Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф09-7683/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А76-27590/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Закировым В.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области и общества с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 июня 2017 года по делу N А76-27590/2016 (судья Белякович Е.В.).
В заседании приняли участие представители:
Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области - Настенко И.М. (доверенность от 17.01.2017 N 17-Д),
общества с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" - Политов Е.Е. (доверенность от 24.10.2016 N 82/П),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Пазуха З.В. (доверенность от 09.01.2017 N 6).
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - Министерство, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения от 07.09.2016 по делу N 96-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - решение от 07.09.2016 N 96-07/15), вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Челябинской области, антимонопольный орган).
Заявление Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области было принято к производству Арбитражного суда Челябинской области, с присвоением делу номера А76-27590/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Челябинской области, Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области, администрация города Челябинска, Главное управление Министерства внутренних дел России по Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Институт АльфаРегионПроект", общество с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой".
Общество с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" (далее - ООО "ФлагманСтрой", общество) также обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения от 24.08.20116 N 96-07/15, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" было принято к производству Арбитражного суда Челябинской области с присвоением делу номера А76-27592/2016.
Определением от 09.12.2016 дела Арбитражного суда Челябинской области N А76-27590/2016 и N А76-27592/2016 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А76-27590/2016.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.06.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований Министерству и обществу отказано.
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области и общество с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" подали апелляционные жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, в которых просят указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателей апелляционных жалоб, в данном случае нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) отсутствует, поскольку спорный контракт был заключен на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Также податели апелляционных жалоб полагают, что заключенный между Министерством и обществом контракт в контексте п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции не может быть признан соглашением, направленным на устранение конкуренции, учитывая то, что антимонопольный орган не осуществлял исследования рынка недвижимого имущества. Помимо данного, податели апелляционных жалоб ссылаются на то, что само по себе возможное нарушение органом государственной власти, иным осуществляющим функции указанных органов или организацией требований каких-либо законов не свидетельствует о нарушении Закона о защите конкуренции, тем более, что в данном случае не добыто доказательств какого-либо воздействия со стороны Министерства на органы местного самоуправления г. Челябинска. Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что земельный участок, предоставленный обществу с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" ранее предоставлялся Министерству, при этом не соответствует действительности, учитывая, что соответствующие земельные участки имеют разные кадастровые номера, равно как, процедура предоставления земельных участков была различной. Принятие обществом с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" решения о проведении государственной экспертизы также не является признаком наличия антиконкурентного соглашения, поскольку данное соответствует условиям ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отсутствие конкретизации объекта закупки не противоречит норме п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе; кроме того, вывод арбитражного суда первой инстанции о приобретении заказчиком движимого имущества, не соответствует обстоятельствам дела.
Поступившие от Министерства в суд апелляционной инстанции 18.08.2017 письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, хотя и приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела N А76-27590/2017 Арбитражного суда Челябинской области, однако не рассматриваются судом апелляционной инстанции по существу, поскольку фактически Министерством представлено дополнение к апелляционной жалобе, однако, в отсутствие доказательств заблаговременного направления указанного процессуального документа в адреса всех без исключения иных участников процесса.
В представленных письменных пояснениях на апелляционную жалобу УФАС России по Челябинской области просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Иные участники процесса, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу не представили и явку уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание представителей иных участников процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, письменных пояснений на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, принявших участие в судебном заседании 22.08.2017, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам рассмотрения поступивших в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из правоохранительных органов материалов о соблюдении органом исполнительной власти Челябинской области антимонопольного законодательства при заключении государственного контракта от 13.04.2015 N 15с по купле-продаже нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ш. Копейское, д. 13-п, площадью 3268,1 кв.м, заинтересованным лицом 07.09.2016 было вынесено решение по делу N 96-07/15 (резолютивная часть решения объявлена 24.08.2016) о нарушении антимонопольного законодательства, которым:
1. Государственный контракт от 13.04.2015 N 15с по купле-продаже нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ш. Копейское, д. 13-п, заключенный между Министерством и ООО "ФлагманСтрой" без проведения торгов и в нарушение действующего законодательства, признан соглашением, нарушающим требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, ввиду того, что его заключение могло привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок;
2. Решено выдать Министерству и обществу предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции;
3. Решено передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
Антимонопольным органом при этом установлено следующее.
Между Министерством и ООО "ФлагманСтрой" на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 13.04.2015 был заключен государственный контракт N 15с по купле-продаже нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ш. Копейское, д. 13-п, площадью 3268,1 кв.м.
При этом заключению указанного государственного контракта предшествовали следующие действия:
22.10.2013 Государственной программой Челябинской области (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 N 348-П, в Приложении N 1 первоначально на 2014 год запланировано строительство здания для размещения специального учреждения, в том числе выполнение проектно-изыскательских работ. Финансирование данных мероприятий предусмотрено в размере 50 000 000,00 рублей, ответственным исполнителем назначено Министерство;
31.10.2013 Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области обратилось к главе администрации г. Челябинска с просьбой утвердить схему границ земельного участка, расположенного по Копейскому шоссе в Ленинском районе города Челябинска, в целях дальнейшего формирования участка для строительства специального учреждения (письмо от 31.10.2013 N 1/16860);
12.11.2013 распоряжением администрации г. Челябинска N 6903 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по Копейскому шоссе в Ленинском районе города Челябинска площадью 1,7530 га для размещения специального учреждения;
15.11.2013 временно исполняющим обязанности начальника УФМС России по Челябинской области утверждено Техническое задание на проектирование объекта: "Строительство здания для размещения специализированного учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы" (в последующем данное техническое задание явилось приложением к контракту от 13.04.2015 N 15с);
17.12.2013 распоряжением администрации г. Челябинска N 7896-гп утвержден градостроительный план N RU74315000-0000000003957 земельного участка (кадастровый номер 74:36:0305010:315) для строительства специального учреждения по Копейскому шоссе в Ленинском районе города Челябинска;
09.01.2014 между Министерством и ООО "СибПромГражданПроект" по итогам открытого аукциона в электронной форме заключен государственный контракт N 2013.272277 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации на стадии рабочей документации по рассматриваемому объекту;
02.04.2014 между ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" и Министерством заключен государственный контракт N 496/3с на проведение государственной экспертизы проектной документации, включая сметы, по объекту "Строительство здания для размещения специализированного учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы";
17.06.2014 ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" выдано отрицательное заключение государственной экспертизы N 74-5-5-0299-14;
09.04.2014 постановлением Правительства Челябинской области N 121-П в Программу внесены изменения, согласно которым Приложение N 1 изложено в новой редакции: мероприятия по строительству и реконструкции объектов разделены на мероприятия в отношении объектов государственной собственности Челябинской области и собственности муниципальных образований Челябинской области без конкретизации наименования объекта;
09.04.2014 постановлением Правительства Челябинской области N 122-П утвержден Перечень объектов капитального строительства государственной собственности Челябинской области и собственности муниципальных образований Челябинской области на 2014 - 2016 годы, пунктом 2 которого в первоначальной редакции предусмотрено строительство здания для размещения специального учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы, на сумму 138 500 000, 00 рублей, главным распорядителем бюджетных средств определено Министерство;
23.04.2014 ООО "ФлагманСтрой" зарегистрировано в качестве юридического лица;
20.05.2014 Министерством на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0169200001114000026 о проведении торгов на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство здания для размещения специального учреждения, в том числе ПИР" (начальная (максимальная) цена контракта 131 836 248,81 рублей);
11.06.2014 составлены акты осмотра свай до погружения;
25.06.2014 на основании решения и предписания УФАС России по Челябинской области от 11.06.2014 N 313-ж/14 указанная закупка отменена;
30.06.2014 Министерством на сайте повторно размещено извещение N 0169200001114000038 о проведении торгов на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство здания для размещения специального учреждения, в том числе ПИР" (начальная (максимальная) цена контракта 131 836 248,81 рублей). Указанное извещение о проведении торгов повторно размещено несмотря на отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;
15.07.2014 на основании решения заказчика указанная закупка отменена;
30.07.2014 между ООО "ФлагманСтрой" и ООО "Институт Альфа РегионПроект" заключен договор N 035П-2014 на выполнение проектных работ. Согласно заданию на проектирование исходно-разрешительной документацией является градостроительный план земельного участка N RU74315000-0000000003957, утвержденный распоряжением администрации N 7896-г от 17.12.2013, в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:315;
01.08.2014 ООО "ФлагманСтрой" обратилось в адрес главы администрации г. Челябинска с просьбой выделить земельный участок для строительства объекта "административно-бытовое здание" по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска;
05.08.2014 ООО "ФлагманСтрой" заключен договор N 427 с генеральным подрядчиком;
06.08.2014 ООО "ФлагманСтрой" обратилось в МУП "ПОВВ" с просьбой о выдаче технических условий на присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта "Административно-бытовое здание по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска". К указанному заявлению приложены градостроительный план и кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:315 (на котором органами исполнительной власти Челябинской области планировалось строительство специального учреждения);
21.08.2014 в печатном издании "Вечерний Челябинск" опубликована информация о поступившем заявлении общества по формированию земельного участка для строительства "административно-бытового здания" без проведения торгов по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска и начале работ по формированию земельного участка. Из содержания указанной публикации невозможно установить адресный ориентир, что не обеспечивает публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления такого земельного участка и, следовательно, не позволяет иным лицам претендовать на получение прав в отношении такого объекта;
22.08.2014 МУП "ЧКТС" выданы технические условия N 72/2014, хотя договора аренды земельного участка с ООО "ФлагманСтрой" еще не заключен;
25.08.2014 МУП "ПОВВ" ООО "ФлагманСтрой" выданы технические условия на подключение (технологическое присоединение) N 14-2ВС в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:315;
28.08.2014 ООО "ФлагманСтрой" обратилось в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" с заявлением на проведение государственной экспертизы проектной документации по объекту "Административно-бытовое здание по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска" (письмо N 30);
03.09.2014 между ООО "ФлагманСтрой" и ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" заключен договор на проведение экспертизы N 1378 (рег. N 138/2014).
03.09.2014 распоряжением администрации г, Челябинска N 5552 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, акт выбора земельного участка, предварительно согласовано место размещения административно-бытового здания по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска ООО "ФлагманСтрой", а также признано утратившим силу распоряжение администрации от 12.11.2013 N 6903;
05.09.2014 ООО "ФлагманСтрой" обратилось в администрацию г. Челябинска с просьбой предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка под строительство объекта "Административно-бытовое здание по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска";
07.09.2014 осуществлялось строительство объекта на земельном участке, расположенном по адресу: город Челябинск, Ленинский район, Копейское шоссе (кадастровые номера 74:36:0305010:315, 74:36:0305010:383), согласно сведениям, представленным Госкорпорацией "Роскосмос" по запросу антимонопольного органа, что подтверждается записями (фотоснимками) наблюдения, полученными при космическом дистанционном зондировании земли данного участка местности;
12.09.2014 между ООО "ФлагманСтрой" и МУП "ПОВВ" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:315 в отсутствие договора аренды земельного участка;
26.09.2014 выдан кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска, площадью 17530 (+/- 46) кв.м кадастровый номер 74:36:0305010:383, для размещения административно-бытового здания;
29.10.2014 администрацией г. Челябинска издано распоряжение N 7291 от 29.10.2014 о предоставлении ООО "ФлагманСтрой" земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:383 площадью 1,7530 га в аренду сроком на два года для строительства административно-бытового здания по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска;
31.10.2014 на обращение ООО "ФлагманСтрой" от 31.10.2014 N 110 ЗАО "ЧЗТО" выданы технические условия на врезку в сети водоотведения;
07.11.2014 распоряжением администрации г. Челябинска N 7547-п утвержден градостроительный план N RU74315000-0000000004667 земельного участка (кадастровый номер 74:36:0305010:383) для строительства административно-бытового здания по Копейскому шоссе в Ленинском районе города Челябинска, а также признано утратившим силу распоряжение администрации от 17.12.2013 N 7896-г и аннулирован градостроительный план N RU74315000-0000000003957;
10.11.2014 на проектную документацию объекта капитального строительства "Административно-бытовое здание по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска" ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" выдано положительное заключение государственной экспертизы;
11.11.2014 ОАО "МРСК Урала" по заявке ООО "ФлагманСтрой" отказано в выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям ввиду несоответствия требованиям действующего законодательства заявления общества на присоединение, а также ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок;
13.11.2014 ООО "ФлагманСтрой" предоставлен земельный участок, кадастровый номер 74:36:0305010:383, на основании договора УЗ N 13117-К-2014 краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска сроком действия с 29.10.2014 по 29.10.2016.
24.11.2014 постановлением Правительства Челябинской области N 631-П принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Челябинской области: приобретение объекта "Здание для размещения специального учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы", сметной стоимостью 138 500 000 руб.;
24.11.2014 постановлением Правительства Челябинской области N 632-П внесены изменения в Программу, постановлением Правительства Челябинской области N 633-П внесены изменения в Перечень в части изменения мероприятий по строительству на приобретение здания для размещения специального учреждения. Так, в пункте 1 раздела "Строительство объектов государственной собственности Челябинской области" Перечня указано: здание для размещения специального учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы (приобретение), сумма капитальных вложений составляет 138 500 000 руб.;
26.11.2014 ОАО "МРСК Урала" выданы технические условия на присоединение к электрическим сетям;
04.12.2014 ООО "ФлагманСтрой" обратилось в администрацию г. Челябинска с письмом N 135, содержащим просьбу провести публичные слушания для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
12.02.2015 согласно Приложению 11 к протоколу проведения публичных слушаний N 3 представителем ООО "ФлагманСтрой" указано, что для того, чтобы содержать иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации, необходимо, чтобы существовало такое здание, объекта для содержания таких граждан (в г. Челябинске) не существует, исходя из санитарных норм и госэкспертизы оно должно называться административно-бытовым зданием;
20.02.2015 Министерство направило запросы коммерческих предложений отдельным хозяйствующим субъектам - ООО "Профэконом", ООО "СК "НИКС", ООО "Поло Плюс", ООО "Авантаж", ООО "АльфаСтрой". В последующем ООО "Профэконом", ООО "СК "НИКС", ООО "Поло Плюс", ООО "Авантаж" направили в Министерство ответы идентичного содержания о стоимости здания по укрупненным показателям и о том, что в собственности организаций таких зданий нет;
25.02.2015 на основании распоряжения администрации N 1535 ООО "ФлагманСтрой" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:383 и объекта капитального строительства (административно-бытовое здание) по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска;
26.02.2015 ООО "АльфаСтрой" предложен Министерству к приобретению объект "Административно-бытовое здание по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска", находящийся на балансе ООО "ФлагманСтрой", которое входит в группу компаний "АльфаСтрой" (письмо от 26.02.2015 N 38);
26.02.2015 ООО "ФлагманСтрой" выдано разрешение на строительство административно-бытового здания по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска;
27.02.2015 ООО "ФлагманСтрой" в адрес Министерства направило коммерческое предложение N 44, согласно которому общество сообщило о готовности заключить с министерском государственный контакт на продажу объекта "Здание для размещения специального учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы" за 141 120 000 руб.;
12.03.2015 по акту приема-передачи законченного строительством объекта "Административно-бытовое здание по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска" генеральным подрядчиком передан, а заказчиком - ООО "ФлагманСтрой", принят построенный объект;
13.03.2015 распоряжением Министерства от 13.03.2015 N 59 утверждено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 13.03.2015, выданное ООО "ФлагманСтрой" в отношении административно-бытового здания, расположенное по адресу: Копейское шоссе в Ленинском районе г. Челябинска;
18.03.2015 на основании письма ООО "ФлагманСтрой" в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" были уточнены технико-экономические показатели проектной документации: в заключении площадь объекта считать 3314,2 кв.м, строительный объем 13655 куб.м (письмо ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" от 24.03.2015 N 67-IV);
19.03.2015 постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2015 N 143-П внесены изменения в постановление от 24.11.2014 N 631-П в части изменения объема капитальных вложений на указанные мероприятия - с 138 500 000 руб. до 141 120 000 руб.;
19.03.2015 постановлением Правительства N 144-п указанные изменения также были внесены в Программу, постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2015 N 145-п - в Перечень. При этом упомянутые денежные средства также предусматривают оплату проектно-изыскательских работ;
23.03.2015 на основании заявления ООО "ФлагманСтрой" N 68-2015 администрацией г. Челябинска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
13.04.2015 между Министерством и ООО "ФлагманСтрой" заключен контракт N 15с по купле-продаже объекта "Здание для размещения специального учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы (приобретение)". Приложением N 3 к контракту от 13.04.2015 N 15с определен перечень оборудования, передаваемого вместе с объектом: тумбы, шкафы, кровати, холодильники, тарелки, ложки, видеокамеры и т.д.;
16.06.2015 распоряжением администрации г. Челябинска от 16.06.2015 N 6502-п внесены изменения в разрешение на строительство от 26.02.2015: изменены площадь объекта капитального строительства, строительный объем. Так, общая площадь объекта капитального строительства с 3826,8 кв.м изменена на 3314,2 кв.м, КПП с 25,8 кв.м на 16,23 кв.м, добавлен навес на 3 машиноместа площадью 73 кв.м; строительный объем изменен с 17 674,5 куб.м на 13 655 куб.м;
16.06.2015 распоряжением администрации г. Челябинска от 16.06.2015 N 6841-п внесены изменения в разрешение на строительство от 23.03.2015 в части общих показателей вводимого в эксплуатацию объекта: строительный объем административно-бытового здания составляет по проекту 13 655 куб.м, фактически - 13 744 куб.м; КПП - по проекту 92,3 куб.м, фактически - 90 куб.м; общая площадь административно-бытового здания составляет по проекту 3314,2 кв.м, фактически - 3268,1 кв.м; КПП - по проекту 16,23 кв.м, фактически - 16,2 кв.м;
23.06.2015 постановлением Правительства Челябинской области от 23.06.2015 N 315-П изменен объем капитальных вложений на приобретение здания для размещения специального учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы, который составил 141 713 280 руб. (в том числе 593 000,28 руб. в 2014 году).
В силу условий пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к которым относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеперечисленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях пришел к обоснованному выводу о том, что вышеперечисленная последовательность действий свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" было изначально определено в качестве единственного продавца здания специализированного типа, при том что изначально указанное здание не было построено, в связи с чем, обществу были предоставлены все условия для строительства специализированного здания, с целью дальнейшего его реализации, в обход конкурентных процедур.
Ссылки общества с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" на то, что указанное здание могло быть построено в интересах самого ООО "ФлагманСтрой", при этом судом апелляционной инстанции отклоняются, учитывая специализированный характер данного здания, и возможность его использования не в целях предпринимательской деятельности, а только по целевому назначению.
Ссылки подателей апелляционных жалоб на то, что заключение государственного контракта было осуществлено на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", судом апелляционной инстанции также отклоняются.
Пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Между тем, в целях реализации полномочий в рамках п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, соответствующий объект уже должен существовать как таковой, тогда как в рассматриваемой ситуации, исходя из последовательности вышеперечисленных действий, объект был фактически построен по заказу заинтересованных в этом структур, в том числе Министерства.
Кроме того, положения п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе неприменимы к приобретению движимого имущества, тогда как в данном случае Министерством приобретен объект недвижимого имущества, укомплектованный имуществом движимым, согласно Приложению N 3 к контракту от 13.04.2015 N 15с (тумбы, шкафы, кровати, холодильники, тарелки, ложки, видеокамеры и т.д.).
При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами подателей апелляционных жалоб о том, что указанное движимое имущество необходимо для функционирования именно здания, поскольку само по себе, наличие либо отсутствие упомянутого движимого имущества, не влияет на функциональные особенности строения, как такового.
Также у арбитражного апелляционного суда нет оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции о том, что антимонопольным органом верно установлены географические границы товарного рынка: Челябинская область.
На территории Челябинской области в 2014 - 2015 годах деятельность по строительству нежилых зданий осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: ООО "Авантаж", ООО "СК "НИКС", ООО "Поло Плюс", ООО "Профэконом", ООО "ЧЕЛЯБСТРОЙКОМПЛЕКТ", ЗАО "Уралспецмонтаж", ООО Строительная Компания "МАГМА", ООО "Проминвестстрой-НС", ООО "ПТС" и др.
На территории Челябинской области в 2014 - 2015 годах деятельность по торговле движимым имуществом (оборудование, мебель и т.д.) осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: ООО "Абсолютные системы", ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КЕДР", ООО "Матрикс", ООО "РЕДЕНТ Ч", ООО "МК Гарант" и др.
Анализ состояния конкуренции показывает, что рынок строительства нежилых зданий, а также рынок торговли движимым имуществом на территории Челябинской области являются конкурентными.
Рассматриваемые действия Министерства и ООО "ФлагманСтрой" привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке строительства нежилых зданий (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, группа 41.20), и на рынке торговли движимым имуществом (оборудование, мебель и т.д.).
Министерством дважды объявлено о проведении торгов на выполнение строительно-монтажных работ по строительству здания для размещения специального учреждения, которые в последующем были отмены. После отмены указанных торгов в период с июля по ноябрь 2014 года, несмотря на необходимость реализации Программы Министерством, не предпринимались действия по организации торгов в целях осуществления строительства специального учреждения, что может указывать на осведомленность министерства о строительстве объекта. При этом активный поиск на территории Челябинской области объекта для размещения специального учреждения осуществлялся в июле - сентябре 2013 года.
В период с 2014 и до февраля 2015 года мероприятия по подбору объекта для размещения специального учреждения не проводились, в том числе несмотря на необходимость обоснования стоимости мероприятий по приобретению здания для размещения специального учреждения, включенных в Программу и Перечень.
Непосредственно перед принятием постановлением Правительства от 24.11.2014 N 631-П решения о приобретении здания для размещения спецучреждения и внесением соответствующих изменений в Программу и Перечень Министерством также запросы коммерческих предложений не направлялись, анализ стоимости таких объектов не осуществлялся.
ООО "ФлагманСтрой" осуществляло строительство объекта на земельном участке, на котором планировалось строительство специального учреждения министерством на основании действующих в период с июля до ноября 2014 года нормативных правовых актов Правительства. При этом такое строительство осуществлялось до получения разрешительной документации и заключения договора аренды земельного участка. Материалами дела также установлено, что ООО "ФлагманСтрой" фактически строило объект, предназначенный для размещения специального учреждения.
Суд апелляционной инстанции также находит обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что о наличии соглашения свидетельствует факт проведения ООО "ФлагманСтрой" именно государственной экспертизы, что в контексте части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным для всех объектов, строительство которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно, фактические обстоятельства оценены арбитражным судом первой инстанции верно.
Оснований для переоценки обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал Министерству и обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 июня 2017 года по делу N А76-27590/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области и общества с ограниченной ответственностью "ФлагманСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27590/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф09-7683/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, ООО "ФлагманСтрой"
Ответчик: УФАС по Челябинской области
Третье лицо: Администрация г. Челябинска, ГУ МВД России по Челябинской области, Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области, Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, ООО "Институт АльфаРегионПроект", ООО "ФлагманСтрой", Правительство Челябинской области