Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф05-19162/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А41-1860/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Диаковской Н.В.,
Судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Менеджторг": Храмкова С.А. по доверенности от 09.01.2017;
от администрации городского округа Домодедово Московской области: Шмельков Д.Ю. по доверенности от 09.03.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2017 года по делу N А41-1860/17, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Менеджторг"
к администрации городского округа Домодедово Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Менеджторг" (далее - заявитель, ООО "Менеджторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решение администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация городского округа Домодедово) об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Авиационный, пр. Академика Туполева, д. 9, изложенное в письме от 17 октября 2016 года N М502-6884507897-8164214,
- обязать выдать разрешение на размещение рекламной конструкции (3 000 мм х 600 мм, площадь информационного поля 1,8 кв.м) по указанному выше адресу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2017 года по делу N А41-1860/17 заявление удовлетворено (л.д. 121-123).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация городского округа Домодедово обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации городского округа Домодедово поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Менеджторг" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Менеджторг" является собственником встроено-пристроенного нежилого помещения (магазина), расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, пос. Востряково-1, пр. Туполева, д. 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 декабря 2014 года (л.д. 22).
07 октября 2016 года общество обратилось в администрацию городского округа Домодедово с заявлением о выдаче ему разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на территории городского округа Домодедово Московской области - рекламной конструкции (3 000 мм х 600 мм, площадь информационного поля 1,8 кв.м), по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Авиационный, пр. Академика Туполева, д. 9 (л.д. 10, 11).
Письмом от 17 октября 2016 года N М502-6884507897-8164214 администрация городского округа Домодедово отказала обществу в выдаче разрешения, сославшись на пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пункт 3.5.2 Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области от 14.07.2015 N 31РВ-72, пункт 7.1 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области, утвержденного постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 25.10.2013 N 4319 (л.д. 12).
Полагая, что указанный выше отказ является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Менеджторг" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В силу части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 6.2 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области (утвержденного постановлением администрации от 25.10.2013 N 4319) порядок выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции установлен Административным регламентом предоставления данной муниципальной услуги, утверждаемым постановлением администрации (городского округа Домодедово Московской области).
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного постановлением администрации городского округа Домодедово от 03.06.2014 N 2400, при обращении за получением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель представляет:
1) заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по форме согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту;
2) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации);
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения за получением государственной услуги представителя заявителя (доверенность);
4) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона N 38-ФЗ законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, по форме согласно приложению 3 к настоящему административному регламенту. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
5) копию договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором.
Материалами дела установлено, что к заявлению в администрацию городского округа Домодедово о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы общество приложило все необходимые и достаточные для принятия решения документы, в том числе, дизайн-проект испрашиваемой рекламной конструкции, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16 декабря 2014 года, подтверждающего право собственности общества на объект недвижимого имущества, на котором данная рекламная конструкция планируется к размещению.
В силу части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции администрация сослалась в оспариваемом решении на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки г. Домодедово (пункт 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, пункт 7.1 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области).
Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки городского округа, исходя из смысла и содержания положений пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, архитектурных стилевых ансамблей.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер.
Доказательств того, что рекламная конструкция, планируемая к размещению на магазине общества, может нарушить архитектурный облик города, препятствует панорамному восприятию местности, нарушают архитектурно-пространственное окружение, перенасыщают рекламой основную магистраль города, администрацией не представлено.
В письме от 17 октября 2016 года N М502-6884507897-8164214 администрация городского округа Домодедово не пояснила, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик сложившейся застройки" и каким образом размещение рекламной конструкции по указанному адресу будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, а также, в чем именно заключается нарушение архитектурного облика в данном случае.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение этих процессуальных требований администрация не представила в материалы дела доказательства того, что в результате размещения заявленной рекламной конструкции будет нарушен внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Домодедово.
Из представленных обществом фотографий следует, что рекламная конструкция планируется к размещению на здании магазина, для привлечения потребителей к деятельности магазина и размещаемых в нем арендаторов.
Помещение общества, используемое под магазин, не находится в зоне исторически сложившейся застройки города, в непосредственной близости от него объекты культурного наследия не расположены, на заднем плане помещения магазина размещен кирпичный жилой дом современной постройки.
В материалы дела не представлено доказательств того, что напротив магазина общества либо рядом с ним имеется "сложившаяся" с архитектурной точки зрения жилая застройка городского округа.
Схема размещения ОНРИ на здании Универсама "Пятерочка" общества по адресу: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9, согласована с Управлением строительства и городской инфраструктуры администрации (городского округа Домодедово Московской области) еще в ноябре 2014 года.
Таким образом, вопреки доводов администрации городского округа Домодедово обществом в данном случае подано заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы, о чем свидетельствует заявление от 06 октября 2016 года Исх. N 28-16/К (л.д. 11) и выписка из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя (представителя заявителя) на получение государственных и муниципальных услуг от 07 октября 2016 года N М502-6884507897-8164214 (л.д. 10), а не, как ошибочно полагает администрация, заявление о выдаче разрешения на установку информационной конструкции и (или) вывески.
Арбитражный апелляционный суд также принимает во внимание, что исходя из положений Архитектурно-художественного регламента Московской области, Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области эти нормативные правовые акты разграничивают для целей их применения как разные понятия "средство размещения информации" и "рекламная конструкция" и, соответственно, предусматривает разные положения, одни из которых касаются средств размещения информации, другие - рекламных конструкций.
Поскольку в данном случае идет речь именно о рекламной конструкции, а не о вывеске, ином средстве размещения информации, к заявленной рекламной конструкции не могли быть предъявлены требования о формате, предусмотренные пунктом 3.5.2 Архитектурно-художественного регламента Московской области и касающиеся настенных информационных конструкций, то есть других средств размещения информации.
Арбитражный апелляционный суд признает неправомерной ссылку администрации городского округа Домодедово на Архитектурно-художественный регламент Московской области потому, что приоритет при разрешении вопроса о том, какие типы и виды рекламных конструкций, могут быть установлены на территории городского округа Домодедово Московской области, следует отдавать Положению о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области (утвержденному постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 25.10.2013 N 4319).
Также апелляционный суд учитывает, что в силу подпункта 4 пункта 38 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного постановлением администрации городского округа Домодедово от 03.06.2014 N 2400, основанием для отказа является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, определяющими типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям.
Таким образом, полномочиями определять типы и виды рекламных наделены именно органы местного самоуправления (и то не все, а только муниципальных районов и городских округов), а не органы субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12.23.2 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.11.2007 N 858/28, Главное управление (утвердившее Архитектурно-художественный регламент Московской области) осуществляет координацию мероприятий по формированию современного архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, природной и ландшафтной среды.
Пятым абзацем пункта 1 Архитектурно-художественного регламента Московской области установлено, что регламент издан в целях формирования и актуализации правил благоустройства территорий муниципальных образований Московской области в части требований к содержанию зданий, сооружений, к внешнему виду фасадов и ограждений, а также создания эстетически полноценного визуального пространства и комфортного режима информирования.
Тем самым, Архитектурно-художественный регламент Московской области, утвержденный Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, может быть использован органами местного самоуправления для издания собственных нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией применительно к конкретным условиям муниципального образования.
По таким же основаниям отклоняется ссылка администрации на пункт 4.2 Архитектурно-художественного регламента Московской области, согласно которому рекламные конструкции, содержащие коммерческую рекламу и устанавливаемые на зданиях и строениях, размещаются исключительно: на крышах и стенах отдельно стоящих торговых, торгово-развлекательных, спортивных центров; на крышах и глухих (торцевых) стенах иных зданий, сооружений (кроме конструкций, расположенных в специальных местах, предусмотренных для размещения афиш). Кроме того, по сути, размещение рекламной конструкции обществом планируется на крыше магазина.
Что касается вопроса о том, необходимо или нет включение места размещения заявленной рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций, то апелляционный суд принимает во внимание, что в силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
В рассматриваемом случае размещать заявленную рекламную конструкцию общество планирует на своем магазине, то есть не собирается размещать ее непосредственно на земельном участке, на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Поэтому для выдачи обществу разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции не требовалось включение места ее размещения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Домодедово Московской области, утвержденную постановление администрации городского округа Домодедово от 28.02.2014 N 742. В связи с этим отсутствие места планируемого размещения рекламной конструкции в этой схеме не препятствует выдаче испрашиваемого разрешения.
Исходя из вышеназванного, у администрации отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления о размещении рекламной конструкции.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание требование к единообразию в применении судами норм права (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2015 года N 301-КГ14-7210 по делу N А43-24509/13, а также постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2017 года по делу N А41-65056/16 со сходными вопросами правоприменения и с участием той же администрации).
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2017 года по делу N А41-1860/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1860/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф05-19162/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МЕНЕДЖТОРГ"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово
Третье лицо: Администрация городского округа Домодедово