г. Томск |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А45-4124/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.,
судьи: Сбитнев А.Ю., Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
районной общественной организации "Краснообское казачество"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июня 2017 г.
по делу N А45-4124/2017 (судья Д.В. Векшенков)
по заявлению районной общественной организации "Краснообское казачество"
к администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской
области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Казачья станица"
о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Районная общественная организация "Краснообское казачество" (далее - РОО "Краснообское казачество", организация, заявитель, апеллянт) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Казачья станица" (далее - ООО "Казачья станица", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы организация ссылается на неверное определение правового положения заявителя и необоснованный отказ в удовлетворении заявления по мотиву пропуска срока давности для обращения в суд.
Подробно доводы РОО "Краснообское казачество" изложены в тексте апелляционной жалобы.
Администрация и третье лицо в представленных до начала судебного заседания отзывах на апелляционную жалобу не соглашаются с доводами апеллянта и просят оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 16.12.2016 РОО "Краснообское казачество" обратилась в администрацию рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, местоположение: участок находится примерно в 50 м по направлению на восток от ориентира - здание оздоровительного комплекса, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО р.п. Краснообск (р.п. Краснообск, ул. Восточная, напротив здания оздоровительного комплекса) с кадастровым номером 54:19:180601:73, площадью 31800 кв. м.
09.01.2017 письмом исх.N 01 администрация уведомила общественную организацию о принятии решения об отказе в предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Несогласие с решением заинтересованного лица об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка послужило основанием для обращения общественной организации в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что заявитель в порядке статьи 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих каким нормам закона не соответствует оспариваемое решение заинтересованного лица, какие права и законные интересы общественной организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены.
Кроме того, судом установлен пропуск заявителем установленного законом срока на судебную защиту.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С 01.03.2015 нормы ЗК РФ предусматривают предоставление в аренду земельных участков на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Кроме того, соответствующее предоставление (на торгах, без торгов) осуществляется только в отношении образованного в установленном порядке земельного участка.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу подпунктов 1 и 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Так, из материалов дела следует, что 17.02.2009 между Администрацией Новосибирского района и районной общественной организацией "Приобский казачий стан" был заключен договор N 5 аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:73 сроком на 5 лет, затем 30.10.2009 районная общественная организация "Приобский казачий стан" передала права и обязанности по договору N 5 от 17.02.2009 третьему лицу, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.11.2014 по делу N А45-14712/2014 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:73 от 17.02.2009 N 5 между Администрацией Новосибирского района и третьим лицом расторгнут, третье лицо обязано возвратить указанный земельный участок, заявитель внесен в ЕГРЮЛ 27.01.2014 как вновь созданная организация.
На испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности третьему лицу, а именно: сооружения сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами 54:19:180601:276, 54:19:180601:277, 54:19:180601:278, 54:19:180601:279, 54:19:180601:280.
Кроме того, судом установлено, что заявитель не является субъектом, обладающим правом на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Казачьи общества, согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), представляют собой организационно-правовую форму некоммерческой организации и считаются таковыми при условии внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 123.15 ГК РФ казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Главное управление министерства юстиции РФ по Новосибирской области в письме от 21.04.2017 N 54/05-5682 указало, что заявитель является общественным объединением и в соответствии со статьями 2 и 6 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" не может быть внесен в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель не включен в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было.
Кроме того, статья 10 Закона Новосибирской области от 05.12.2016 N 112-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области" (далее - Закон N 112-ОЗ) устанавливает, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть предоставлены религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ по договорам аренды без проведения торгов на территориях муниципальных образований Новосибирской области, перечень которых указан в приложении 2 к настоящему Закону.
Согласно приложению 2 к Закону N 112-ОЗ в перечень муниципальных образований Новосибирской области, на территориях которых земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ по договорам аренды без проведения торгов, включены Баганский район Новосибирской области; Барабинский район Новосибирской области; Болотнинский район Новосибирской области; Венгеровский район Новосибирской области; Доволенский район Новосибирской области; Здвинский район Новосибирской области; Карасукский район Новосибирской области; Куйбышевский район Новосибирской области; Медяковский сельсовет, Метелевский сельсовет и Яркульский сельсовет Купинского района Новосибирской области; Вагайцевский сельсовет, Кирзинский сельсовет, Новошарапский сельсовет, Усть-Луковский сельсовет Ордынского района Новосибирской области; Северный район Новосибирской области; Маюровский сельсовет Сузунского района Новосибирской области; Татарский район Новосибирской области; Лебедевский сельсовет Тогучинского района Новосибирской области; Убинский район Новосибирской области; Чистоозерный район Новосибирской области; Иткульский сельсовет Чулымского района Новосибирской области.
Из указанного следует, что рабочий поселок Краснообск Новосибирского района Новосибирской области не входит в перечень муниципальных образований Новосибирской области, на территории которых земельные участки предоставляются казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ по договорам аренды без проведения торгов.
Таким образом, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих возможность предоставления земельного участка, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка соответствует приведенным выше положениям действующего земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных организацией требований.
Судом, кроме того, установлено, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для подачи заявления о признании оспариваемого отказа незаконным.
Материалами дела подтверждается факт неоднократного обращения общественной организации в администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду, заявителю стало известно о решении заинтересованного лица об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:73 не позднее 28.12.2015.
Между тем фактически общественная организация обратилась в суд с заявлением 07.03.2017, то есть спустя 11 месяцев после истечения установленного срока (29.03.2016).
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июня 2017 года по делу N А45-4124/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4124/2017
Истец: Общественная организация РАЙОННАЯ "КРАСНООБСКОЕ КАЗАЧЕСТВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА КРАСНООБСКА НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Казачья станица"