г. Ессентуки |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А15-5833/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Джамбулатова С.И., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.05.2017 по делу N А15-5833/2016 (судья Магомедова Ф.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" (ОГРН 1116164001150, ИНН 0570006131)
к администрации городского округа "город Махачкала" (ОГРН 1020502625219, ИНН0562042520),
муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы" (ОГРН 1020502530377, ИНН 0541008504),
о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе произвести актуализацию схемы теплоснабжения г. Махачкалы,
об обязании провести актуализацию схемы теплоснабжения г. Махачкалы,
в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" в лице конкурсного управляющего Баймурзаева Магомедрасула Магомеднабиевича (далее - заявитель, общество, ООО "Дагестанэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации городского округа "город Махачкала" (далее - заинтересованное лицо, администрация г. Махачкалы) о признании схемы теплоснабжения г. Махачкалы недействительной и об обязании администрации г. Махачкалы провести актуализацию схемы теплоснабжения г. Махачкалы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго РФ) и муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы" (далее - УЖКХ г. Махачкалы).
Заявлением от 18.01.2017 общество в соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнило заявленные требования.
Определением суда от 27.03.2017 заявление общества об уточнении заявленных требований удовлетворено, по ходатайству представителя заявителя изменен процессуальный статус МКУ "УЖКХ" с третьего лица на заинтересованное лицо.
Решением суда от 17.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, считает схему теплоснабжения необоснованной. Поскольку обществу стало известно об утверждении и опубликовании схемы только в августе 2016, общество не имело возможности до 15.01.2016, как это предусмотрено в пункте 24 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", подать заявку на актуализацию схемы на 2017 год с просьбой исключить нагрузку "Лазурного берега". Заявитель также указал, что администрация г. Махачкалы в нарушение данного постановления, имея сведения о банкротстве ООО "Лазурный берег" и его отсутствия в генеральном плане г. Махачкалы, не провело актуализацию схемы теплоснабжения в установленные сроки.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Махачкалы просила отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение от 17.05.2017 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Минэнерго России N 1065 от 31.12.2015 утверждена схема теплоснабжения городского округа "город Махачкала" Республики Дагестан до 2030 года.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.11.2016 по делу N А15-641/14 ООО "Дагестанэнерго" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 17.05.2017. Конкурсным управляющим должника утвержден Баймурзаев Магомедрасул Магомеднабиевич.
Конкурсным управляющим ООО "Дагестанэнерго" Баймурзаевым М.М. в адрес главы администрации г. Махачкалы направлена заявка от 07.11.2016 N 02.1/862 на актуализацию схемы теплоснабжения, в которой указано, что во исполнение пункта 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" в связи с введением конкурсного производства в отношении ООО "Лазурный берег" и поступающих заявок на подключение от объектов капитального строительства в пределах городской черты, общество просит провести актуализацию схемы теплоснабжения в части:
Книга 1. Перспективный спрос на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа;
Книга 4. Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей;
Книга 5. Мастер-план разработки вариантов развития схемы теплоснабжения поселения, городского округа;
Книга 6. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии;
Книга 7. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей и сооружений на них;
Книга8.Перспективные балансы производительности водоподготовительных установок и максимального потребления теплоносителя теплопотребляющими установками потребителей, в том числе в аварийных режимах;
Книга 9. Перспективные топливные балансы;
Книга 11. Обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение;
Книга 12. Реестр проектов, рекомендуемых к включению в схему теплоснабжения;
Книга 14. Утверждаемая часть схемы теплоснабжения.
Письмом от 11.11.2016 за N 51.10/02-3673/16 начальник УЖКХ г. Махачкалы сообщил обществу, что по информации Управления архитектуры и градостроительства на территории бывшего города-спутника "Лазурный берег" предусмотрено строительство застройки МКР "Порт-Петровск", в связи с чем при актуализации схемы теплоснабжения необходимости изменений в перспективные тепловые нагрузки в данном микрорайоне нет.
Полагая, что названный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены, в частности, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 20 статьи 2, ст. 18, п. 3 ст. 23 Федерального закона "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения; уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Согласно п. 7 ст. 23 Федерального закона "О теплоснабжении", требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
В соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" Правительство Российской Федерации постановлением от 22.02.2012 N 154 утвердило требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Пунктом 6 данных Требований предусмотрено, что схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет.
Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, в силу части 1 статьи 18 Федерального закона "О теплоснабжении" осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.
Условия и порядок распределения тепловой нагрузки определены частью 2 статьи 18 Федерального закона "О теплоснабжении".
В соответствии с данной нормой для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения; об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать; о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о теплоснабжении, если теплоснабжающая организация не согласна с распределением тепловой нагрузки, осуществленным в схеме теплоснабжения, она вправе обжаловать решение о таком распределении, принятое органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти,
Согласно п. 22. Постановления Правительства РФ N 154 от 22.02.2012 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов.
Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема (пункт 24 Требований).
Из материалов дела следует и не оспаривалось администрацией г. Махачкалы, что актуализация схемы теплоснабжения на 2017 год администрацией г. Махачкалы не осуществлялась.
Заявка общества от 07.11.2016 N 02.1/862 на актуализацию схемы теплоснабжения г. Махачкалы в администрацию г. Махачкалы поступила 08.11.2016, при этом, указанная заявка не содержит конкретных предложений по распределению или изменению тепловых нагрузок в конкретных зонах действия источников тепловой энергии.
В письменном обращении к главе администрации г. Махачкалы от 05.09.2016 N 02.1/727 общество поясняло, что при наличии в городе большого количества строительных площадок в Редукторном поселке, в районе ул. И. Казака, Джума - мечети, ул. Бейбулатова и др., в схеме отсутствует новое строительство в данных районах. При этом в качестве перспективной тепловой нагрузки указан только город-спутник "Лазурный берег", строительство которого не ведется, и технические условия на подключения которому общество не выдавало. Вместе с тем, Республиканская служба по тарифам при рассмотрении материалов по утверждению тарифа на теплоэнергию для потребителей ООО "Дагестанэнерго", принимает в расчет полезный отпуск тепловой энергии с учетом присоединенной нагрузки "Лазурного берега", что заведомо приводит к существенным убыткам для общества.
Однако в заявке от 07.11.2016 таких разъяснений не содержится.
Суд счел, что заявка обществом подана с нарушением сроков, установленных пунктом 24 Требований, а также по истечении срока осуществления актуализации схемы теплоснабжения на 2017 год.
В силу пункта 24 Требований актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 01 марта.
Суд пришел к выводу о том, что заявка, поданная в ноябре 2016 года, не могла быть удовлетворена администрацией ввиду пропуска срока на обращение с такого рода заявкой.
Довод заявителя о том, что об утверждении схемы теплоснабжения обществу стало известно только в августе 2016 года, судом отклоняется.
По проекту схемы теплоснабжения администрацией г. Махачкалы 10.03.2015 проведены публичные слушания, в которых принимали участие в том числе, и представителя ООО "Дагестанэнерго".
Приказ Минэнерго России от 31.12.2015 N 1065 и сама схема теплоснабжения городского округа "город Махачкала" опубликованы на официальном сайте администрации г. Махачкалы в автоматизированной информационной системе в сети Интернет, в связи с чем, заявитель, при должной степени осмотрительности и заботливости, имел возможность ознакомиться с принятыми документами и узнать о предполагаемом нарушении его прав.
Общество не обжаловало решение о распределении тепловой нагрузки в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 18 Федерального закона "О теплоснабжении".
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что заявка общества от 27.02.2017 N 02.1/0184 на актуализацию схемы теплоснабжения на 2018 год прията администрацией г. Махачкалы, с учетом данной заявки осуществлена актуализация схемы теплоснабжения, 10.05.2017 состоялись публичные слушания, по итогам которых было принято решение о направлении актуализированной схемы на утверждение в Минэнерго РФ.
Из пояснений представителя общества следует, что актуализировать схему теплоснабжения на 2017 год в настоящее время невозможно, а на 2018 год схема актуализирована заинтересованными лицами.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что отказ администрации г. Махачкалы в удовлетворении заявки ООО "Дагестанэнерго" от 07.11.2016 N 02.1/862 на актуализацию схемы теплоснабжения не противоречит требованиям Федерального закона "О теплоснабжении" и Постановления Правительства N 154.
Судом также не установлено наличие предусмотренных статьями 198 - 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления ООО "Дагестанэнерго".
Довод представителя администрации г. Махачкалы о пропуске заявителем срока обращения в суд с рассматриваемыми требованиями отклоняется.
Предметом иска по настоящему спору общество указало отказ Управления ЖКХ г. Махачкалы в актуализации схемы теплоснабжения, выразившийся в письме от 11.11.2016, следовательно, трехмесячный срок обжалования данного действия исчисляется с даты получения обществом указанного письма, то есть с 17.11.2016. С заявлением в арбитражный суд общество обратилось 02.12.2016, то есть, в установленные законом сроки.
Иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 3 000 руб. уплачена при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.05.2017 по делу N А15-5833/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5833/2016
Истец: ООО "Дагестанэнерго"
Ответчик: Администрация городского округа "город Махачкала"
Третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Махачкалы"