г. Красноярск |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А33-20154/2013 |
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГПКК "Красноярское управление лесами"
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" июня 2017 года по делу N А33-20154/2013, принятое судьёй Качур Ю.И.
установил:
агентство лесной отрасли Красноярского края (далее- агентство лесной отрасли или истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к государственному предприятию Красноярского края "Красноярское управление лесами" (далее- ГП КК "Красноярское управление лесами" или ответчик) о взыскании 253 460 руб. 84 коп., из которых: 215 711 руб. 48 коп. -задолженности, 37 749 руб. 06 коп. -неустойки.
Определением от 15.11.2013 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.12.2013 исковые требования удовлетворены.
23.01.2014 выданы исполнительные листы.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 23.09.2016 произведена замена взыскателя с агентства лесной отрасли Красноярского края на министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
14.02.2017 в адрес суда от министерства лесного хозяйства Красноярского края поступило заявление о процессуальном правопреемстве взыскателя.
Определением от 16.02.2017 назначено судебное заседание по рассмотрению заявления министерства лесного хозяйства Красноярского края о процессуальном правопреемстве.
От министерства лесного хозяйства Красноярского края в материалы дела поступило ходатайство о восстановлении срока на предъявление исполнительного листа к исполнению.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2017 года удовлетворено ходатайство Министерства лесного хозяйства Красноярского края о восстановлении пропущенного срока на предъявление исполнительного листа к исполнению. В порядке процессуального правопреемства произведена замена взыскателя на Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Не согласившись с данным судебным актом, государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- истец не проявил должной степени заботливости, направленной на своевременное установление правопреемства на стадии исполнения судебного акта, не представил доказательств, подтверждающих наличие не зависящих от него уважительных причин пропуска срока на предъявление исполнительного лица к исполнению, следовательно, оснований для восстановления пропущенного срока у суда первой инстанции не имелось;
- в связи с тем, что факт восстановления срока является в данном случае первичным, то следует признать, то определении суда первой инстанции, в части удовлетворения заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве, является необоснованным и незаконным.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 25 августа 2017 года.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не прибыли.
Принимая во внимание то обстоятельство, что материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела судом первой инстанции, а также положения частей 1, 6 статьи 121, части 1 статьи 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, указом Губернатора Красноярского края от 13 июля 2016 года N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13 октября 2014 года N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно абзацам 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 года N 560-р принято решение о создании Министерства лесного хозяйства Красноярского края с передачей ему полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, определив Министерство лесного хозяйства Красноярского края правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Пунктом 2 данного распоряжения установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений (в редакции распоряжения Правительства Красноярского края от 24 августа 2016 года N 700-р).
Распоряжением Правительства Красноярского края от 24 августа 2016 года N 700-р установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений и, соответственно, в настоящее время Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет все действия по вопросам, связанным с осуществлением полномочий в области лесных отношений.
Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года N 374-п, в Едином государственном реестре юридических лиц Министерство лесного хозяйства Красноярского края зарегистрировано 3 августа 2016 года.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано указал, что поскольку исполнение судебного акта является стадией арбитражного процесса, то арбитражный суд вправе произвести замену стороны ее правопреемником и на этой стадии.
Как следует из материалов дела и решения от 31 декабря 2013 года, предметом рассмотрения являлись требования о взыскании задолженности и штрафных санкций по договору на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной куплей-продажей лесных насаждений.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что взыскание задолженности и штрафных санкций по настоящему делу обусловлено полномочиями органов власти в области лесных отношений.
На основании изложенного, учитывая распоряжения Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 года N 560-р и от 24 августа 2016 года от 700-р, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае осуществлен переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому, правопреемство в материально-правовом смысле состоялось.
Удовлетворяя ходатайство о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решение по настоящему делу вынесено в полном объеме 31 декабря 2013 года. Вступило в законную силу с 01 февраля 2014 года и на момент рассмотрения настоящего заявления решение суда не исполнено. Срок предъявления исполнительного листа к взысканию истек 01.02.2017.
Вывод суда об истечении срока на предъявление листа к исполнению является верным.
В соответствии с положениями части 3 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 117 названного Кодекса. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Согласно статье 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока арбитражный суд либо удовлетворяет ходатайство при наличии оснований, предусмотренных частью 2 данной нормы, либо отказывает в восстановлении пропущенного срока.
В части 2 статьи 117 Кодекса установлено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
При этом арбитражное процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков. Данный вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, установление того обстоятельства, являются ли названные в ходатайстве взыскателя причины пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению уважительными, отнесено к судебному усмотрению. При разрешении указанного ходатайства суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и представленные заявителем доказательства.
При разрешении вопроса о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению суд первой инстанции обоснованно учел следующие обстоятельства.
31 июля 2014 года государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом.
Определением от 29 августа 2014 года заявление принято к производству суда, делу присвоен номер N А33-15324/2014.
Определением от 21 октября 2014 года заявление должника - государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" признано обоснованным, в отношении должника введено наблюдение.
Определением от 26 сентября 2016 года производство по делу о банкротстве Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" прекращено на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 57 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с выполнением плана финансового оздоровления и погашением реестра задолженности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 63, 96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 23 июля 2009 года N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" суд первой инстанции обоснованно указал, что в случае предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению в период с 21 октября 2014 года по 26 сентября 2016 года имелись основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Суд первой инстанции правомерно расценил указанное обстоятельство в качестве одной из уважительных причины являющихся основанием для восстановления срока для предъявления исполнительного листа. При этом суд обоснованно исходил из того, что восстановление срока на предъявление исполнительного листа к исполнению по причине его пропуска в период банкротства должника возможно в разумный срок после прекращения банкротства.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции, что разумный срок с момента прекращения производства по делу о банкротстве не истек, при этом суд первой инстанции правомерно учел, что в указанный период произошла замена в материальных правоотношениях взыскателя, а также, учел, что взыскатель принимал меры для предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов.
Кроме того, согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты, вступившие в законную силу, подлежат исполнению всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Следовательно, злоупотреблением правом является действие, осуществляемое исключительно с намерением причинить вред другому лицу, либо действие, не имеющее такой цели, но объективно причиняющее вред другому лицу.
Не исполняя обязательство перед взыскателем по уплате задолженности и вступившего в законную силу решения арбитражного суда, должник злоупотреблял своим правом, причиняя вред другому лицу. Решение арбитражного суда при предъявлении исполнительного листа судебному приставу исполняется в принудительном порядке, хотя должник, в силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской, обязан был принять меры для добровольного исполнения решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон должник не принимал мер к добровольному исполнению, вступившего в законную силу решения по настоящему делу, а взыскатель со своей стороны не утратил интерес к исполнению судебного акта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для восстановления пропущенного срока на предъявление исполнительного листа серии АС 006104027 к исполнению.
В целом доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки причин пропуска срока и обстоятельств, установленных судом первой инстанции и положенных в основу его восстановления.
При изложенных обстоятельствах, а также согласно пункту 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определение суда первой инстанции не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой на определение о процессуальном правопреемстве и восстановлении срока на предъявление исполнительного листа к исполнению, суд апелляционной инстанции не рассматривает вопрос о распределении на сторон расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "09" июня 2017 года по делу N А33-20154/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20154/2013
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Ответчик: государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами", Рождественский С.Л
Третье лицо: агентство лесной отрасли Красноярского края, ИП МОСП по исполнению особых, ИФНС по Центральному р-ну г.Красноярска, Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств, Министерство лесного хозяйства КК, Управление ФССП по Красноярскому краю