город Омск |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А46-3483/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9316/2017) межрегиональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей в сфере строительства" на решение Арбитражного суда Омской области от 31 мая 2017 года по делу N А46-3483/2017 (судья Голобородько Н.А.), по иску межрегиональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей в сфере строительства" (ОГРН 1145543004166) к Бюджетному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (ОГРН 1025501860119), при участии в деле в качестве третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о назначении ликвидатора, обязании ликвидатора совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от межрегиональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей в сфере строительства" председателя президиума Дмитриева Д.В.,
от Бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" представителя Дьяковой Ю.С. по доверенности N 02-Д от 30.01.2017,
установил:
Межрегиональная общественная организация потребителей "Общество защиты прав потребителей в сфере строительства" (далее - МООП "ОЗППСС", общественная организация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Бюджетному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (далее - БУ "АЖС", учреждение, ответчик) о назначении для ликвидации БУ "АЖС" в качестве ликвидатора арбитражного управляющего из членов ассоциации ведущих арбитражных управляющих "Достояние", обязании ликвидатора или ликвидационной комиссии учреждения совершить следующие действия: составить промежуточный ликвидационный баланс должника; направить имеющиеся денежные средства на счетах должника на расчет с кредиторами по решению судов; осуществить продажу имущества БУ "АЖС" на торгах, включая дебиторскую задолженность; а также о взыскании почтовых расходов.
Определением суда от 13.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2017 по делу N А46-3483/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на неисполнение ликвидационной комиссией БУ "АЖС" обязанностей по ликвидации учреждения (по составлению промежуточного ликвидационного баланса должника; по направлению имеющихся денежных средств на счетах должника на расчет с кредиторами по решению судов; по осуществлению продажи имущества БУ "АЖС" на торгах, включая дебиторскую задолженность). По утверждению апеллянта, бездействи6е ликвидаторов ответчика нарушает права МООП "ОЗППСС".
В письменных отзывах ответчик и третье лицо просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Омской области N 32-рп от 02.03.2016 принято решение о ликвидации БУ "АЖС".
04.03.2016 сформирована ликвидационная комиссия.
По утверждению истца, назначенные ликвидаторы БУ "АЖС" не исполняют следующие обязанности: по составлению промежуточного ликвидационного баланса должника; по направлению имеющихся денежных средств на счетах должника на расчет с кредиторами по решениям судов; по осуществлению продажи имущества учреждения на торгах, включая дебиторскую задолженность.
Полагая, что указанным бездействием нарушаются права кредиторов на получение денежных сумм, присужденных им решениями судов, общественная организация обратилось в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для обращения истца с жалобой, при оценке доводов которой апелляционный суд учел следующее.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (часть 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Как указано выше, материалами дела подтверждено, что БУ "АЖС" находится в стадии ликвидации.
Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен статьями 61-64 ГК РФ.
По правилам частей 2, 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 61, статьей 65 ГК РФ предусмотренная нормами ГК РФ процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
Частью 1 статьи 62 ГК РФ установлено, что информация о принятии решения о ликвидации юридического лица сообщается в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения.
В силу пункта "б" части 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом, ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчета по таким обязательствам.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также факт того, что в Арбитражном суде Омской области, согласно информации, размещенной в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru), имеются судебные споры, в которых учреждение является стороной по делу, судебные акты по которым не вступили в законную силу, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии у БУ "АЖС" возможности направить уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Таким образом, мероприятия, необходимые на рассматриваемом этапе ликвидации ответчика Минстроем Омской области выполнены, нарушения, влекущие затруднение процесса ликвидации, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 31 мая 2017 года по делу N А46-3483/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3483/2017
Истец: Общественная организация МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ "ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА"
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "АГЕНТСТВО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области