Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф05-17579/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А40-13839/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Обороны РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2017 года по делу N А40-13839/2017, принятое судьей Е.В. Коноваловой
по иску АО "ГУ ЖКХ" (ОГРН 1095110000325)
к Министерству Обороны РФ (ОГРН 1037700255284)
о взыскании 599 577 руб. 20 коп. долга по государственному контракту N 5-ТХ от 21.09.2015.
при участии в судебном заседании:
от истца: Кебул М.Л. по доверенности от 01.11.2016 N 1838;
от ответчика: Коновалов Д.С. по доверенности от 15.06.2017 N 212/1/141;
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании 599577 руб. 20 коп. долга. Требования основаны на том, что ответчиком своевременно не оплачена поставленная истцом в ноябре-декабре 2015 по государственному контракту N 5-ТХ от 21.09.2015 тепловая энергия.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что задолженность не может быть взыскана, поскольку между сторонами не утверждены тарифы по поставке тепловой энергии.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2017 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, за период с 01.11.2015 по 31.12.2015 для нужд подведомственных Министерству обороны России организаций и учреждений подтверждается государственным контрактом N 5- ТХ от 21.09.2015 на оказание услуг по поставке, передаче тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
АО "ГУ ЖКХ" в ноябре и декабре 2015 г. осуществило по Госконтракту N 5-ТХ для нужд Минобороны России на территории Краснодарского края и Республики Адыгея поставку следующих объемов энергоресурсов: в ноябре 2015 года: тепловая энергия для нужд отопления в объеме 113,826341 Гкал., в декабре 2015 года: тепловая энергия для нужд отопления в объеме 184,127444 Гкал.
Однако в нарушение п. 2.2. и 2.3. Госконтракта N 5-ТХ, Госзаказчик прием этих услуг не организовал и оплату их фактического объема не произвел.
Тарифы для АО "ГУ ЖКХ" установлены Приказом РЭК-ДЦТ Краснодарского края от 30.11.2015 N 60/2015-т на поставку тепловой энергии на 2016 год.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4.6. Государственного контракта, оплата оказываемых Услуг осуществляется Госзаказчиком по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ Ответчика оплатить оказанные ему Истцом по Государственному контракту от 21.09.2015 N 5-ТХ на территории Краснодарского края и Республики Адыгея услуги по поставке тепловой энергии за период с '01.11.2015 по 31.12.2015 не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в силу ст.ст. 539, 544 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что до 01.11.2015 аналогичные услуги в сфере теплоснабжения на территории Краснодарского края и Республики Адыгея для нужд Минобороны России оказывало Акционерное общество "РЭУ" на основании Государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ. Приказами РЭК - ДЦиТ КК для АО "РЭУ" на 2015 год устанавливались тарифы на тепловую энергию и горячую воду N56/2014-т от 19.12.2014. Установленные на 2016 год для АО "ГУ ЖКХ" тарифы на тепловую энергию и горячую воду (приказ РЭК КК И РА от 30.11.2015 N 60/2015-т) выше тарифов, установленным на 2015 г. на эти же ресурсы для АО "РЭУ" (постановления РЭК
КК от 19.12.2014 N 56/2014-окк). Расчет цены Государственного контракта от 21.09.2015 N 5-ТХ, заключенного Минобороны России с АО "ГУ ЖКХ", осуществлялся Ответчиком исходя из тарифов, установленных РЭК-ДЦиТ КК и РА для Акционерного общества "РЭУ" на 2015 г.
Истец произвел расчет стоимости потребленного ресурса на основании тарифов АО "РЭУ", что не противоречит положению ч. 3 ст. 424 ГК РФ и требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно расчету истца долг составляет 599 577 руб. 20 коп. Обстоятельство принятия ответчиком тепловой энергии не оспорено, возражений по количеству и качеству тепловой энергии не заявлено, доказательств оплаты долга не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что долг подлежит взысканию.
Довод апелляционной жалобы о том, что задолженность не может быть взыскана, поскольку между сторонами не утверждены тарифы по поставке тепловой энергии, признан апелляционным судом необоснованным по следующим основаниям.
Тариф не был установлен не по вине истца, не обратившегося в установленном законом порядке за его установлением.
Отсутствие утвержденного тарифа свидетельствует о невозможности исполнения Договора, в частности, невозможности исполнения обязательства по поставке тепловой энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
И не вправе отказаться в одностороннем порядке отказаться от исполнения взятых на себя обязательств.
При принятии норматива на горячее водоснабжение учитывается количество горячей воды на каждого человека.
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
В силу статьи 15.1. Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
К договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 Закона о теплоснабжении с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
В силу пункта 7 (1) Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду:
1) тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения;
2) тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Тарифы на горячую воду устанавливаются с учетом особенностей, предусмотренных разделом VIII Основ ценообразования (пункт 7 (2) Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса).
Согласно пункту 47 раздела VIII Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Согласно пунктам 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети). Под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Пунктами 3 и 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), установлено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся: тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Пункт 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения к параметрам дифференциации тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливаемых органами регулирования, относит, в том числе тип системы теплоснабжения (подпункт В).
Пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, как и пункт 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса предусматривает, что тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) является двухкомпонентным и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, поставляемая по открытой системе теплоснабжения тепловая энергия подлежит оплате абонентом по тарифу на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленному для данной теплоснабжающей организации.
В силу положений ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязательства по оплате имеет значение только факт оказания услуг вне зависимости от установленного в государственном контракте тарифа.
Расчет услуг тепловой энергии не оспорен соответствующими доказательствами, контррасчет исковых требований не представлен.
Тем более, ответчик не возражал, что услуги были оказаны в меньшем объеме или не оказаны вообще.
Также, ответчиком не доказано, что истец осуществлял расчет услуг по тарифам из своего прейскуранта, который не утверждался Постановлением Правительства Российской Федерации, сама по себе при отсутствии иных доказательств размера тарифов не опровергает правильность расчета истца.
Заключая договор, ответчик знал об отсутствии установленного тарифа на тепловую энергию, тем не менее, подписал впоследствии акты об объемах и стоимости поставленного в спорном периоде ресурса с применением установленного тарифа, действующего с предыдущей ресурсоснабжающей организацией.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2017 года по делу N А40-13839/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Обороны РФ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13839/2017
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", АО "ГУ ЖКХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Минобороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17579/17
14.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36948/19
14.12.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17579/17
21.08.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34815/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-13839/17