28 августа 2017 г. |
А43-5477/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2017
по делу N А43-5477/2017,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению акционерного общества "Дзержинское оргстекло" (ОГРН 102501740684, ИНН 5249058752, Нижегородская обл., г. Дзержинск, Восточный промрайон)
о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Нижегородской области,
без участия лиц,
и установил:
акционерное общество "Дзержинское оргстекло" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - Региональная служба), выразившегося в невозврате заявителю расчетных и обосновывающих материалов (957 листов), ранее направленных заинтересованному лицу в качестве приложения к заявлению от 30.11.2016 N 1498 об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод.
Решением от 06.06.2017 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование заявителя.
Региональная служба не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество обратилось в Региональную службу с заявлением от 30.11.2016 N 1498 об открытии дела об установлении тарифа на транспортировку сточных вод, передаваемых через сети заявителя.
Письмом от 13.12.2016 N 516-5170/16 Региональная служба отказала Обществу в открытии дела об установлении тарифа.
Заявлением от 29.12.2016 N 1666 Общество попросило заинтересованное лицо вернуть для дальнейшей доработки пакет документов (957 листов), ранее направленный в адрес Региональной службы в виде приложения к заявлению от 30.11.2016 N 1498 об открытии дела по установлению тарифа на транспортировку сточных вод.
Не получив указанные документы от Региональной службы, Общество посчитало, что с ее стороны имеет место незаконное и нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности бездействие, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" разработан Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (далее - Регламент), который определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 5 Регламента предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования).
Документы и материалы, прилагаемые к заявлению, представляются в подлиннике или надлежащим образом заверенных заявителем копиях.
На основании пункта 7 Регламента заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.
Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования, является исчерпывающим.
По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 Правил регулирования документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.
В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, отказ в открытии дела не допускается.
Согласно пункту 10 Регламента основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении тарифов, установленных настоящим Регламентом, и (или) представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, кроме случаев, указанных в пункте 18 настоящего Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 11 Регламента открытие дела или отказ в открытии дела с возвратом представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что в случае отказа в открытии дела орган регулирования тарифов должен возвратить заявителю представленные им с заявлением об установлении тарифов документы и материалы не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации такого заявления.
Вместе с тем в нарушение пункта 11 Регламента Региональной службой в установленный законом срок не были возвращены представленные заявителем документы и материалы.
Возврат указанных документов и материалов осуществлен Региональной службой только в процессе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции (05.04.2017).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что при обращении с заявлением от 29.12.2016 N 1666 в орган регулирования тарифов Общество указало в нем способ возврата документов - нарочно. Однако доказательств принятия каких-либо мер по осуществлению возврата документов заявленным или каким-либо иным способом Региональной службой в материалы дела в противоречие доводу апелляционной жалобы не представлено.
Следовательно, со стороны Региональной службы допущено незаконное бездействие.
Все ссылки на иную переписку с Обществом во внимание не принимаются, поскольку она имела место уже после истечения установленного срока для возврата документов и обращения Общества в арбитражный суд с настоящим требованием.
Доводы Региональной службы об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя суд считает необоснованными, противоречащими праву Общества после доработки документов и материалов повторно направить их в орган регулирования тарифов.
Поскольку в соответствии с положениями Регламента орган регулирования тарифов должен возвратить заявителю представленные с заявлением документы и материалы, его довод о злоупотреблении Обществом своими правами является несостоятельным.
Доводы о невозможности установления тарифов по транспортировке сточных вод на 2017 год и ссылку на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.06.2017 по делу N А43-5978/2017 суд также не принимает, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела не вправе давать оценку данному вопросу, как находящемуся за пределами предмета спора. Более того, рассматриваемое бездействие имело место по состоянию на декабрь 2016 года.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое бездействие Региональной службы противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Региональной службой не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Региональной службы по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2017 по делу N А43-5477/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5477/2017
Истец: АО Дзержинское оргстекло, АО Мисливец Андрей Викторович-конкурсный управляющий ( "Дзержинское оргстекло")
Ответчик: Региональная служба по тарифам Нижегородской области