Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 января 2018 г. N Ф03-5236/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А24-2192/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Е.Н. Номоконовой, А.С. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ю. Родиным,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-1917/2017
на решение от 02.02.2017 судьи С.П. Громова
по делу N А24-2192/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010, ИНН 4101036106)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115)
третьи лица: федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Минобороны РФ (ОГРН 1024101016983, ИНН 4101036498), МБДОУ "Детский сад N 19 комбинированного вида" (ОГРН 1104101000783, ИНН 4101136069), КГУП Камчатского края "Петропавловский водоканал" (ОГРН 1074101006726, ИНН 4101119472), Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ОГРН 1084101000147, ИНН 4101121312),
о признании права собственности
при участии:
от Администрации Петропавловск-Камчатского ГО: С.В. Гончаренко, по доверенности от 09.01.2017 сроком действия до 31.12.2017, паспорт;
от Министерства обороны РФ: М.Л. Золотухина, по доверенности от 21.12.2016 сроком действия до 08.12.2018, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ (далее - министерство), федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "ДВТУ имущественных отношений" Минобороны РФ, учреждение) о признании права муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на объект недвижимости: земельный участок, кадастровый номер: 41:01:0010128:3763, площадь земельного участка: 7438+/- 30 кв.м, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пономарева, на земельном участке расположено здание детского сада N 19 комбинированного вида, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пономарева, 25, разрешенное использование: "для эксплуатации микрорайона "Антенное поле" (с учетом поданных 21.06.2016 уточнений и замены ответчиков, произведенной определениями суда от 21.07.2016 и 29.08.2016, а также частичного отказа от иска, принятого определением суда от 08.11.2016).
Определением суда от 29.08.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне ответчика - федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Минобороны РФ (далее - 261 ОМИС) и на стороне истца - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 19 комбинированного вида" (далее - МБДОУ "Детский сад N 19").
Определением суда от 08.11.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал" (изменено наименование на краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал", далее - ГУП "Камчатский водоканал") и Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Минимущества Камчатского края).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.02.2017 в удовлетворении исковых требований Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Петропавловск-Камчатского ГО обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт со ссылками на материалы дела, положения действующего законодательства обосновывает правомерность совершенных действий по разделу земельного участка с согласованием ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны, при отсутствии обязанности по согласованию границ спорного земельного участка непосредственно с Минобороны РФ. Отмечает длительность ведения переговоров по согласованию вопроса о передаче спорного участка в муниципальную собственность, обоснованность постановки спорного земельного участка на кадастровый учет. Настаивает на обоснованности отведения под эксплуатацию школы площадью 3 538,2 кв.м. земельного участка площадью 7 438 кв.м. Привел доводы о соответствии спорного земельного участка разграниченным согласно правилам абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1. Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Определением от 22.06.2017 производство по настоящему делу приостанавливалось до рассмотрения Арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы по делу N А24-2194/2016 Арбитражного суда Камчатского края в целях обеспечения формирования единообразной судебной практики.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.07.2017 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А24-2194/2016 оставлено без изменения.
Определением от 28.07.2017 производство по настоящему делу возобновлено.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Представитель Министерства обороны на доводы апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010128:170 площадью 154 369 кв.м (место положение; установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пономарева, 27) является собственностью Российский Федерации, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации N 41-41-01/026/2009-880 от 13.08.2009, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 25.07.2016, кадастровым паспортом земельного участка от 22.07.2016.
Здание "Детский сад N 19 комбинированного вида", площадью 3 538,2 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 1, местонахождение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пономарева, 25, кадастровый номер 41:01:0010128:257 (далее Здание Детский сад N 19), принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации от 07.10.2011 N 41-41-01/001/2011-819.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.07.2016 N 4100/206/16-47481 в государственный кадастр недвижимости 14.04.2014 внесен кадастровый номер земельного участка 41:01:0010128:3763 площадью 7438+/- 30 кв.м, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул.Пономарева, разрешенное использование: для эксплуатации микрорайона 6 А24-2192/2016 "Антенное поле". Сведения о правах отсутствуют.
Преобразованным земельным участком указан земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010128:170 (предыдущий номер). На земельном участке 41:01:0010128:3763 расположены объекты капитального строительства: 1) 41:01:0010128:257 (Здание Детский сад N 19); 2) 41:01:0000000:2053 (сооружение сети водоснабжения протяженностью 5 613 м, собственник Камчатский край, запись регистрации N 41-41/001- 41/001/002/2016-7207/2 от 31.05.2016, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "Камчатский водоканал", запись регистрации N 41-41/001-41/001/010/2015-2045/1 от 14.01.2016); 3) 41:01:0000000:2002 (сооружение канализационная сеть протяженностью 164 м, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества за Петропавловск-Камчатским городским округом, запись регистрации N 41-41/001-41/001/009/2015-1220/1У от 29.07.2015).
Как указывает истец со ссылкой на вышепоименованный кадастровый паспорт, здание детский сад N 19 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010128:3763, который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010128:170.
Сообщением Управления Росррестра по Камчатскому краю от 28.04.2016 N 41/001/002/2016-3580 городскому округу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010128:3763 в связи с наличием противоречия между заявленным правом и уже зарегистрированным, поскольку данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010128:170, собственником которого значится Российская Федерация.
Ссылаясь на то, что решения о передаче в муниципальную собственность городского округа спорного земельного участка, на котором размещено здание детский сад N 19, Минобороны России не принималось, а также указывая на наличие препятствий в получении детским садом N 19 лицензии на осуществлении образовательной деятельности в отсутствие зарегистрированного права собственности городского округа на спорный земельный участок, и, полагая, что наличие права муниципальной собственности на здание детский сад N 19 является основанием для перехода права муниципальной собственности на спорный земельный участок, Администрация городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сочтя, что в материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о согласовании истцом с собственником земельного участка в лице уполномоченного органа - Минобороны России порядка раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010128:170 с целью образования спорного земельного участка на основании обращения истца либо об отказе в таком согласовании по обращению истца.
Судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017, далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункты 4 и 5 статьи 1 Закона о регистрации).
При этом под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества пунктом 7 комментируемой статьи Закона понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости.
Со дня вступления в силу Закона о регистрации (01.01.2017) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 этого Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 6 статьи 72 Закона о регистрации).
Тем самым, в период с 01.01.2017 сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также сведения о характеристиках этих объектов, позволяющих определить их в качестве индивидуально-определённой вещи, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости путём их внесения регистрирующим органом из ранее существующих Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности, путём признания права (абзац 2 статьи 12 Кодекса).
В пунктах 58 и 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) даны следующие разъяснения.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Вышеуказанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В этой связи пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
При этом материалами дела подтверждается обстоятельство возведения здания детского сада N 19 в 1979 году (кадастровый паспорт здания).
Тем самым, право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" безотносительно к моменту фактической регистрации этого права в публичном реестре (ранее действовавший ЕГРП) только 28.04.2008 в силу пункта 1 названного Закона.
При таких обстоятельствах земельный участок, занятый зданием детского сада N 19, находится в муниципальной собственности в период с 1 июля 2006 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) - с момента законодательного разграничения государственной собственности.
Вывод суда о том, что в материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о согласовании истцом с собственником земельного участка в лице уполномоченного органа - Минобороны России порядка раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010128:170 с целью образования спорного земельного участка на основании обращения истца либо об отказе в таком согласовании по обращению истца, подлежит отклонению.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 от 25.10.2001 N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения специальных процедур по передаче участков, на которых находятся объекты, принадлежащие муниципальному образованию, в его собственность.
Поскольку земельный участок не предоставлялся муниципальному образованию, а на него распространялось правило о разграничении государственной собственности на землю, то отсутствуют основания считать, что существовала необходимость для получения согласия собственника данного земельного участка в лице Минобороны России.
Вывод о том, что размер спорного земельного участка несоразмерен площади расположенного на нем объекта, также не может быть поддержан судебной коллегией, которая отмечает, что спорный земельный участок занят не только расположенной на ней недвижимостью, но и составляет часть территории, необходимой для ее использования, в том числе с целью размещения игровой зоны, хозяйственной зоны и озеленения территории.
Между тем ответчики, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, не представили доказательств того, что площадь спорного земельного участка несоразмерно больше необходимой для эксплуатации здания детского сада N 19, в том числе в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.2660-10.
При изложенных обстоятельствах требования Администрации в части признания права муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на спорный земельный участок имеют своей целью устранение правовой неопределённости в отношении правовой принадлежности недвижимого имущества, достижения единства правовой судьбы зданий и занимаемых ими и необходимых для их эксплуатации земельных участков, и внесение соответствующих непротиворечивых сведений в публичный реестр, является правомерным и подлежало удовлетворению.
В силу части 2 статьи 270 АПК РФ обжалуемое решение подлежит отмене как вынесенное с неправильным применением норм Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Поскольку истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины как публичные органы, вопрос о распределении государственной пошлины по иску, апелляционной жалобе судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.02.2017 по делу N А24-2192/2016 отменить.
Признать право муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на объект недвижимости: земельный участок, кадастровый номер: 41:01:0010128:3763, площадь земельного участка: 7438+/- 30 кв.м, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пономарева, на земельном участке расположено здание детского сада N 19 комбинированного вида, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пономарева, 25, разрешенное использование: "для эксплуатации микрорайона "Антенное поле".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2192/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 января 2018 г. N Ф03-5236/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ГУП Камчатского края "Петропавловский водоканал", Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений, МБДОУ "Детский сад N 19 комбинированного вида", ФГКУ "261 Отеделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5236/17
16.11.2017 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4882/17
29.08.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1917/17
02.02.2017 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-2192/16