м, N 1В в лит. Б с 1в-15 по 1в-21,общей площадью 105,9 кв.м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, 29 Д.
Сообщениями комитета от 09.06.2016 за N 90/021/968/2016-5692 и N 90/021/968/2016-5618 заявителям было отказано в государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на указанные нежилые здания на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) ввиду того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства; не представления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем при обращении в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
Действия комитета по регистрации права собственности регламентированы нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных взаимоотношений).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (часть 5 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в числе прочего, правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверку действительности поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
При проведении правовой экспертизы в целях подтверждения наличия зарегистрированного права собственности общества и подтверждения того, что право собственности общества не было прекращено в порядке перехода права к другому лицу, либо по иным основаниям, а также относительно возможной национализации объектов недвижимого имущества, заявленных на государственную регистрацию, государственным регистратором были направлены запросы в Ялтинское БТИ и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судом установлено, что при обращении в комитет с заявлениями о регистрации права собственности и перехода права собственности на нежилые помещения, заявителями были предоставлены документы, необходимые для регистрации прав, в частности, свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество - нежилые помещения N 1б в лит. Б с 1б-9 по 1б-14, общей площадью 81,7 кв.м, нежилые помещения N 1в в лит. Б с 1в-15 по 1в-21, общей площадью 105,9 кв.м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, 29 Д, а также договоры N 1 и 2 купли-продажи недвижимого имущества от 15.05.2014, заключенные между обществом и Витковой М.М..
Указанные свидетельства были выданы исполнительным комитетом Алупкинского городского совета АР Крым 28.09.2010 на основании решения исполнительного комитета Алупкинского городского совета от 24.09.2010 N 416.
Право собственности на имущество, указанное в свидетельствах, зарегистрировано за обществом Коммунальным предприятием Алупкинского городского совета "Алупкинское бюро технической инвентаризации" 28 сентября 2010 года, регистрационные номера 31619064, 31619066.
Согласно ответу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым недвижимость, расположенная по адресу г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина д. 29 Д, не входит в состав имущества Республики Крым.
Каких-либо сведений о наличии арестов, запрещений, иных обременений на данный объект не имеется, помещения свободны от прав третьих лиц, в том числе и государства.
Судом установлено, что причиной отказа в государственной регистрации стали сомнения регистратора в принадлежности заявителю права собственности на недвижимое имущество, поскольку, исходя из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым следует, что по ул. Ленина, 29 находится санаторий с детьми "Южнобережный", относящийся к ведению Министерства здравоохранения Республики Крым, в пользовании которого находится земельный участок площадью 3,6953 га, который также имеет адрес: г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29. При этом, в отказах акцентировано внимание на то, что указанный земельный участок находится в собственности Республики Крым, и сведения о передаче части земельного участка под строения отсутствуют.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, объект, заявленный к регистрации, имеет другой адрес - ул. Ленина, 29Д.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого - либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом, апелляционная коллегия пришла к выводу, что в силу императивного предписания норм действующего законодательства, представленные на государственную регистрацию свидетельства являются действующими, заявителем при обращении в регистрирующий орган представлены все необходимые для регистрации прав документы, в связи с чем, ссылка государственного регистратора на абзацы 4, 10 ч. 1 ст. 20 ФЗ N 122-ФЗ в сообщениях об отказе в государственной регистрации является незаконной.
Довод комитета со ссылкой на статью 25 Закона N 122-ФЗ, которая предусматривает необходимость предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, заявленный к регистрации, апелляционная коллегия отклоняет поскольку данная статья регламентирует порядок регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества.
В данном случае заявленные объекты недвижимости были созданы и зарегистрированы в установленном законодательством Украины, действующим на момент возникновения прав собственности, порядке.
В статье 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2017 года по делу N А83-7834/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7834/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 декабря 2017 г. N Ф10-4669/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "ЧЕРНОМОР-ИНВЕСТ"
Третье лицо: Администрация г.Ялты, Виткова Мария Михайловна, ГБУ РК "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный", МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство имущественных и земельных отношений РК, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1157/17
18.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7834/16
26.12.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4669/17
23.08.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1157/17
26.04.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7834/16