Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2018 г. N Ф09-7411/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А07-20286/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Костина В.Ю., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2017 по делу N А07-20286/2016 (судья Симахина И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Литвинов М.В. (доверенность N 22 от 20.01.2017, служебное удостоверение).
Администрация городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, Башкортостанское УФАС России) от 25.04.2016 по делу N А-02/16-16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: индивидуальный предприниматель Шангараев Артур Шамильевич (далее - ИП Шангараев А.Ш.) и индивидуальный предприниматель Иванов Виталий Георгиевич (далее - ИП Иванов В.Г.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2017 (резолютивная часть решения объявлена 02.06.2017) заявленные требования администрации удовлетворены, решение Башкортостанского УФАС России от 25.04.2016 по делу N А-02/16-16 признано недействительным.
Башкортостанское УФАС России не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Обращает внимание суда на то, что действия администрации и ИП Иванова В.Г. свидетельствуют о наличии между ними определенной договоренности (соглашения в устной форме) по вопросу создания скульптурных композиций для новогоднего городка до заключения муниципального контракта. Данные действия выгодны и администрации и ИП Иванову В.Г., администрация была заинтересована в скорейшем открытии городской ёлки и ледового городка, а ИП Иванов В.Г. в свою очередь был заинтересован в выполнении работ и получении прибыли. Такие действия администрации и ИП Иванова В.Г. приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в действиях администрации и ИП Иванова В.Г. имеется нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Башкортостанское УФАС России, считает доводы, изложенные в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-20286/2016 от 09.06.2017 необоснованными.
Представитель Башкортостанского УФАС России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путём размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте.
С учётом мнения представителя антимонопольного органа в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на официальном Интернет-сайте zakupki.gov.ru 10.12.2015 администрацией было размещено извещение о проведении запроса котировок N 0101300001915000111 "Создание композиций для новогоднего городка" с начальной максимальной ценой контракта 500 000 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок для выявления участников закупки и победителя запроса котировок N 111 от 21.12.2015 победителем запроса котировок был признан участник с номером заявки N 2 (ИП Иванов В.Г.), предложивший цену контракта 415 500 руб. ИП Шангареев А.Ш., не согласившись с результатами запроса котировок, обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия администрации и ИП Иванова В.Г.
В ходе рассмотрения жалобы ИП Шангареева А.Ш. комиссия Башкортостанского УФАС России установила, что ИП Иванов В.Г., присутствовавший на заседании комиссии и подтвердивший данные обстоятельства, ознакомился с проектом новогоднего городка и 11.12.2015 начал осуществлять работы по созданию скульптурных композиций. В свою очередь дата и время окончания подачи заявок была установлена 21.12.2015 в 10 час. 30 мин.
Согласно представленной администрацией информации, ледовые блоки были заблаговременно завезены на место установки новогоднего городка обществом с ограниченной ответственностью "Городская коммунальная служба" в рамках муниципального контракта N 39/14 от 16.12.2014.
В средствах массовой информации г. Нефтекамск выходил ряд видеосюжетов о ходе выполнения работ по возведению и созданию скульптурных композиций для новогоднего городка на Центральной площади имени Ленина городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан. Проанализировав видеосюжет, размещенный 14.12.2015 на Интернет-сайте YouTube (http://www.youtube.com), антимонопольный орган пришел к выводу, что работы по созданию скульптурных композиций для новогоднего городка уже ведутся.
Ссылку на письмо-предупреждение от 14.12.2015 за исходящим номером 148, направленное администрацией в адрес ИП Иванова В.Г. с требованием прекратить самовольно начатые работы, антимонопольный орган отклонил, придя к выводу, что его исполнение проконтролировано не было, в связи с чем с чем с молчаливого согласия (бездействия) органа местного самоуправления ИП Иванов В.Г. продолжил вести работы по созданию новогоднего городка, иные меры заявителем не предпринимались.
При этом комиссия Башкортостанского УФАС России также пришла к выводу, что администрация была заинтересована в скорейшем выполнении работ, поскольку на официальном Интернет-сайте была размещена информация об открытии главной городской елки и ледового городка 25.12.2015, в то время как ИП Иванов В.Г. был заинтересован в выполнении работ и получении прибыли.
Проанализировав видеосюжет, размещенный 24.12.2015 на Интернет-сайте YouTube (http://www.youtube.com), антимонопольный орган пришел к выводу, что работы по созданию скульптурных композиций для новогоднего городка завершены и все готово к открытию елки и ледового городка.
Согласно информации, размещенной на официальном Интернет-сайте администрации, открытие главной городской елки и ледового городка состоялось 25.12.2015, то есть до установленного законом срока заключения муниципального контракта и выполнения работ.
Проанализировав совокупность приведенных обстоятельств, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии между администрацией и Ивановым В.Г. определенной договоренности (соглашения в устной форме) по вопросу создания скульптурных композиций для новогоднего городская до заключения муниципального контракта.
Придя к выводу, что такие действия администрации и ИП Иванова В.Г. приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, антимонопольный орган посчитал названных лиц нарушившими положения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Вместе с тем, антимонопольный орган установил, что на момент рассмотрения жалобы ИП Шангареева А.Ш. по существу муниципальный контракт был уже заключен и исполнен.
По результатам рассмотрения жалобы ИП Шангараева А.Ш. антимонопольным органом было вынесено решение по делу N А02/16-16 от 25.04.2016.
Считая, что решение Башкортостанского УФАС России по делу N А02/16-16 от 25.04.2016 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии в действиях администрации и ИП Иванова В.Г. нарушения закона.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44- ФЗ).
Законом N 44-ФЗ урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 44-ФЗ даны легальные определения понятий, используемых в указанном нормативном правовом акте.
Из пункта 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Закона N 44-ФЗ).
Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ установлено, что целями данного нормативного правового акта являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ч.1 ст.23 Закона N 135-ФЗ, к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Статья 52 Закона N 135-ФЗ устанавливает судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.
Статьей 16 Закона N 135-ФЗ запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п.4).
Как следует из содержания оспоренного решения Башкортостанского УФАС России, в результате анализа фактических обстоятельств дела, в частности, документации о запросе котировок, видеосюжетов, размещенных на Интернет-сайте YouTube (http://www.youtube.com), антимонопольный орган пришел к выводу о наличии между администрацией и Ивановым В.Г. определенной договоренности (соглашения в устной форме) по вопросу создания скульптурных композиций для новогоднего городка до заключения муниципального контракта, а также, что такие действия приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, в связи с чем посчитал названных лиц нарушившими положения статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
Пунктом 18 статьи 4 Закона N 135-ФЗ дано определение используемому в этом Законе понятию "соглашение", под которым понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16 Закона N 135-ФЗ носит формальный характер, то есть не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.
С учётом изложенного, само по себе заключение соглашения, не предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации, не влечет за собой нарушения пункта 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ в том случае, если такое соглашение не привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как следует из материалов дела, основанием для признания администрации и ИП Иванова В.Г. заключившим устное соглашение антимонопольному органу послужили следующие обстоятельства: Иванов В.Г. приступил к работам 11.12.2015; администрацией не были приняты какие-либо меры по предотвращению ИП Ивановым В.Г. выполнения работ ("молчаливое согласие"); факт продолжения ИП Ивановым В.Г. работ зафиксирован видеосюжетами, размещенными на Интернет-сайте YouTube (http://www.youtube.com).
ИП Ивановым В.Г. на заседании комиссии Башкортостанского УФАС России были даны пояснения о том, что он ознакомился с проектом новогоднего городка и начал осуществлять работы по созданию скульптурных композиций. При этом, ИП Иванов В.Г. не давал пояснений, что работы были им начаты по согласованию с администрацией.
Коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что антимонопольный орган не установил, в какую именно дату ледовые блоки для изготовления скульптурных композиций были завезены администрацией на площадь. В свою очередь, заявителем в материалы дела была представлена служебная записка, согласно которой работы по заводу ледовых блоков были осуществлены только 20.12.2015.
Отклоняя ссылку на письмо-предупреждение от 14.12.2015 за исходящим номером 148, направленное администрацией в адрес ИП Иванова В.Г. с требованием прекратить самовольно начатые работы, антимонопольный орган пришел к выводу, что его исполнение проконтролировано не было. Однако, делая вывод о "молчаливом согласии" администрации, Башкортостанское УФАС России не установило, что после получения указанного письма- предупреждения ИП Иванов В.Г. в действительности продолжал выполнение каких-либо работ.
Видеосюжеты были исследованы судом первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела, где было установлено, что они не имеют указания на дату записи. Тот факт, что первый видеосюжет был размещен на Интернет-сайте YouTube (http://www.youtube.com) 14.12.2015, во-первых, не означает, что он был заснят именно в эту дату, во- вторых, не подтверждает, что ИП Иванов В.Г. продолжал выполнять работы после получения письма-предупреждения от заявителя, поскольку названный документ также датирован 14.12.2015.
Кроме того, тот факт, что согласно второму видеосюжету, размещенному на Интернет-сайте YouTube (http://www.youtube.com) 24.12.2015, работы по созданию скульптурных композиций для новогоднего городка завершены и все готово к открытию елки и ледового городка, не имеет правового значения, поскольку итоги запроса котировок были подведены 21.12.2015, в связи с чем - даже если ИП Иванов В.Г. и приступил к выполнению работ до заключения муниципального контракта - данное обстоятельство не подтверждает факт наличия между ним и администрацией устного соглашения, поскольку предприниматель уже был признан победителем запроса котировок. Из видеосюжетов также четко не усматривается объем выполненных работ на эти даты, в то время как акт сдачи-приемки между администраций и ИП Ивановым В.Г. подписан 31.12.2015.
Антимонопольным органом не доказано, что в рассматриваемом случае имеют место быть такие негативные последствия как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создание реальной угрозы их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. К участию в запросе котировок были допущены двое участников - ИП Шангараев А.Ш. и ИП Иванов В.Г., последний был признан победителем запроса котировок, как предложивший наименьшую цену контракта. Какие-либо нарушения в данной части антимонопольным органом установлены не были.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что антимонопольным органом не были доказаны ни факт заключения антиконкурентного соглашения, ни факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо создания реальной угрозы их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учётом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда, которое является законным и обоснованным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Доводы апеллянта выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФАС по РБ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2017 по делу N А07-20286/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20286/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2018 г. N Ф09-7411/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация городского округа Нефтекамск РБ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
Третье лицо: Иванов В Г, Шангараев А Ш, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан