г. Чита |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А19-6688/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года по делу N А19-6688/2017 (суд первой инстанции - Деревягина Н.В.),
установил:
Государственное Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (ОГРН 1043801026500, ИНН 3808108956, далее - заявитель, Управление Роскомнадзора) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН 1023801756120, ИНН 3812014066, далее - ответчик, учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года по делу N А19-6688/2017 заявленные требования удовлетворены.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Управление Роскомнадзора в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.07.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили Управление Роскомнадзора обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 205 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области проведена проверка в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" с целью проверки информации, изложенной в жалобе от 27.03.017 года.
В ходе проверки административным органом установлен факт оказания услуг связи с нарушением п.5 лицензионных требований, выразившихся в оказании телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети Интернет с использованием абонентской линии без заключения письменного договора и в оплате услуг телематической связи с использованием карт оплаты, которые не соответствуют требованиям, установленным п.39 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 года N 575.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в отношении учреждения составлен протокол от 11.04.2017 года N АП - 38/2/489 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При этом в силу положений части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган, составивший соответствующий протокол.
Статья 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии со ст.ст.3, 4, 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат обязан соблюдать установленные положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензионные требования и условия.
Оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (ст.29 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи").
Университет является оператором связи и обеспечивает предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании лицензии от 26.12.2013 года N 130184 на оказание телематических услуг связи.
Согласно п.1 ст.46 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи приведен в разделе XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 года N 87.
Согласно п.5 названного Перечня оказание телематических услуг связи должно осуществляться в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пп."а" п.26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 года N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данными Правилами, лицензией и договором.
Обязанность учреждения оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, предусмотрена также п.5 приложения к лицензии от 26.12.2013 года N 130184.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
В соответствии с п.16 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 года N 575, телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора.
Пунктом 18 вышеуказанных Правил установлено, что оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.
Под абонентской линией понимается линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных (п.2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 года N 575).
Согласно п.17 вышеуказанных правил договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой.
Договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий. Такой договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что заключение договора путем осуществления абонентом конклюдентных действий, устанавливаемых публичной офертой, в соответствии с п.17 Правил, возможно только в случае оказания разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа.
Данный правовой подход отражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2015 года N 304-АД-11556.
Понятие "пункт коллективного доступа" законодательство Российской Федерации не содержит.
В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" под средством коллективного доступа понимается оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него; точка доступа - средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием пользовательского оборудования абонента.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в письмах от 05.05.2017 г. N 07ИО-3973, от 19.11.2014 г. N ДА-П12-20690 пояснили, что под пунктами коллективного доступа понимается место, где оператор связи оказывает разовые услуги связи неограниченному кругу на основании договора, заключенного путем осуществления конклюдентных действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, университет оказывает телематические услуги связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии на территории общежития, расположенного по адресу: по адресу: г.Иркутск, ул.Игошина 5/1 общежитие 13В.
Согласно ст.94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Таким образом, общежитие предназначено для проживания определенного круга лиц, с которыми у учреждения заключены договоры найма жилого помещения, в связи с чем общежитие не может относиться к пункту коллективного доступа.
Доводы университета о том, что в комнате проживают по несколько человек, проживающие постоянно перемещаются в другие комнаты, а также то, что абонент может воспользоваться картой-оплатой в любом месте на территории университета и Студгородка ИРНИТУ судом обоснованно отклонены, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о предоставлении телематических услуг неограниченному кругу лиц.
Учитывая, что в рассматриваемом случае телематические услуги связи, оказывались учреждением на территории общежития и пользователем данных услуг является, лицо временно проживающие в общежитии, суд первой инстанции правильно установил, что университет оказывал телематические услуги связи с предоставлением доступа к сети Интернет с использованием абонентской линии без заключения письменного договора в нарушение п.5 лицензионных требований.
Пунктом 32 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г. N 575, оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги.
Оплата телематических услуг связи может осуществляться при помощи карты оплаты. Карта оплаты содержит закодированную информацию, которая используется для сообщения оператору связи сведений об оплате телематических услуг связи, а также следующую информацию: наименование (фирменное наименование) оператора связи, телематические услуги связи которого могут быть оплачены путем использования карты оплаты; размер авансового платежа, внесение которого подтверждает карта оплаты, или объем телематических услуг связи, которые может получить пользователь при ее использовании; срок действия карты оплаты; справочные (контактные) номера телефонов оператора связи; правила пользования картой оплаты; идентификационный номер карты оплаты; номер лицензии, на основании которой оказываются телематические услуги связи (п.39 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г. N 575).
В ходе проверки административный орган установил, что учреждение оказывало Баталову Т.Э. телематические услуги связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии, которые были им оплачены с использованием карты N 400106689.
При этом, карта оплаты N 400106689 не содержит: наименование (фирменное наименование) оператора связи, телематические услуги связи которого могут быть оплачены путем использования карты оплаты; размер авансового платежа, внесение которого подтверждает карта оплаты, или объем телематических услуг связи, которые может получить пользователь при ее использовании; справочные (контактные) номера телефонов оператора связи; правила пользования картой оплаты; номер лицензии, на основании которой оказываются телематические услуги связи.
Кроме того, из пояснений представителя университета следует, что в настоящее время учреждение произвело выпуск карт-оплаты, в соответствии с предъявленными требованиями.
При таких обстоятельствах следует признать, что учреждение осуществляло деятельность по оказанию телематических услуг связи с нарушением лицензионных требований, установленных Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г. N 575.
Факт нарушения обществом указанных лицензионных требований подтверждается материалами дела: лицензией от 26.12.2013 г. N 130184, протоколом проверки наличия доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 04.04.2017 г. без номера, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 11.04.2017 г. N АП-38/2/489.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что действия учреждения образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение имело возможность для соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок оказания телематических услуг связи, то есть имело возможность не совершать действия, нарушающие условия лицензии, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о своевременном принятии учреждением всех зависящих от него мер по недопущению нарушений условий лицензии, либо о наличии объективных препятствий для соблюдения условий лицензии, не представлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины учреждения в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия учреждения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении административным органом допущено не было.
Вопреки утверждению апеллянта, срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя учреждения, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст.25.1, 25.3-25.6, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.51 Конституции Российской Федерации.
Довод учреждения о том, что протокол об административном правонарушении был вынесен ранее, чем истек срок, установленный административным органом для предоставления пояснений, обоснованно отклонен судом с учетом того обстоятельства, что учреждение представило свои пояснения при составлении протокола об административном правонарушении и, следовательно, указанное не нарушило прав и законных интересов ответчика.
Согласно ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.
Ответственность за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уставлена в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, указаны в ст.ст.4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются, в том числе: повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 данного кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно ст.4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из заявления административного органа усматривается, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.02.2017 г. по делу N А19-22400/2016 учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде предупреждения.
Таким образом, на момент совершения рассматриваемого нарушения (19.03.2017 г.) имелось вступившее в законную силу решение суда по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении заявления судами двух инстанций не установлено оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу части 4.1. статьи 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года по делу N А19-6688/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6688/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
Ответчик: Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет"