город Ростов-на-Дону |
|
28 августа 2017 г. |
дело N А32-42491/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ванина В.В., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Краснодарского края" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2017 по делу N А32-42491/2016 по иску муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Красноармейская центральная районная больница" (ИНН 2336004250) к ответчику - Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края" (ИНН 2310032694) о взыскании компенсации расходов, а также судебных расходов по оплате госпошлины, принятое в составе судьи Грачева С.А.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноармейская центральная районная больница" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края" о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги в размере 108 054 рубля 10 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2017 с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Краснодарского края" в пользу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Красноармейская центральная районная больница" взыскана задолженность в размере 101 136 рубля 38 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 970 рублей 51 копейки. В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что истец в сумму компенсации за привлечение врачей специалистов и среднего медицинского персонала включил компенсацию средней заработной платы, а также компенсацию страховых взносов.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От ответчика в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, от истца письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закон), постановления Правительства РФ от 01,12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациям и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Правила), постановления Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", постановления администрации муниципального образования Красноармейский район "О проведении в 2014 году первоначальной постановки на воинский учет граждан 1997 года рождения и граждан старших возрастов, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете от 21.10.2013 N 11292 муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноармейский центральная районная больница" (далее - МБУЗ "Красноармейская ЦРБ") направило в отдел военного комиссариата Краснодарскою края по Красноармейскому району военно-врачебную комиссию из состава медперсонала МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" для медицинского освидетельствования согласно утвержденных постановлениями администрации муниципального образования Красноармейский район графиков медицинского освидетельствования.
В соответствии с положениями Правил МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" полностью выполнил свои обязательства, выставив ответчику счет N 264 от 18.05.2015 г. на сумму 108054 рубля 10 копеек, расчетные ведомости, расчеты среднего заработка, табели учета рабочего времени за февраль 2014 года.
Оплата на момент обращения в суд произведена не была, претензия от 11.03.2016 N 447, направленная в адрес ответчика в порядке досудебного урегулирования спора, оставлена без удовлетворения.
Неоплата комиссариатом оказанных услуг явилась основанием для обращения больницы с иском в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Компенсация понесенных медицинскими организациями расходов, связанная с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвующему в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, включая соответствующие начисления на фонд оплаты труда, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета (п. 7 ст. 1, п. 6 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N 704, в соответствии с пунктом 3 части 2 которых компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования призывников. Согласно пункту 3 этих Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил выплата компенсации осуществляется в отношении: расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Выплата компенсации осуществляется на основании представленных бюджетным учреждением сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов для перечисления компенсации). Указанные сведения представляются на официальном бланке, заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) бюджетного учреждения и печатью (п. 5 Правил).
Суд установил, что истец в соответствии с Правилами N 704 направил ответчику необходимые для оплаты документы, а именно: счет на оплату среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда, подписанный главным врачом и главным бухгалтером организации на 108 054 рубля 10 копеек, табель учета рабочего времени, соответствующие фактически отработанному времени за февраль 2014 года.
Согласно ч. 1.2 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка на время исполнения им государственных обязанностей в случаях, если в соответствии законодательством эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Обязательства, возникшие из предоставления услуг, связанных с участием в мероприятиях по призыву граждан на службу, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 704).
Статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 1 указанного закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 704 выплата компенсации в отношении вышеназванных расходов осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о правовой квалификации настоящего требования в качестве задолженности.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", истец направил заказчику военно-врачебную комиссию из состава медперсонала ЦРБ для медицинского освидетельствования, выполнил обязательства, каких-либо замечаний по медицинскому освидетельствованию призывников, по объему и качеству выполненных работ военным комиссариатом Краснодарского края представлено не было. Истцом направлен в адрес ответчика счет на оплату.
Между тем, судом первой инстанции правомерно было установлено, что представленный МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" счет складывается из среднего заработка медперсонала - 82 990 рублей 86 копейки и компенсации страховых взносов 25 063 рублей 24 копейки (30,2%). Итого 108 054 рубля 10 копеек. Тогда как, из данных выплаты указанных в расчетно-платежной ведомости N б/н за февраль 2014 года, следует, что за ноябрь 2013 года медицинскому персоналу было выплачено за исполнением государственной обязанности сумма в размере 77 677 рублей 61 копеек (+ начисленные страховые взносы 30,2%).
Поскольку оказание услуг и их стоимость документально подтверждены и не опровергнуты ответчиком, суд правильно удовлетворил иск в размере 101 136 рубля 38 копеек.
Довод комиссариата о том, что истец в сумму компенсации за привлечение врачей специалистов и среднего медицинского персонала включил компенсацию средней заработной платы, а также компенсацию страховых взносов, оценен судом апелляционной инстанции и отклонен исходя из совокупного толкования правовых норм, в период медицинского освидетельствования для исполнения воинской обязанности (а также военных сборов и других случаев обеспечения исполнения воинской обязанности) работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, однако трудовые отношения между ними и работодателями не прекращаются.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N 704, в соответствии с пунктом 3 части 2 которых компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в названном перечне не указан. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период указанных обстоятельств, облагается страховыми взносами.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395 по делу N А21-6452/2015, поскольку участие военного комиссариата в настоящем деле обусловлено осуществлением функций органа военного управления, в связи с чем он освобожден от оплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2017 по делу N А32-42491/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42491/2016
Истец: МБУЗ "Красноармейская центральная районная больница", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ФКУ Военный комиссариат Краснодарского края