Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф04-4799/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А46-17773/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7482/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2017 по делу N А46-17773/2016 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению акционерного общества "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." (ИНН 7726030449, ОГРН 1027739216757) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по увеличению арендной платы по договору аренды N Д-С-14- 5096 от 15.11.2004,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." - Кухтарова Н.Н. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 0016 от 30.01.2017 сроком действия по 31.12.2017); Тихонов А.Е. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 0016 от 30.01.2017 сроком действия по 31.12.2017);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Унжакова И.С. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N Исх-ДИО/12725 от 03.08.2017 сроком действия 1 год),
установил:
Акционерное общество "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." (далее - АО "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т.", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по увеличению арендной платы по договору аренды N Д-С-14-5096 от 15.11.2004, зарегистрированному 25.11.2004, номер регистрации 55-01/00-42/2004-2094, за период с 18.09.2012 по 04.02.2016, а также обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска произвести перерасчет арендной платы, в соответствии с которым арендная плата по договору N Д-С-14-5096 от 15.11.2004 составляет:
- за период с 18.09.2012 по 10.01.2015: 2 704 332,28 руб. в год или 225 361,02 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 180 288 819,05 руб. (кадастровая стоимость Участка) * 0,015 (Сап, установленный п. 7 в соответствии с Постановлением N 108-п);
- за период с 10.01.2015 по 10.05.2015: 293 477,13 руб. в год или 24 456,42 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 19 565 142,39 руб. (кадастровая стоимость на 10.01.2015) * 0,015 (Сап, установленный п. 7 в соответствии с Постановлением N 108-п);
- за период с 11.05.2015 по 04.02.2016: 1 614 124,24 руб. в год или 134 510,35 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 19 565 142,39 руб. (кадастровая стоимость Участка на 10.01.2015) * 8,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 11.05.2015).
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по увеличению арендной платы по договору аренды N Д-С-14-5096 от 15.11.2004, зарегистрированному 25.11.2004, номер регистрации 55-01/00-42/2004-2094, за период с 18.09.2012 по 04.02.2016, а также обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска произвести перерасчет арендной платы, в соответствии с которым арендная плата по договору N Д-С-14-5096 от 15.11.2004, за период с 18.09.2012 по 04.02.2016, когда АО "Р.О.С.Т." был арендатором, составляет:
- за период с 18.09.2012 по 10.01.2015: 2 704 332,28 руб. в год или 225 361,02 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 180 288 819,05 руб. (кадастровая стоимость Участка до 09.01.2015) * 0,015 (Сап, установленный в п. 7 Приложения N 1 к Постановлению "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" N 179-п от 29.10.2008);
- за период с 10.01.2015 по 10.05.2015: 293 477,13 руб. в год или 24 456,42 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 19 565 142,39 руб. (кадастровая стоимость на 10.01.2015 г.) * 0,015 (Сап, установленный п. 7 Приложения N 1 к Постановлению "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" N 179-п от 29.10.2008);
- за период с 11.05.2015 по 31.12.2015: 1 614 124,24 руб. в год или 134 510,35 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 19 565 142,39 руб. (кадастровая стоимость на 10.01.2015) * 8,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 11.05.2015);
- за период с 01.01.2016 по 04.02.2016: 3 418 140 руб. в год или 284 845 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 31 074 000 руб. (рыночная стоимость Участка, определенная по результатам судебной экспертизы) * 11% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2016).
Уточнения приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2017 по делу N А46-17773/2016 заявленные требования удовлетворены частично. Действия Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по увеличению арендной платы по договору аренды NД-С-14-5096 от 15.11.2004, зарегистрированному 25.11.2004, номер регистрации 55-01/00-42/2004-2094, за период с 18.09.2012 по 04.02.2016 признаны незаконными.
На Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска возложена обязанность произвести перерасчет арендной платы, в соответствии с которым арендная плата по договору N Д-С-14-5096 от 15.11.2004, за период с 18.09.2012 по 04.02.2016, когда АО "Р.О.С.Т." был арендатором, составляет:
- за период с 18.09.2012 по 10.01.2015: 2 704 332,28 руб. в год или 225 361,02 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 180 288 819,05 руб. (кадастровая стоимость Участка до 09.01.2015) * 0,015 (Сап, установленный в п. 7 Приложения N 1 к Постановлению "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" N 179-п от 29.10.2008);
- за период с 10.01.2015 по 10.05.2015: 293 477,13 руб. в год или 24 456,42 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 19 565 142,39 руб. (кадастровая стоимость на 10.01.2015) * 0,015 (Сап, установленный п. 7 Приложения N 1 к Постановлению "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" N 179-п от 29.10.2008);
- за период с 11.05.2015 по 31.12.2015: 2 563 605 руб. в год или 213 633,75 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 31 074 000 руб. (рыночная стоимость Участка, определенная по результатам судебной экспертизы) * 8,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 11.05.2015);
- за период с 01.01.2016 по 04.02.2016: 3 418 140 руб. в год или 284 845 руб. в месяц и рассчитывается по формуле: 31 074 000 руб. (рыночная стоимость Участка, определенная по результатам судебной экспертизы) * 11% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2016).
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на необоснованное применение судом ставки арендной платы - 0,015 за период с 18.09.2012 по 10.05.2015. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае необходимо применять коэффициент Сап в размере 0,07 в соответствии с пунктом 9 приложения N 1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, согласно которому данная ставка применяется для земельных участков, предназначенных для размещения объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) и относящиеся к иным видам использования земельного участка.
Также податель жалобы считает, что экспертное заключение ООО "Центр независимой экспертизы и оценки "АРУС" не могло быть рассмотрено судом как документ доказательственного значения, так как оценщик при расчете стоимости участка не обосновал отнесение оцениваемого земельного участка к 17 виду разрешенного использования.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 18.07.2017.
Оспаривая доводы подателя жалобы, АО "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители АО "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Определением от 18.07.2017 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 24.08.2017 на 14 час 15 мин.
Информация об отложении размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
После отложения судебного заседания от АО "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." поступили письменные дополнения к отзыву.
От Департамента поступило письменное ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В заседании суда 24.08.2017 представители Департамента и АО "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." поддержали ранее заявленную процессуальную позицию.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв и дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
15.11.2004 между Департаментом недвижимости Администрации г. Омска и открытым акционерным обществом "Сибирская нефтяная компания" был заключен договор N Д-С-14-5096 аренды земельного участка сроком на 25 лет.
Предметом договора согласно пункту 1.1 является земельный участок с кадастровым номером 55:36:070106:0012 общей площадью 46587 кв. м.
Соглашением к договору аренды N Д-С-14-5096 все права и обязанности арендатора перешли к Обществу "Регистратор Р.О.С.Т.".
Письмом от 27.09.2016 N Исх-ДИО/14334 Департамент уведомил Общество о необходимости оплаты задолженности по арендной плате по вышеуказанному договору аренды земельного участка.
Письмом от 07.11.2016 АО "Регистратор Р.О.С.Т." выразило свое несогласие с расчетом арендной платы, просило Департамент пересчитать арендную плату за период с 18.09.2015 по 04.02.2016. В указанном письме Общество отмечает, что Департаментом неверно применена ставка арендной платы в размере 0,07, также несогласно с применением при расчете рыночной стоимости участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
28.04.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом в пункте 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрена возможность изменения или расторжения договора по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Так, в частности, пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которому арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что размер арендной платы по договору аренды N Д-С-14-5096 устанавливается и может изменяться Департаментом как арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с положениями нормативного правового акта, изменяющего значение коэффициентов, используемых в расчете арендной платы в соответствии с Договором и приложениями к нему, вне зависимости от условий такого договора.
Арендная плата по договору, с учетом сформулированных выше выводов, должна исчисляться с момента вступления в силу изменений. Факт неподписания сторонами договора дополнительного соглашения о внесении изменений в расчет арендной платы, являющийся неотъемлемой его частью, не имеет правового значения для решения вопроса о законности увеличения размера арендной платы, поскольку, в силу процитированных выше норм законодательства (с учетом смысла, придаваемого таким нормам правоприменительной практикой), такие изменения являются обязательными для сторон договора, предусматривающего условие о регулируемой арендной плате.
Соответствующее условие об изменении значений коэффициента Сап и размера кадастровой стоимости, расчета арендной платы с учетом рыночной стоимости земельного участка в силу положений закона считается согласованным сторонами договора с момента вступления в силу положения нормативного правового акта, предусматривающего такое изменение.
Вместе с тем, Департамент, осуществляя перерасчет арендной платы по договору, неверно применил положения нормативно-правовых актов, в связи с чем Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Так, за период с 18.09.2012 по 10.01.2015 арендная плата рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске", в пункте 3 которого указано, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, определяется по формуле: Ап = Кс x Сап, где: Ап - размер годовой арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы; Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида использования земельного участка.
Значение Сап определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению.
Кадастровая стоимость земельного участка за указанный период составляла 180 288 819 руб. 05 коп., что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельного участка.
Приложением N 1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, установлено значение ставки арендной платы в зависимости от вида использования земельного участка.
Департамент ссылается на необходимость применения ставки арендной платы в размере 0,07 в соответствии с пунктом 9 приложения N 1 к Положению, согласно которому данная ставка применяется для Земельных участков, предназначенных для размещения объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) и относящиеся к иным видам использования земельного участка, также указал на необходимость учета фактического использования земельного участка.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в данном случае необходимо применять ставку арендной платы в размере 0,015 в соответствии с пунктом 7 приложения N 1 к Положению, согласно которому данная ставка применяется для Земельных участков, предназначенных для административных и офисных зданий, объектов образования (за исключением объектов образования, указанных в строке 7.1 настоящего приложения), науки, здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, исходя из следующего.
Согласно кадастровой выписке от 19.07.2016 N 99/2016/5392010 о земельном участке с кадастровым номером 55:36:070106:12 разрешенное использование земельного участка: для общественно-деловых целей под здания, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, что соответствует виду использования земельного участка, установленному пунктом 7 приложения N 1 к Положению.
Кроме этого, в соглашении от 10.07.2010 Департамент указывает ставку арендной платы в размере 0,015. Также, в письме от 20.11.2013 Департамент указывает ставку арендной платы в размере 0,015.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства изменения разрешенного вида использования земельного участка, факт применения Департаментом при расчете арендной платы ставки арендной платы равной 0,07, исходя из вида разрешенного использования, указанного в пункте 9 приложения N 1 является необоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Обществом правомерно рассчитана арендная плата за период с 18.09.2012 по 10.01.2015 в размере 2 704 332,28 руб. в год или 225 361,02 руб. в месяц, по формуле: 180 288 819,05 руб. (кадастровая стоимость Участка до 09.01.2015) * 0,015 (Сап, установленный в п. 7 Приложения N 1 к постановлению "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" N 179-п от 29.10.2008).
В соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" с 10.01.2015 произведено изменение значения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:0012, кадастровая стоимость такого участка составила 19 565 142 руб. 39 коп.
В связи с чем, Обществом правомерно рассчитана арендная плата за период с 10.01.2015 по 10.05.2015 в размере 293 477,13 руб. в год или 24 456,42 руб. в месяц по формуле: 19 565 142,39 руб. (кадастровая стоимость на 10.01.2015) * 0,015 (Сап, установленный п. 7 Приложения N 1 к Постановлению Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" N 179-п от 29.10.2008).
11.05.2015 вступило в силу постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Департамент производил расчет арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной Отчетом N 49-07-16 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:12, выполненный ИП Шпаковым Е.В., согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 11.05.2015 составила 54 553 000 руб.
АО "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т." предоставил отчет N 15-Н об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:12, выполненный ООО "А-Экспертное бюро", согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 11.05.2015 составила 31 772 000 руб.
Учитывая существенную разницу стоимости участка, определенную в Отчетах, полагая, что величина рыночной стоимости объекта оценки, применяемая Департаментом для расчета арендной платы, существенно превышает его фактическую стоимость, Общество заявило ходатайство о проведении судебной экспертизы.
По результатам проведенной судебной экспертизы экспертом были сделаны следующие выводы:
По 1 вопросу: Отчет N 49-07-16 по состоянию на 11.05.2015 по формальным признакам частично не соответствует ФЗ N 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки и Стандартами саморегулируемой организации, членом которой является оценщик (ССО РОО). В процессе исследования по существу Отчета N 49-07-16, выполненного ИП Шпаковым Е.В., то есть проверки корректности выполненных расчетов с применением сравнительного, доходного и/или затратного подходов и методов оценки в рамках каждого из подходов к оценке, а также корректности согласования результатов и достоверности определения итоговой величины стоимости объекта оценки, выявлено значительное число ошибок различного характера и несоответствий, в связи с чем рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:12 по состоянию на 11.05.2015 в размере 54 553 000 руб. нельзя признать достоверной и обоснованной.
По 2 вопросу: Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:12 по состоянию на 11.05.2015 составляет округленно (НДС не облагается): 31 074 000 (Тридцать один миллион семьдесят четыре тысячи) рублей.
При рассмотрении настоящего спора не были установлены обстоятельства недостоверности данного экспертного заключения либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости при расчете размера арендной платы использовать рыночную стоимость земельного участка, установленную заключением судебной экспертизы, которая составляет 31 074 000 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал неправомерным приведенный истцом расчет арендной платы за период с 11.05.2015 по 31.12.2015 в размере 1 614 124,24 руб. в год или 134 510,35 руб. в месяц по формуле: 19 565 142,39 (кадастровая стоимость на 10.01.2015) * 8,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 11.05.2015).
В обоснование своих требований истцом указано на необоснованность применения рыночной стоимости участка при перерасчете размера арендной платы с применением такой стоимости за период с 11.05.2015 по 31.12.2015, поскольку это является нарушением пункта 9 Постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
Пунктом 5 указанного Постановления предусмотрено, что арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Суд первой инстанции, отклоняя довод истца, правомерно исходил из того, что в данном пункте говорится о целях заключения договора, а в рассматриваемом случае рыночная стоимость применяется в иных целях, в частности для производства перерасчета размера арендной платы по уже действующему договору.
Кроме того, как указывалось выше, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Размер рыночной стоимости был определен на основании судебной экспертизы, поступившей в материалы дела 27.03.2017 от ООО "Центр независимой экспертизы и оценки "АРУС", согласно которой рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:12 по состоянию на 11.05.2015 составляет округленно (НДС не облагается): 31 074 000 (Тридцать один миллион семьдесят четыре тысячи) рублей.
В связи с чем, требование истца о необходимости установления арендной платы за период с 11.05.2015 по 31.12.2015 в размере 1 614 124,24 руб. в год или 134 510,35 руб. в месяц, который рассчитывается по формуле: 19 565 142,39 (кадастровая стоимость на 10.01.2015 г.) * 8,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 11.05.2015) является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
При этом судом первой инстанции верно определена арендная плата за период с 11.05.2015 по 31.12.2015 в размере 2 563 605 руб. в год или 213 633,75 руб. в месяц, которая рассчитывается по формуле: 31 074 000 руб. (рыночная стоимость Участка, определенная по результатам судебной экспертизы) * 8,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 11.05.2015).
Требование истца об установлении арендной платы за период с 01.01.2016 по 04.02.2016 в размере 3 418 140 руб. в год или 284 845 руб. в месяц, рассчитанной по формуле: 31 074 000 руб. (рыночная стоимость Участка, определенная по результатам судебной экспертизы) * 11% (ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2016), обоснованно удовлетворено судом первой инстанции, поскольку размер арендной платы за данный период рассчитан верно в соответствии с нормами действующего законодательства и с учетом рыночной стоимость земельного участка, определенного в результате проведения судебной экспертизой.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2017 по делу N А46-17773/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17773/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф04-4799/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "РЕГИСТРАТОР Р.О.С.Т."
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: ООО "Центр независимой экспертизы и оценки "АРУС"