г. Красноярск |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А74-15718/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от истца - жилищно-строительного кооператива "Дольщик"- Пичугиной Н.Ю., председателя правления на основании выписки из ЕГРЮЛ, Шерстнева М.А., представителя по доверенности от 10.05.2017,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская теплосетевая компания"- Кирсановой А.В., представителя по доверенности от 26.04.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Дольщик" (ИНН 1901122849, ОГРН 1151901000261)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 25 мая 2017 года по делу N А74-15718/2016, принятое судьёй Чумаченко Т.В.,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Дольщик" (ИНН 1901122849, ОГРН 1151901000261, далее - ЖСК "Дольщик", истец) ) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская теплосетевая компания" (ИНН 1901116531, ОГРН 1131901005862, далее - ООО "Южно-Сибирская ТК", ответчик) о признании незаконным установления платы за подключение объекта капитального строительства "Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями торговыми и кафе (3, 4, 5, 6 очередь), расположенный по адресу: г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 41" к сетям теплоснабжения на основании приложения N 1 к Приказу государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 18.12.2015 N 10-п. Также истец ссылается на недействительность условия договора и незаконность действий ответчика по установлению платы.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 мая 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-согласно техническим условиям (приложение N 2 к договору от 19.09.2012) максимальная тепловая нагрузка объекта - 1, 824044 Гкал/час;
-вывод суда о нагрузке 1,079917 Гкал/час не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
-ЖСК "Дольщик" не является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, установление излишне высокой платы за подключение ляжет на граждан-членов кооператива.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 18.08.2017.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Доступное жилье" выдано разрешение N RU19301000-2009085 на строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными торговыми помещениям кафе по пр. Дружбы Народов, 41 в г. Абакане (I, II, III, IV, V, VI очереди). Его срок действия продлен до 13.11.2018.
Администрацией г.Абакана 28.05.2014 ООО "Доступное жилье" выдано разрешение N RU19301000-2014027 на ввод объекта I очереди (блок-секция в осях 1-11 и Г-К) многоквартирного многоэтажного жилого дом со встроенно-пристроенными торговыми помещениям и кафе по пр. Дружбы Народов, 41 в г. Абакане в эксплуатацию.
30.12.2014 ООО "Доступное жилье" выдано разрешение N RU19301000-2014079 на ввод в эксплуатацию жилой части II очереди (блок-секция в осях 1-9 и А-К) указанного жилого дома.
НО "Республиканский фонд жилищного строительства", действующее в интересах ООО "Доступное жилье" на основании агентского договора, 19.03.2015 направило ответчику заявления о получении технических условий подключения или информации о плате за подключение N 9, N10, N 11, об определении технической возможности подключения тепловой сети (увеличения разрешенной к использованию тепловой нагрузки) объекта капитального строительства и о выдаче технических условий подключения к тепловой сети указанного жилого дома.
В заявках указана тепловая нагрузка по каждой из очередей (4, 5, 6) отдельно, а также общая нагрузка всех очередей строительства 1,751054 Гкал/час.
Письмами от 01.06.2015 N 5.1/4/1162, N 5.1/4/1163, N 5.1/4/1164 ООО "Южно-Сибирская ТК" сообщило, что заявки НО "РФЖС" на подключение к системе теплоснабжения будут исполнены после утверждения Государственным комитетом по тарифам Республики Хакасия платы за подключение к системе теплоснабжения.
Из пояснения сторон следует, что технических условий на основании данных заявок не выдавалось.
В рамках дела N А74-2875/2013 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Доступное жилье" определением от 17.04.2015 в жилищно-строительный кооператив "Дольщик" в счёт удовлетворения требований участников строительства - ООО "Доступное жилье" переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и права и обязанности арендатора в отношении земельного участка, принадлежащие ООО "Доступное жилье": жилой дом площадью жилых помещений 11 905,17 кв.м., площадью нежилых помещений 4592,27 кв.м., общей площадью здания 16 497,44 кв.м., инв. N 131-11-2НЖД, лит. А, адрес объекта: Республика Хакасия, г. Абакан, просп. Дружбы Народов, дом 41, условный номер 19-19-01/044/2010-209; права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка NАЮ15321 от 30.01.2009 на земельный участок, кадастровый номер 19:01:01 01 08: 45, общей площадью 12 524,0 кв.м. (категория земель - земли населённых пунктов), кадастровый квартал - 01 01 08, кадастровая стоимость 35 964 294 рубля 12 копеек, расположенный по адресу: г. Абакан, просп. Дружбы Народов, 41, предоставленный для строительства многоквартирного семиэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными торговыми помещениями и кафе.
Заявлением от 20.05.2016 ЖСК "Дольщик" направил заявку на подключение 3, 4, 5, 6 очередей строительства, указав максимальную тепловую нагрузку для 3 очереди 0, 326632 Гкал/час, для 4 очереди - 0, 326632 Гкал/час, для 5 очереди - 0, 181871 Гкал/час, 6 очереди -0, 244782 Гкал/час.
20.06.2016 между ЖСК "Дольщик" и ООО "Южно-Сибирская теплосетевая компания" подписан договор о подключении к системам теплоснабжения N ЮСТК-16/140.
Договор подписан со стороны истца и ответчика и скреплен печатью каждой из сторон.
Согласно пункту 2.1 договора исполнитель принял на себя обязательство осуществить подключение, а заявитель, осуществляющий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства принял на себя обязательства выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению на условиях настоящего договора. Подключаемым объектом капитального строительства по настоящему договору является: "Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными торговыми помещениями и кафе (3,4,5,6-ая очередь пристроенное кафе)", расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, 41.
Заявленный размер запрашиваемой тепловой нагрузки ресурса 1,079917 Гкал/час.
В соответствии с пунктом 4.1 договора стороны определили, что на момент заключения договора плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/час и не превышает 1,5 Гкал/час, в соответствии с приложением 1 к Приказу N 10-п Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 18.12.2015, зарегистрированного Аппаратом Правительства Республики Хакасия в реестре нормативных правовых актов Республики Хакасия 30.12.2015 регистрационный N 597, соответствует:
- расходам на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (П1 -582,15 тыс. руб./Гкал/ч без НДС,
- расходам на создание тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/час и не превышает 1,5 Гкал/час, (П2.1)- 4985,30 тыс. руб./Гкал/ч без НДС.
В соответствии с заявкой на подключение к системам теплоснабжения, подключаемая тепловая нагрузка объекта составляет -1,079917 Гкал/час.
Пунктом 4.2 договора определено, что размер платы за подключение объекта заявителя к системе теплоснабжения по договору определяется как произведение общей тепловой нагрузки объекта, указанной в пункте 2.1, пункте 4.1 договора, и платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана, установленной Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Размер платы за подключение к системе теплоснабжения составляет - 7 094 613 рублей с НДС, в том числе НДС 18% - 1 082 229 рублей.
Приложением N 2 к договору от 20.06.2016 стороны согласовали условия подключения объекта по очередям согласно заявке и условиям договора.
Письмом от 05.07.2016 ЖСК "Дольщик" просил ответчика привести пункт 4 договора от 20.06.2016 N ЮСТК-16/140 в соответствие с приложением N 2 к приказу Госкомитета по тарифам и энергетике Республика Хакасия от 18.12.2015 N 10-П.
Стороны пояснили, что протокол разногласий не направлялся истцом.
Письмом от 09.08.2016 N 5.1/4.1-43003/16-0-0 ООО "Южно-Сибирская теплосетевая компания" ответило ЖСК "Дольщик", что заключение договора на подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.06.2010 N 190-ФЗ, а также пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения", в связи с чем расчет платы за подключение исходя из нагрузки многоквартирного дома в целом и приложения N 2 к Приказу противоречит действующему законодательству.
Ранее в отношении очередей строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Абакан, пр. Дружбы Народов, 41, подписаны следующие договоры о подключении к системам теплоснабжения города Абакана:
1) на 1 очередь строительства - договор о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 31.05.2013 N 82, заключенный между муниципальным предприятием г. Абакана "Абаканские тепловые сети" и обществом с ограниченной ответственностью "Доступное жилье", в соответствии с пунктом 1.1 которого регулируются имущественные и иные отношения, возникающие между сторонами при подключении к системам теплоснабжения города Абакана вновь создаваемого или созданного подключаемого, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя: "Многоквартирный семиэтажный жилой дом со встроено-пристроенными торговыми помещениями и кафе" (I очередь), расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, 41, с тепловой нагрузкой 0,361705 Гкал/час.,
2) на 2 очередь - договор о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 03.06.2014 N 105, заключенный между муниципальным предприятием г. Абакана "Абаканские тепловые сети" и обществом с ограниченной ответственностью "Доступное жилье", в соответствии с пунктом 1.1 которого регулируются имущественные и иные отношения, возникающие между сторонами при подключении к системам теплоснабжения города Абакана вновь создаваемого или созданного подключаемого, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя: "Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными торговыми помещениями и кафе", расположенного по адресу: Республика Хакасии, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, 41 с тепловой нагрузкой 0,326632 Гкал/час.
Технические условия (приложение N 2 к договору от 19.09.2012) содержат сведения о максимальной тепловой нагрузке объекта - 1, 824044 Гкал/час и разбивку по очередям строительства.
Технических условий от 31.05.2013 на подключение к сетям теплоснабжения в дело не представлено. Не представлен текст договора от 19.09.2012.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 18.12.2015 N 10-п утверждена плата за подключение к системе теплоснабжения города Абакана на 2016 год.
Приложениями N 1 и N 2 к приказу от 18.12.2015 N 10-п плата за подключение дифференцирована в зависимости от подключаемой тепловой нагрузки заявителей.
В Приложении N 1 к приказу установлена плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/час и не превышает 1,5 Гкал/час.
В Приложении N 2 к приказу установлена плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/час.
Ответчик определил стоимость за подключение исходя из тарифа, установленного в Приложении N 1 к приказу от 18.12.2015 N 10-п, поскольку суммарная нагрузка неподключенных очередей строительства (3,4,5,6) составляет 1, 079917 Гкал/час.
Истец полагает, что стоимость за подключение следует исчислять по Приложению N 2 к приказу от 18.12.2015 N 10-п, так как с учетом 1-ой и 2-ой очередей строительства, ранее подключенных к системе теплоснабжения, суммарная тепловая нагрузка составляет 1,754092.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее- Закон о теплоснабжении) плата за технологическое присоединение подлежит регулированию.
Согласно пункту 31 статьи 2 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении реализация полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территории Республики Хакасия осуществляет Госкомтарифэнерго Республики Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации.
Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении определено, что плата устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 8, 9, 11 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила регулирования цен (тарифов) определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
Согласно пункту 106 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.
Приложениями 1 и 2 к Приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 18.12.2015 N 10-п плата за подключение дифференцирована в зависимости от подключаемой тепловой нагрузки заявителей.
Из вышеизложенного следует, что законодателем предусмотрена и приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 18.12.2015 N 10-п установлена плата за подключаемую тепловую нагрузку, а не за общую тепловую нагрузку объекта капитального строительства.
Материалами дела подтверждается, что подключаемая тепловая нагрузка объекта по заявке истца от 20.05.2016 составляет 1, 079917 Гкал/час.
Следовательно, довод о том, что вывод суда о нагрузке 1,079917 Гкал/час не соответствует фактическим обстоятельствам дела подлежит отклонению, стоимость за подключение, исходя из тарифа, установленного в Приложении N 1 к приказу от 18.12.2015 N 10-п правомерно определена, поскольку суммарная нагрузка неподключенных очередей строительства (3,4,5,6), исходя из представленных в материалы дела доказательств действительно составляет 1, 079917 Гкал/час.
Согласно разрешению на строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома, первая очередь строительства имеет площадь застройки 650 кв.м., вторая - 784 кв.м., третья - 784 кв.м., четвертая - 784 кв.м., пятая - 319, 06 кв.м., шестая - 462, 80 кв.м.
Таким образом, каждая очередь строительства предполагала разную тепловую нагрузку. Технические условия 2012 года также предполагали разную тепловую нагрузку очередей строительства.
Довод о том, что истец не является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, установление излишне высокой платы за подключение ляжет на граждан-членов кооператива, отклонен ввиду его несостоятельности, указанный довод основан на неверном толковании норм права и фактически сводится к несогласию заявителя с установленными судом обстоятельствами.
Доводы заявителя жалобы со ссылками на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонены как основанные на ошибочном понимании норм действующего законодательства, регулирующего отношения в соответствующей сфере.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска, поскольку основания для признания действий ответчика по установлению платы за подключение незаконными, условий договора недействительными не установлены, размер платы за подключение соответствует законодательству. Оснований для применения положений статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку договор подписан сторонами без разногласий, спор не является преддоговорным.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" мая 2017 года по делу N А74-15718/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-15718/2016
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Дольщик"
Ответчик: ООО "ЮЖНО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети", Муниципальное предприятие города Абакана "Абаканские электрические сети"