Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2017 г. N Ф04-4625/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А27-4005/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.
судей Павлюк Т. В., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Горбачевой А.Г.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Давыдовой О. Г., доверенность от 27.02.2017 года,
от ликвидатора: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.06.2017 года по делу N А27-4005/2017 (судья Фуртуна Н. К.)
по заявлению Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Белово (ОГРН 1024200540210, ИНН 4202018086, 652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Советская, 17)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373, 650992, г Кемерово, пр. Кузнецкий, 11)
о признании незаконным решения от 24.10.2016 N 17703А, недействительной записи, лицо, участвующие в рассмотрении заявления - ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Арт РекТайм" Абрамов Сергей Евгеньевич, г. Белово,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Белово (далее - ГКУ ЦЗН г. Белово, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - ИФНС по г. Кемерово, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Инспекции от 24.10.2016 N 17703А о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Арт РекТайм" (далее - ООО "Арт РекТайм"); недействительной записи в едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО "Арт РекТайм" в связи с ликвидацией от 24.10.2016 за государственным регистрационным номером 2164205604836.
К участию в деле привлечен ликвидатор ООО "Арт РекТайм" Абрамов Сергей Евгеньевич (далее - ликвидатор).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.06.2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС по г. Кемерово обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению регистрирующего органа, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие неисполненных обязательств, а также факт того, что ликвидатор знал о наличии задолженности перед ГКУ ЦЗН г. Белово.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы.
ГКУ ЦЗН г. Белово в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Ликвидатор Общества отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представил.
В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя учреждения и ликвидатора.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя регистрирующего органа, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.04.2016 ООО "Арт РейТайм" в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации уведомления о ликвидации юридического лица. Обществом представлено уведомление о ликвидации по форме Р15001, подписанное ликвидатором Абрамовым С.Е., и решение N 6 от 16.02.2016 единственного участника ООО "Арт РекТайм" Абрамова С.Е. о ликвидации юридического лица.
17.06.2016 ООО "Арт РекТайм" представило в регистрирующий орган документы для государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В связи с нарушением порядка заполнения уведомления, а также в связи с несоблюдением требований статьи 63 ГК РФ и пункта 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ (отсутствовали сведения о публикации) регистрирующим органом по представленным документам принято решение N 9820А/1433 от 24.06.2016 об отказе в государственной регистрации.
04.10.2016 ООО "Арт РекТайм" повторно представило в регистрирующий орган документы для государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Решение о государственной регистрации принято Инспекцией 30.05.2016.
17.10.2016 Инспекцией были получены документы для государственной регистрации ликвидации ООО "Арт РекТайм" (заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, подписанное ликвидатором Абрамовым С.Е.; документ об уплате государственной пошлины; решение единственного участника N 4-2016 от 15.11.2016 об утверждении ликвидационного баланса; ликвидационный баланс; заявление о зачете платежей в счет погашения задолженности юридического лица).
24.10.2016 регистрирующий орган принял решение N 17703А о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией ООО "Арт РекТайм" и внес в единый государственный реестр юридических лиц государственную регистрационную запись 2164205604836.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при ликвидации ООО "Арт РекТайм" был нарушен установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица, и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Пунктом 5 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом. При осуществлении государственной регистрации с нарушениями Закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.
Решение о государственной регистрации, также как и решение об отказе в государственной регистрации, а не сама запись в ЕГРЮЛ, имеют ненормативный характер и являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что ООО "Арт РекТайм" не исполнило денежное обязательство перед ним, возникшее из договора N 203 от 03.06.2014 о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, следовательно, ликвидационный баланс ООО "Арт РекТайм" содержит недостоверные сведения, и Инспекция не имела оснований для вынесения решения о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Судом первой инстанции установлено, что 03.06.2014 ГКУ ЦЗН г. Белово и ООО "Арт РекТайм" (работодатель) заключили договор N 203 о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, по условиям которого работодатель возвращает финансовые средства, полученные на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, в полном объеме в случае ликвидации организации (пункт 3.3 договора).
Платежными поручениями от 06.06.2014 N 477371, от 30.06.2014 N 814192 и от 30.06.2014 N 814189 ГКУ ЦЗН г. Белово перечислило ООО "арт РекТайм" 95 740 руб.
Посчитав, что денежные средства в размере 95 740 руб., полученные на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, ООО "Арт РекТайм" не возвратило заявителю, суд пришел к выводу, что ликвидационный баланс не содержит сведений о данной задолженности, в связи с чем, у Инспекции отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого решения о государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали обоснованные сомнения в достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
Материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации при ликвидации ООО "Арт РекТайм" были представлены все необходимые документы.
Заявлений от кредиторов и иных лиц, в том числе, ГКУ ЦЗН г. Белово, чьи права и законные интересы могли быть затронуты исключением Общества из единого государственного реестра юридических лиц в регистрирующий орган в срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не поступило.
Требования пункта 2 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ООО "Арт РекТайм" были соблюдены, в связи с чем, у Инспекции отсутствовали какие-либо предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с требованиями законодательства, информация о ликвидации ООО "Арт РекТайм", порядке и сроке заявления кредиторами требований была опубликована в официальном издании. При этом в публикации содержалась информация о том, что требования кредиторов могут быть предъявлены в течение двух месяцев с момента публикации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Таким образом, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд.
В силу пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Таким образом, в случае поступления в Инспекцию судебного акта, содержащего требования, предъявленные к ООО "Арт РекТайм", находящемуся в процессе ликвидации, у регистрирующего органа отсутствовали бы основания для принятия оспариваемого решения, поскольку представленные для государственной регистрации документы ООО "Арт РекТайм" содержали бы недостоверные сведения.
Вместе с тем, заявитель, как кредитор, не воспользовался возможностью обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Если кредитор не реализует свое право, действующим законодательством предусмотрен риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств наличия задолженности ООО "Арт РекТайм" перед ним, а также осведомленности ликвидатора ООО "Арт РекТайм" о наличии задолженности.
Обстоятельство заключения договора N 203 от 03.06.2014 о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида само по себе не свидетельствует о наличии задолженности ООО "Арт РекТайм" перед ГКУ ЦЗН г. Белово.
Иных доводов учреждением не приведено.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для признания решения ИФНС по г. Кемерово от 24.10.2016 N 17703А о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией ООО "Арт РекТайм" незаконным, а записи в едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО "Арт РекТайм" (ОГРН 11142020022716, ИНН 4202041504) в связи с ликвидацией от 24.10.2016 за государственным регистрационным номером 2164205604836, недействительной.
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные ГКУ ЦЗН г. Белово требования удовлетворению не подлежат, поэтому решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.06.2017 года по делу N А27-4005/2017 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.06.2017 года по делу N А27-4005/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований Государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Белово отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4005/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2017 г. N Ф04-4625/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент труда и занятости населения Кемеровской области Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Белово
Ответчик: межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области
Третье лицо: ООО Абрамов С.Е.-ликвидатор "АртРекТайм", ИФНС по г. Кемерово