Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2018 г. N Ф05-17994/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 августа 2017 г. |
Дело N А41-54098/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от истца Общества с ограниченной ответственностью "Нефтепродуктсервис" (ИНН 5016006790, ОГРН 1025001764260) - Зайцева И.Л., представитель по доверенности от 17 июля 2017 года,
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Левобережье" (ИНН 5047104780, ОГРН 1095047004030) - Игнатова О.И., представитель по доверенности от 01 апреля 2017 года,
от ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340), Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299), Администрации городского округа Химки Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации г. Долгопрудного (ИНН: 5008001799; ОГРН: 1035001850773), Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055) - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нефтепродуктсервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2917 года по делу N А41-54098/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Нефтепродуктсервис" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации городского округа Химки Московской области, Обществу с ограниченной ответственностью "Левобережье" об оспаривании границ земельного участка, третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация г. Долгопрудного, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтепродуктсервис" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата), Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация) и Обществу с ограниченной ответственностью "Левобережье", в котором просило:
- признать недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в части пересечения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 с характерными точками координат земельного участка с кадастровым номером 50:42:0020204:1;
- установить границу земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, Химкинский район, вблизи микрорайона Левобережный г. Химки, правообладатель: государственная собственность, подлежащая разграничению, по следующим координатам поворотных точек:
N п/п |
обозначение точки |
координата Х, м |
координата Y, м |
1 |
н6 |
484634,41 |
2188628,63 |
2 |
н7 |
484953,87 |
2188444,67 |
3 |
н8 |
484774,48 |
2188461,81 |
4 |
н9 |
484818,95 |
2188469,66 |
5 |
н10 |
484883,16 |
2188510,6 |
6 |
н11 |
484896,18 |
2188531,44 |
7 |
н12 |
484899,38 |
2188561,39 |
8 |
н13 |
484920,11 |
2188571,77 |
9 |
н14 |
484931,95 |
2188572,67 |
10 |
н15 |
484920,9 |
2188586,95 |
11 |
н16 |
484924,15 |
2188588,43 |
12 |
н17 |
484941,09 |
2188580,61 |
13 |
н18 |
484970,54 |
2188594,22 |
14 |
н19 |
484968,87 |
2188598,34 |
15 |
н20 |
484952 |
2188602,87 |
16 |
н21 |
484961,7 |
2188629,92 |
17 |
н22 |
484972,42 |
2188643,25 |
18 |
н23 |
484986,63 |
2188645,72 |
19 |
н24 |
485052,53 |
2188629,74 |
20 |
н25 |
485092,61 |
2188639,77 |
21 |
н26 |
485126,82 |
2188628,1 |
22 |
н27 |
485141,39 |
2188607,67 |
23 |
н28 |
485153,72 |
2188611,79 |
24 |
н29 |
485173,38 |
2188647,07 |
25 |
н30 |
485201,66 |
2188646,13 |
26 |
н31 |
485215,76 |
2188620,74 |
27 |
н32 |
485266,73 |
2188637,37 |
28 |
н33 |
485320,79 |
2188660,15 |
29 |
н34 |
485335,57 |
2188675,33 |
30 |
н35 |
485351,81 |
2188675,45 |
31 |
н36 |
485365,5 |
2188660,11 |
32 |
н37 |
485377,09 |
2188665,37 |
33 |
н38 |
485397,53 |
2188698,57 |
34 |
н39 |
485434,73 |
2188725,57 |
35 |
н40 |
485486,08 |
2188741,24 |
36 |
н41 |
485496,77 |
2188758,3 |
37 |
н42 |
485529,46 |
2188794 |
38 |
н43 |
485558,95 |
2188816,42 |
39 |
н44 |
485355,46 |
2188917 |
40 |
н45 |
485181,07 |
2188992,95 |
41 |
н46 |
484928,05 |
2189030,82 |
42 |
н47 |
484875,03 |
2189035,9 |
43 |
н48 |
484871,1 |
2189008,81 |
44 |
н49 |
484788,5 |
2189020,38 |
45 |
н50 |
484785,48 |
2189006,02 |
46 |
н51 |
484749,43 |
2189007,07 |
47 |
н52 |
484717,95 |
2188968,96 |
48 |
н53 |
484715,2 |
2188735,24 |
49 |
н6 |
484634,41 |
2188628,63 |
и общую площадь земельного участка 297922 кв.м.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в части пересечения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 с характерными точками координат земельного участка с кадастровым номером 50:42:0020204:1.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация г. Долгопрудного, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 109-117 т. 5).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Нефтепродуктсервис" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации городского округа Химки Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации г. Долгопрудного, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Нефтепродуктсервис" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Левобережье" возражал по доводам апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:42:0020204:1 (предыдущий номер 50:42:020204:0001) площадью 0,3391 га по адресу: г. Химки Московской области, 79-й км МКАД, категория "земли поселений", разрешенное использование "под строительство и дальнейшую эксплуатацию автозаправочного комплекса (АЗК)", на основании договора аренды земельного участка N МО-42-348Д от 19 сентября 2000 года, заключенного между Администрацией г. Долгопрудного и ЗАО "Контракт Ойл" дополнительного соглашения от 18 мая 2005 года к договору аренды, заключенного между Администрацией г. Долгопрудного и ЗАО "Контракт Ойл", договора N 2 от 27 октября 2005 года уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды, заключенного между ЗАО "Контракт Ойл" и ООО "Нефтепродуктсервис".
Отвод указанного земельного участка и проведение землеустроительных работ осуществлены на основании Постановления Главы г. Долгопрудный от 15 мая 2000 года N 332.11.11.2005 в ГКН внесен новый кадастровый номер участка 50:42:0020204:1.
Границу указанного земельного участка пересекает граница земельного участка с КН 50:10:0010405:30, поставленного на кадастровый учет 01 февраля 2005 году и переданного с 04 мая 2005 года Администрацией г.о.Химки в аренду. С 2009 года арендатором указанного участка является ООО "Левобережье".
Факт наложения границ земельных участков установлен судебными актами по делам N N А41-40760/10, А41-28572/11, А41-35308/11.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2013 года по делу N А41-28572/11 в удовлетворении требований ООО "Нефтепродуктсервис" об оспаривании правомерности постановки на кадастровый учет земельного участка ООО "Левобережье" с КН 50:10:0010405:30 отказано, в связи с ненадлежащим способом защиты нарушенного права и недоказанностью наличия нарушений при постановке указанного участка на кадастровый учет.
В рамках проведенной по делу N А41-28572/11 судебной землеустроительной экспертизы установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:42:020204:0001 на момент его постановки на кадастровый учет располагался в границах городского округа Химки, а земельный участок с кадастровым номером 50:10:010405:30 располагался частично на территории городского округа Химки и частично на территории городского округа Долгопрудный. При этом, определить, в границах какого муниципального образования, г.о.Долгопрудный или г.о.Химки, располагался земельный участок с кадастровым номером 50:42:020204:0001 на момент заключения договора аренды N МО-42-348Д от 19 марта 2000 года не представляется возможным ввиду отсутствия материалов лесоустройства с отображением лесных кварталов 121 и 125 Хлебниковского лесопарка, действующих на момент заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:42:020204:0001 N МО-42-348Д от 19 марта 2000 года.
Эксперт также отметил, что в настоящее время вышеперечисленные земельные участки располагаются в границах городского округа Химки, согласно вступившему в силу Закона Московской области от 24 июня 2011 года N 93/2011-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Химки" и Закона Московской области "О статусе и границе городского округа Долгопрудный", принятого постановлением Мособлдумы от 16 июня 2011 года N 3/161-П.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2014 года по делу N А41-35308/11 в удовлетворении требования ООО "Левобережье" о признании недействительной сделки по предоставлению Администрацией г.о.Долгопрудный земельного участка с КН 50:42:0020204:1 ООО "Нефтепродуктсервис" отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2016 года также в удовлетворении иска КУИ г. Долгопрудный к ООО "Нефтепродуктсервис" о взыскании задолженности по арендной плате и о расторжении договора аренды от 19 сентября 2000 года N МО-42-348Д отказано, в связи с отсутствием оснований полагать, что ответчиком было допущено существенное нарушение договора аренды земельного участка по причине невозможности его использования в спорный период по назначению, возникшего в результате пересечения границ земельных участков.
По заказу ООО "Нефтепродуктсервис" специалистом АНО "Центр Земельных Экспертиз" было проведено землеустроительное исследование, по результатам которого подготовлено заключение, согласно которому площадь пересечения участков составляет 2113 кв.м., площадь земельного участка с КН 50:10:0010405:30, свободная от пересечения с границами земельного участка с КН 50:42:0020204:1, составляет 297 922 кв.м., а также специалистом составлено описание местоположения границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30, свободного от пересечения с земельным участком истца.
Истец полагая, что надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае является требование об установлении границ земельных участков, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При этом, истец ссылается на то, что неправильно сформированным участком является участок с КН 50:10:0010405:30, поскольку он сформирован и поставлен на кадастровый учет, передан в аренду, после земельного участка истца с КН 50:42:0020204:1, без проведения процедуры согласования границ. Кроме того, постановка земельного участка с КН 50:10:0010405:30 на кадастровый учет в границах, пересекающихся с земельным участком истца нарушает его права и законные интересы.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статьях 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты права и определение предмета иска является правом истца, и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предоставляет суду право изменять предмет иска по усмотрению суда с целью использования надлежащего способа защиты права.
Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению. Гражданское законодательство, как и административное и налоговое законодательство, предусматривает для участников правоотношений соответствующий каждой группе этих отношений, каждому их виду определенный способ или способы защиты. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права вправе применять лишь этот способ.
Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статьей 60 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (пунктом 2 части 1), а также действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пунктом 4 части 2).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
На основании пункта 2 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке (пункт 5 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ).
Следовательно, местоположение границ земельного участка и его описание должно производиться в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10 января 2017 года назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО "Центр земельных экспертиз" экспертам Карташову В.Ю., Чистякову Д.А., Аксиненко А.В.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Достаточно ли сведений, содержащихся в землеустроительном и кадастровом делах земельного участка с КН 50:42:0020204:1, в том числе в постановлении главы города Долгопрудный Московской области от 15 мая 2000 года N 332, плане земельного участка от 19 мая 2000 года, выписке исходных геодезических данных координат пунктов, используемых для привязки границ земельных участков, схеме сети планового обоснования, чертеже границ участка с геоданными от 30 августа 2000 года, для установления координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:42:0020204:1 на момент предоставления земельного участка КН 50:42:02 02 04:0001 в аренду 19 сентября 2000 года. При положительном ответе на данный вопрос установить, соответствуют ли эти данные координатам характерных поворотных точек границ земельного участка с КН 50:42:0020204:1, определенным по новой системе координат и внесенным в ГКН.
2. Достаточно ли сведений, содержащихся в землеустроительном и кадастровом делах земельного участка с КН 50:10:010405:30, в том числе в Распоряжении Главы Химкинского района Московской области от 14 июля 2004 года N 835-р, акте выбора земельного участка, проекте границ земельного участка к нему, плане участка, геоданных и описании границ 2004 г., Постановлении Правительства Московской области от 24 января 2005 года N 35/1, для установления координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:010405:30 на момент присвоения земельному участку первоначального КН 50:10:01 04 05:0030 в 2004 году. При положительном ответе на данный вопрос установить, соответствуют ли эти данные координатам характерных поворотных точек границ земельного участка с КН 50:10:010405:30, определенным по новой системе координат и внесенным в ГКН.
3. Установить координаты характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:010405:30, исключая пересечение его границ с границами земельного участка КН 50:42:0020204:1.
Согласно представленному в материалы дела заключению экспертов от 01 февраля 2017 года N 012784/8/77001/032017/А41-54098/16, эксперты по вопросу 1 установили, что сведений, содержащихся в землеустроительном и кадастровом делах земельного участка с КН 50:42:0020204:1, в том числе в Постановлении Главы г. Долгопрудный от 15 мая 2000 года N 332, плане земельного участка от 19 мая 2000 года, выписке исходных геодезических данных координат пунктов, используемых для привязки границ земельных участков, схеме сети планового обоснования, чертеже границ участка с геоданными от 30 августа 2000 года, недостаточно для установления координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:42:0020204:1 на момент предоставления его в аренду 19 сентября 2000 года.
По вопросу 2. Сведений, содержащихся в землеустроительном и кадастровом делах земельного участка с КН 50:10:0010405:30, в том числе в Распоряжении Главы Химкинского района от 14 июля 2004 года N 835-р, акте выборе земельного участка, проекте границ земельного участка, плане участка, геоданных и описании границ 2004 года, Постановлении Правительства Московской области от 24 января 2005 года N 35/1, недостаточно для установления координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 на момент присвоения участку первоначального кадастрового номера.
По вопросу 3. На чертеже N 2 представлены кадастровые границы земельного участка с КН 50:10:0010405:30, исключая пересечение с кадастровыми границами участка с КН 50:42:0020204:1. В таблице N 1 приведен каталог координат характерных точек кадастровых границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30, исключая пересечение с кадастровыми границами земельного участка с КН 50:42:0020204:1. Площадь земельного участка с КН 50:10:0010405:30, исключая пересечение с кадастровыми границами участка с КН 50:42:0020204:1, составит 297922 кв.м.
По ходатайству истца определением суда от 04 апреля 2017 года была назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручено АНО "Центр земельных экспертиз" и перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1. Достаточно ли сведений, содержащихся в землеустроительном и кадастровом делах земельного участка с КН 50:42:0020204:1, в том числе в Постановлении главы города Долгопрудный Московской области от 15 мая 2000 года N 332, плане земельного участка от 19 мая 2000 года, выписке исходных геодезических данных координат пунктов, используемых для привязки границ земельных участков, схеме сети планового обоснования, чертеже границ участка с геоданными от 30 августа 2000 года, для установления координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:42:0020204:1 на момент предоставления земельного участка КН 50:42:02 02 04:0001 в аренду 19 сентября 2000 года. При положительном ответе на данный вопрос установить, соответствуют ли эти данные координатам характерных поворотных точек границ земельного участка с КН 50:42:0020204:1, определенным по новой системе координат и внесенным в ГКН.
2. Достаточно ли сведений, содержащихся в землеустроительном и кадастровом делах земельного участка с КН 50:10:010405:30, в том числе в Распоряжении Главы Химкинского района Московской области от 14 июля 2004 года N 835-р, акте выбора земельного участка, проекте границ земельного участка к нему, плане участка, геоданных и описании границ 2004 года, Постановлении Правительства Московской области от 24 января 2005 года N 35/1, для установления координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:010405:30 на момент присвоения земельному участку первоначального КН 50:10:01 04 05:0030 в 2004 году. При положительном ответе на данный вопрос установить, соответствуют ли эти данные координатам характерных поворотных точек границ земельного участка с КН 50:10:010405:30, определенным по новой системе координат и внесенным в ГКН.
3. Установить координаты характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:010405:30, исключая пересечение его границ с границами земельного участка КН 50:42:0020204:1.
В соответствии с дополнительным экспертным заключением от 19 апреля 2017 года N 013370/8/77001/162017/А41-54098/16 сведений, содержащихся в документах, перечисленных в вопросе N 1 и в материалах дела N А41-54098/16, недостаточно для установления координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:42:0020204:1 на момент предоставления его в аренду 19 сентября 2000 года, следовательно, установить соответствие координат характерных точек его границ координатам границ участка определенным по новой системе координат и внесенным в ГКН не представляется возможным.
В ходе проведения исследований были установлены координаты характерных границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 по сведениям, представленным в землеустроительном деле земельного участка с КН 50:10:0010405:30. Сведений, содержащихся в документах, представленных в материалы дела, недостаточно для определения координат характерных точек границ участка с КН 50:10:0010405:30 на момент присвоения ему кадастрового номера в 2004 году.
На чертеже N 3 заключения представлены кадастровые границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 исключая пересечение с кадастровыми границами земельного участка с КН 50:42:0020204:1.
В таблице N 2 приведен каталог координат характерных точек кадастровых границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 (площадью 297 922 кв.м.), исключая пересечение с кадастровыми границами земельного участка с КН 50:42:0020204:1 в приведенных координатах.
В таблице N 3 приведен каталог координат характерных точек кадастровых границ земельного участка с КН 50:42:0020204:1.
На чертеже N 4 представлены границы земельного участка с КН 50:10:0010405:30, установленные по землеустроительному делу указанного участка, исключая пересечение с кадастровыми границами земельного участка с КН 50:42:0020204:1.
В таблице N 4 заключения приведен каталог координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 (площадью 297 866 кв.м.), установленные по землеустроительному делу указанного участка, исключая пересечение с кадастровыми границами земельного участка с КН 50:42:0020204:1 в приведенных координатах.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержится ответ на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены.
Таким образом, заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ), в связи с чем суд принимает выводы, изложенные в заключении.
Как указывалось выше, истец является арендатором земельного участка, границы которого пересекаются с границами смежного земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности и в аренде у ООО "Левобережье".
Указанные обстоятельства и факт пересечения границ земельных участков сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами настоящего дела, а также ранее принятыми судебными актами в отношении спорных земельных участков.
Однако предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков являются, в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Как указывалось выше истец просит установить границы таким образом, чтобы часть земельного участка ответчика площадью 2113 кв.м. вошла в состав земельного участка истца.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неподтвержденности факта и момента возникновения у истца права на смежный земельный участок с КН 50:10:0010405:30.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о праве истца на часть земельного участка площадью 2113 кв.м., находящегося в аренде у ООО "Левобережье", что подтверждается проведенной дополнительной землеустроительной экспертизой, в ходе которых анализировались правоустанавливающие и иные документы на земельные участки, в том числе на момент их формирования и предоставления.
Как следует из материалов дела, датой внесения номера в ГКН земельного участка с КН 50:10:0010405:30 является 01 февраля 2005 года, а датой внесения номера в ГКН земельного участка с КН 50:42:0020204:1 является 11 ноября 2005 года.
Экспертными заключениями не установлена возможность определения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:42:0020204:1, 50:10:0010405:30 на момент их формирования и предоставления правообладателям.
Таким образом, материалами дела не подтверждено нарушение норм законодательства при постановке на кадастровый учет земельного участка КН 50:10:0010405:30 и несоответствие границ этого участка правоустанавливающим документам.
Учитывая, что земельный участок КН 50:42:0020204:1 по сведениям ГКН поставлен на учет позднее, оснований для признания местоположения границ земельного участка КН 50:10:0010405:30 у суда не имеется.
Также в материалах землеустроительного дела имеются данные о границах земельного участка КН 50:42:0020204:1. Вместе с тем суд принимает во внимание выводы экспертизы о недостаточности данных для установления соответствия границ со сведениям ГКН.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 02 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 названного Закона кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В силу статьи 19 Федерального закона N 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Федеральный закон N 78-ФЗ).
Статья 19 Федерального закона N 78-ФЗ устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Федерального закона N 78-ФЗ межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Федерального закона N 78-ФЗ).
В силу статей 22 - 24 Федерального закона N 78-ФЗ землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Федерального закона N 28-ФЗ, признан утратившим силу Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 28-ФЗ допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 28-ФЗ для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Федерального закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений Федерального закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02 октября 2002 года N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01 января 2009 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412).
В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1-5 к ним документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом, допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Федерального закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ).
Таким образом, Федеральный закон N 78-ФЗ и Федеральный закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Федеральный закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 года N 376 информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
Как установлено решением ВАС РФ от 05 июля 2013 года N ВАС-1294/13 в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона N 28-ФЗ, Федерального закона N 78-ФЗ и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
Как следует из Кадастровой выписки на земельный участок КН 50:42:0020204:1, он поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2005 года. Сведения, внесенные в ГКН в отношении земельного участка КН 50:42:0020204:1 относительно даты внесения номера в ГКН, момента установления границ не оспорены. Поскольку иное не доказано, суд приходит к выводу о том, что сведения о границах этого участка внесены в ГКН 11 ноября 2005 года, то есть позднее сведений о земельном участке КН 50:10:0010405:30.
При этом, истец фактически претендует на часть земельного участка ответчика,.
Однако суд первой инстанции обоснованно установил, что своего права на него не доказал.
Истец также не представил доказательств нарушения своих прав ответчиком - правообладателем смежного земельного участка, а также отсутствуют основания полагать, что имелись нарушения при формировании и постановке на кадастровый учет спорного земельного участка.
Координаты границ земельных участков, которые просит установить истец, не подтверждаются материалами дела, в том числе результатами судебных экспертиз.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования об установлении границ земельных участков в том виде, в котором они заявлены, не обоснованы, удовлетворение требований приведет к нарушению прав ответчиков и третьих лиц.
В связи с этим, в удовлетворении требований о признании недействительными сведений о местоположении границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 в части пересечения характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 с характерными точками координат земельного участка с КН 50:42:0020204:1 и об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 в части пересечения характерных точек границ земельного участка с КН 50:10:0010405:30 с характерными точками координат земельного участка с КН 50:42:0020204:1 надлежит отказать, поскольку правовых оснований для этого не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2017 года по делу N А41-54098/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54098/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2018 г. N Ф05-17994/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Нефтепродуктсервис"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: ООО "Левобережье"