город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2017 г. |
дело N А32-1716/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от АО "НЭСК-электросети": представитель по доверенности от 01.01.2017 Михайленко П.В., паспорт;
от Южного межрегионального территориального управления Росстандарта: представитель по доверенности от 26.12.2016 N 117 Олизаренко Т.Н., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Росстандарта на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2017 по делу N А32-1716/2016, принятое судьей Хмелевцевой А.С., по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети" к Южному межрегиональному территориальному управлению Росстандарта о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, АО "НЭСК-электросети", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального территориального управления Росстандарта (далее - административный орган, ЮМТУ Росстандарта, управление) от 21.12.2015 N 06-46-104/2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2017 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Решение мотивировано тем, что выявленное административным органом правонарушение, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, постановление об административном правонарушении от 21.12.2015 N 06-46-104/2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ АО "НЭСК-электросети" оставить без изменения. В обоснование апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что непосредственным предметом договора энергоснабжения, заключенного АО "НЭСК" с потребителями, является продажа (отпуск) товара (продукции) - электрической энергии, предметом проверки является товар (электрическая энергия), предметом административного правонарушения является сертифицированная электрическая энергия, а не коммунальная услуга энергоснабжения, ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой по отношению к статье 7.23 КоАП РФ. Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что в силу своего статуса сетевой организации, а также в силу прямого запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и ее купле-продаже, АО "НЭСК-электросети" не является и не может являться исполнителем коммунальных услуг, и соответственно не может являться субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.23 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Южного межрегионального территориального управления Росстандарта поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель АО "НЭСК-электросети" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании обращений граждан, вх. от 16.11.2015 N 602-60ж, содержащих информацию о реализации (поставке, продаже) некачественной электрической энергии по адресу: г. Курганинск, ул. Проценко, д. 44, 30, 28, 15, 27, 48, 40, 19, 6, 1, 11, 21 по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, в отношении общества проведена проверка.
Проверкой установлено, что АО "НЭСК-электросети" реализует электрическую энергию в соответствии с Регламентом взаимодействия продавца и покупателя по вопросам поставки электроэнергии ненадлежащего качества потребителям (физическим лицам).
В результате проведенных испытаний электрической энергии, поставляемой гражданам-потребителям, установлены нарушения обязательных требований ГОСТ 32144-2013.
1. Опора N 141-1 К - 2 с совместным подвесом фидер 5 от ТП - 7 АО "НЭСК -электросети" (ПС 110/35/27,5/10 кВ "Курганная" К - 8 - ОАО РЖД) г. Курганинск, пересечение ул. Партизанская и ул. Д. Бедного, район дома N 81 по ул. Д.Бедного. По медленным изменениям напряжения (ГОСТ 32144-2013 пункт 4.2.2). Положительные и отрицательные отклонения напряжения A Uy в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального значения в течение 100 % времени Т интервала в одну неделю, фактическое наибольшее и наименьшее измеренное значение в период с 24.11.2015 по 30.11.2015 не соответствует требованиям ГОСТа.
2. Опора N 8а ВЛ 0,4 кВ от ТП - 7 фидер 5 АО "НЭСК - электросети" (ПС 110/35/27,5/10 "Курганная К - 8 - ОАО РЖД), г. Курганинск, ул. Проценко, 1.
По медленным изменениям напряжения (ГОСТ 32144-2013 пункт 4.2.2). Положительные и отрицательные отклонения напряжения A Uy в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального значения в течение 100 % времени Т интервала в одну неделю, фактическое наибольшее и наименьшее измеренное значение в период с 24.11.2015 по 30.11.2015 не соответствует требованиям ГОСТа.
3. Опора N 22 ВЛ 0,4 кВ от ТП - 7 фидер 5 АО "НЭСК - электросети" (ПС 110/35/27,5/10 "Курганная К - 8 - ОАО РЖД), г. Курганинск, ул. Проценко, 48.
По медленным изменениям напряжения (ГОСТ 32144-2013 пункт 4.2.2). Положительные и отрицательные отклонения напряжения A Uy в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального значения в течение 100 % времени Т интервала в одну неделю, фактическое наибольшее и наименьшее измеренное значение в период с 24.11.2015 по 30.11.2015 не соответствует требованиям ГОСТа.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.12.2015 N 163.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган вынес постановление от 21.12.2015 N 06 -46-104/2015 в соответствии, с которым на АО "НЭСК - электросети" наложено 100 000 рублей штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
В пункте 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), установлено, что договоры с потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В пункте 30 Основных положений предусмотрено, что если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Из материалов дела следует, что проверка проведена на основании обращения граждан от 16.11.2015 N 602-60ж. Согласно акту проверки от 14.12.2015 N 7-06/34-1632 предметом проверки являлась электрическая энергия, реализуемая обществом в соответствии с договорами энергоснабжения, заключенными в силу закона, гражданам, проживающим по ул. Проценко, г. Курганинск, Краснодарского края.
Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению электрическая энергия ненадлежащего качества реализовывалась гражданам.
С учетом изложенного, условия договора энергоснабжения должны соответствовать параграфу 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Общество в соответствии с абзацем девятым пункта 2 Правил N 354 является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для цели обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых домов и в соответствии с пунктом 31 названных Правил обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а").
В силу пункта 21 правил N 354 договоры электроснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в конкретном случае контроль качества электрической энергии производился не в домах потребителей коммунальной услуги, а в точке, где исходя из положений пункта 21 правил N 354, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к правилам N 354, согласно пункту 10 которого напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144 -2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ 32144-2013 система электроснабжения общего назначения определяется как совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.
В указанных точках общество оказывает коммунальную услугу - энергоснабжение, предназначенную для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доказательств того, что обществом осуществляется энергоснабжение (поставка) прочим потребителям (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), для целей отличных от потребления электроэнергии исключительно для бытовых нужд, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предметом проверки является коммунальная услуга - энергоснабжение.
Квалификация управлением совершенного обществом правонарушения по ч. 1 ст. 14.43 в данном случае является неверной.
Правонарушение, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно нормой статьи 7.23 КоАП РФ.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Довод административного органа о том, что АО "НЭСК - электросети" не может являться субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.23 КоАП РФ отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (пункт 120 постановления N 442).
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Согласно пункту 40 Правил N 861 сетевые организации при исполнении предусмотренного настоящим разделом договора обязаны:
а) обеспечивать работоспособное состояние и соблюдение обязательных требований к эксплуатации принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, приборов учета электрической энергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии;
б) своевременно информировать другую сторону договора о возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в работе принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, а также о ремонтных и профилактических работах, проводимых на указанных объектах;
в) беспрепятственно допускать уполномоченных представителей другой стороны договора в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии.
Параметры передаваемой электроэнергии предусмотрены ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Указанным ГОСТом к показателям качества электрической энергии отнесено напряжение.
Таким образом, сетевая организация в силу вышеназванных пунктов Правил N 861 обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Таким образом, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены правила N 354.
В соответствии со ст. 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. В связи с чем, судом первой инстанции сделан верный вывод о признании оспариваемого постановления незаконным и отмене.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда от 06.02.2017 N 308-АД16-19807 по делу А32-20098/2016.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2017 по делу N А32-1716/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1716/2016
Истец: АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по Краснодарскому краю
Третье лицо: ЮМТУ Ростехрегулирования