город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2017 г. |
дело N А53-8926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: представитель Устинова Я.И. по доверенности от 23.01.2017,
от ответчика: представитель Степаненко В.Г. по доверенности от 20.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2017 по делу N А53-8926/2017 (судья Бутенко З.П.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "ВЕБОРТ"
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕБОРТ" о взыскании штрафа в размере 873 210 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком искажено наименование предъявляемого к перевозке груза, что повлекло занижение тарифа на перевозку.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, заявил о применении положений ст. 333 ГК РФ.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен в части.
Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "ВЕБОРТ" (ИНН 6166093032, ОГРН 1156196040329) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) - 174 642 рубля штрафа, а также 20 464 рубля 20 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Признав наличие оснований для взыскания штрафа, суд снизил его размер в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, снижение суммы штрафа полагал безосновательным.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик полагал решение суда законным и обоснованным, выводы суда верными, просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 14 сентября 2016 истец осуществлял отправку груза "трактор" со станции отправления Прохладная СКжд (транспортная железнодорожная накладная N ЭЦ303162 вагон N 44655454), до станции Усинск Северной жд. Стоимость перевозки составила 90 448 рублей.
При отправлении груза ответчиком были нарушены правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, а именно: по транспортной железнодорожной накладной N ЭЦ3031620, указано наименование груза "тракторы", в то время как фактически был перевезен груз "Бульдозер KOMATSU/ Б275А-5, кабина оператора, навес защитный".
Поскольку фактически груз назывался "Бульдозер", то есть отличительным признаком "характеристикой" являлось наличие ковша, кабины, навеса защитного (по техническим характеристикам) как присуще бульдозеру, а не трактору, груз должен был быть обозначен как "машины и оборудование строительные, дорожные и ТО".
Для удостоверения искажения грузоотправителем сведений в транспортной железнодорожной накладной, во исполнение требований Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45, составлен акт общей формы от 26.09.2016 N 2/203 и коммерческий акт от 26.09.2016 N СЕВ1602421/28.
Согласно пункту 2.2. прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением ФЭК Российской Федерации от. 17 июня 2003 г. N 47-т/5, наименование груза и его код при перевозке грузов, указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ с указанием отличительных признаков груза, если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа.
При невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ, и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его характеристикам, или к грузу этой позиции "машины и оборудование строительные, дорожные и ТО".
Истец указывает, что поскольку фактически груз назывался "Бульдозер", то есть отличительным признаком "характеристикой" является наличие ковша, кабины, навес защитный (по техническим характеристикам) как присуще бульдозеру, а не трактору, он должен был быть обозначен как "машины и оборудование строительные, дорожные и ТО".
В соответствии со статьями 1,3 Устава железнодорожного транспорта отношения между перевозчиком и грузоотправителем регулируются Уставом, Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом иными нормативными актами, регулирующими деятельность естественных монополий в области перевозки грузов. В связи с чем, при указания наименования груза и его кода в железнодорожной накладной следует руководствоваться пунктом 2.2. Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением ФЭК Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, предусматривающим порядок указания наименования и кода груза.
Анализ указанного порядка позволяет сделать вывод, что груз должен был обозначен грузоотправителем как "машины и оборудование строительные, дорожные и ТО".
Тариф за перевозку фактически перевезенного груза "машины и оборудование строительные, дорожные и ТО", должен был составить 174 642 рубля. Таким образом, недобор тарифа составил 84 194 рубля.
Истцом на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта РФ за искажение сведений о грузе, начислен штраф в размере 873 210 рублей - пятикратная стоимость тарифа на перевозку (174 642 х 5).
Истец в адрес ответчика направил претензию N 16-юр от 11.01.2017 г., которая была оставлена без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на то, что допущенное грузоотправителем ООО "ВЕБОРТ" искажение сведений о массе груза является основанием для грузоотправителя привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения сторон, определен предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Факт заключения между сторонами договора перевозки груза подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной N ЭЦ3030162 и не оспаривается сторонами.
Пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в железнодорожных накладных, в том числе путем взвешивания грузов.
В силу пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43), начисление суммы штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах производится на основании составленных перевозчиком актов общей формы и коммерческих актов.
Статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена ответственность в виде штрафа в размере пятикратной платы за искажение в транспортной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного со взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Штраф за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной подлежит взысканию за сам факт такого отправления, а также если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения им договора перевозки.
По смыслу статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и абзаца 2 пункта 6 Правил N 43 грузоотправитель уплачивает штраф в том случае, если обнаружена разница в тарифе или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, либо допущено отправление запрещенных для перевозок грузов.
Факт указания недостоверных сведений о перевозимом грузе в транспортной железнодорожной накладной N ЭЦ3030162 подтверждается материалами дела.
Таким образом, действующим законодательством установлена ответственность грузоотправителя за искажение в железнодорожной транспортной накладной сведений о грузе, в результате которого возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 28 постановления Пленума от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного ст. 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Возмещение перевозчику понесенных убытков не может служить основанием освобождения от взыскания данного штрафа.
Рассматривая споры, связанные с взысканием штрафа, предусмотренного ст. 98 УЖТ, следует иметь в виду, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов, штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
В соответствии с пунктами 2.18, 2.20, 2.21, 2.23 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, именно грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о массе груза, а также отобразить сведения в железнодорожной накладной о способе определения массы с допустимой погрешностью измерительного прибора.
На основании статьи 119 УЖТ и пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43), обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение сведений в транспортной железнодорожной, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
При изложенных обстоятельствах начисление истцом ответчику штрафа по основанию статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обоснованно. Расчет суммы штрафа судом проверен и признан верным: 873 210 рублей.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении статьи 333 ГК РФ.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 78 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 указано, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Аналогичная правовая позиция содержится и в пункте 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации.
Учитывая баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, суд первой инстанции посчитал чрезмерно высоким предъявленный ко взысканию размер штрафа, и снизил размер штрафа до 174 642 рублей, т.е. до стоимости перевозки фактически перевезенного груза "машины и оборудование строительные, дорожные и ТО", при этом, суд учитывает, что сумма подлежащего в соответствии с верным наименованием груза тарифа доплачена ответчиком до рассмотрения спора по существу, что истцом также не отрицается.
Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции. Истцу в полном объеме выплачена стоимость перевозки и сверх указанного за допущенное нарушение присужден штраф в размере 100% провозной платы. Претендуя на выплату штрафа в размере 500% провозной платы, истец не доказывает в чем именно состоят стол значительные убытки истца.
При этом судом первой инстанции правомерно приняты во внимание и фактические обстоятельства дела, приведшие к искажению наименования груза. А именно судом установлено, что преднамеренность в действиях ответчика и направленность действий на умышленное занижение тарифа отсутствовали, ответчик указал наименование груза исходя из того, что навесное оборудование не перевозится, а отличие трактора от бульдозера и состоит в наличии специального навесного оборудования.
Таким образом, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2017 по делу N А53-8926/2017 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8926/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловского отдела правового обеспечения юридической службы СКжд-филиала "РЖД", ОАО РЖД В ЛИЦЕ МИНЕРАЛОВОДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СКЖД, ОАО Российские железные дороги
Ответчик: ООО "ВЕБОРТ"
Третье лицо: ОАО Российские железные дороги
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11062/17