г. Саратов |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А12-13776/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июня 2017 года по делу N А12-13776/2017, (судья И.И, Аниськова),
по исковому заявлению комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 19; ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944)
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Бабичевой Татьяне Михайловне (ИНН 342100002295, ОГРНПИ 313345833700034)
о взыскании 1 000 000 руб.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Бабичевой Татьяне Михайловне (далее - Глава КФХ Бабичева Т.М., ответчик) о взыскании гранта и единовременной помощи в размере 1 000 000 рублей.
Решением от 23 июня 2017 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13776/2017 с ответчика индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Бабичевой Татьяны Михайловны взысканы в бюджет Волгоградской области подлежащие возврату грант и единовременная помощь в размере 420 000 рублей.
В остальной части иска отказано
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что поскольку ответчик нарушил условия предоставления ему субсидии по соглашению N 1 от 13.07.2015, в бюджет подлежат возврату денежные средства в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.06.2015 ИП Главой КФХ Бабичевой Т.М. в Комитет сельского хозяйства Волгоградской подана заявка о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
13.07.2015 года между Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области (Министерство) и ИП Главой КФХ Бабичевой Т.М. (фермер) заключено соглашение N 1 (далее - Соглашение N1).
По условиям указанного соглашения Комитет предоставляет фермеру денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - единовременная помощь) в размере 1 000 000 рублей, из которых: грант - 950 000 руб., единовременная помощь - 50 000 руб.
Соглашение N 1 от 13.07.2015 действует в редакции дополнительного соглашения N 1 от 02.12.2015.
Во исполнение условий Соглашения N 1 Комитет предоставил ИП Главе КФХ Бабичевой Т.М. денежные средства в виде гранта и единовременной помощи в размере 1 000 000 руб.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается платежным поручением N 245229 от 13.07.2015.
Основаниям для заключения спорного Соглашения N 1 послужило постановление Правительства Волгоградской области от 19.06.2015 N 339-п "О порядке предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам" (далее - Порядок N339-п).
Порядок N 339-п разработан в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 680-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы"
Согласно п. 2 Порядка N 415-п грант и единовременная помощь предоставляются гражданину Российской Федерации, являющемуся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, подавшему в конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение гранта и единовременной помощи заявку на участие в конкурсе.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является Комитет сельского хозяйства Волгоградской области.
В разделе 2 Порядка N 339-п предусмотрены требования к начинающему фермеру, в том числе:
п.2.9. Заявитель обязуется использовать грант и единовременную помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства.
п.2.10. Заявитель обязуется в течение 18 месяцев со дня получения гранта создать не менее одного постоянного рабочего места и обеспечить размер начисленной средней ежемесячной заработной платы в хозяйстве не ниже начисленной средней заработной платы, сложившейся в Волгоградской области по виду экономической деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство".
Аналогичные требования закреплены в подпунктах 4, 5 пункта 2.2 Соглашения.
По условиям подпункта 1 пункта 2.2 Соглашения фермер обязуется осуществлять создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства исключительно в соответствии с планом расходов, установленным приложением 1 к Соглашению, на цели предусмотренные пунктами 3.1,3.2 Порядка.
Согласно ч.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 8.1 Порядка N 339-п получатель гранта и единовременной помощи обязан вернуть в областной бюджет не использованный в установленный срок остаток гранта и единовременной помощи в случаях, предусмотренных соглашениями, в течение месяца, следующего за месяцем окончания срока использования гранта и единовременной помощи.
Согласно пункту 8.2 Порядка N 339-п в случае выявления комитетом сельского хозяйства нарушения получателем гранта и единовременной помощи требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, нецелевого использования полученного гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи), непредставления (представления с нарушением сроков) отчетов и отчетных документов, документов для согласования операции по расходованию гранта и единовременной помощи, а также выявления остатка гранта, не использованного в установленные сроки в соответствии с соглашением, получатель гранта и единовременной помощи уведомляется о выявленных нарушениях (остатках) и о необходимости возврата предоставленного гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи) письмом комитета сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения нарушений (остатков).
В случае невозврата гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи) в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.
Планом расходов (приложение к Соглашению) предусмотрено расходование фермером гранта и единовременной помощи на приобретение следующего имущества:
термоусадочной вакуумной машины (для вакуумной упаковки продукции) на сумму 170 000 руб. (150 000 руб. - грант, 20 000 руб. - собственные средства);
грузового автомобиля, оснащенного морозильной камерой на сумму 650 000 руб. (580 000 руб. - грант, 70 000 руб. - собственные средства);
маточного поголовья и самцов производителей на сумму 255 000 руб. (220 000 руб. - грант, 35 000 руб. - собственные средства);
собственного дома рядом с фермой на сумму 65 000 руб. (50 000 руб. -единовременная помощь, 15 000 руб. - собственные средства).
Как указал истец, 05.10.2015 ответчиком представлен отчет об использовании гранта и единовременной помощи за 3 квартал 2015 г. о приобретении автомобиля (рефрижератора) стоимостью 650 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 18.08.2015 и платежным поручением N 12 от 13.08.2015.
Документов, подтверждающих приобретение термоусадочной вакуумной машины, маточного поголовья и самцов производителей, собственного дома рядом с фермой, ответчиком не представлено, чем нарушены п.2.9 Порядка 3339-п и п.2.2 Соглашения.
Кроме того, ответчиком в нарушении п. 2.10 Порядка 3339-п не создано ни одного постоянного рабочего места.
Ссылаясь на то, что Бабичевой Т.М. нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные Соглашением и Порядком 3339-п, Комитет направил в адрес ответчика претензию с требованием возвратить необоснованно полученные денежные средства гранта и единовременной помощи в размере 1 000 000 руб.
В связи с тем, что ответчиком денежные средства возвращены не были, истец обратился в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Согласно п.7.1.1. Порядка N 339-п начинающий фермер обязан ежеквартально не позднее 5 -го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в течение 18 месяцев со дня получения гранта и единовременной помощи представлять непосредственно в комитет сельского хозяйства лично либо через представителя по доверенности:
1) областной отчет;
2) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих
расходование гранта и единовременной помощи, а также собственных средств:
платежные поручения, заверенные банком;
выписки банка к расчетному счету получателя гранта и единовременной помощи, заверенные банком; договор;
товарную накладную или акт выполненных работ (услуг);
акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); свидетельство о государственной регистрации транспортного средства [в случае приобретения грузового и (или) грузопассажирского автомобиля];
3) доверенность, в случае если отчет и документы поданы представителем
получателя гранта и единовременной помощи.
Пунктом 8.2 Порядка N 339-п предусмотрено, что грант и единовременная помощь подлежат возврату в областной бюджет получателем гранта и единовременной помощи в следующих размерах:
8.2.1. При выявлении факта:
1) нарушения требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка, а именно:
пунктов 2.10, 2.12, 2.16, - в полном объеме;
пунктов 2.8, 2.9, - в объеме выявленных нарушений;
2) представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение
гранта и единовременной помощи, - в полном объеме.
8.2.2. При выявлении факта нецелевого использования полученных гранта и
единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи) - в размере суммы,
использованной не по целевому назначению.
8.2.3. При непредставлении (представлении с нарушением сроков):
отчетов и отчетных документов, предусмотренных подпунктами 7.1.1, 7.1.2 настоящего Порядка, - в полном объеме;
документов, предусмотренных пунктом 6.3 настоящего Порядка, - в объеме выявленных нарушений.
8.2.4. При выявлении остатка гранта и единовременной помощи, не использованного в течение 18 месяцев со дня поступления средств в соответствии с соглашением, - в объеме выявленных остатков.
Из представленного в материалы дела Отчета за 3 квартал 2015 г. и первичных документов (договора купли-продажи, платежного поручения) видно, что ответчиком подтверждено целевое расходование части гранта в установленные сроки на сумму 580 000 руб. (приобретение рефрижератора).
По отчетам за 1-4 квартал 2016 г. следует, что ответчиком не выполнен План расходов на 1-4 кварталы 2016 г., а именно приобретение термоусадочной вакуумной машины на сумму 150 000 руб., маточного поголовья и самцов производителей на сумму 220 000 руб., собственного дома рядом с фермой на сумму 50 000 руб.
В связи чем ответчиком нарушены условия п. 2.9 Порядка N 339-п, предусматривающие использование гранта и единовременной помощи в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на счет фермера.
Остаток гранта и единовременной помощи, не использованный в течение 18 месяцев, составил 420 000 руб.
Как предусмотрено п. 8.2.4. Порядка N 339-п при выявлении остатка гранта и единовременной помощи, не использованного в течение 18 месяцев со дня поступления средств в соответствии с соглашением, грант возвращается в объеме выявленных остатков.
При таких обстоятельствах, исковые требования Комитета правомерно удовлетворены судом 1 инстанции в размере 420 000 руб.
В остальной части иска правомерно отказано, поскольку расходование гранта в указанной сумме подтверждено первичными документами, его использование осуществлено исходя из целевого назначения в установленные сроки в соответствии с Планом расходов.
Утверждение Комитета о том, что грант и единовременная помощь подлежит возврату в полном объеме, поскольку ответчик нарушил п.2.10 Порядка N 339 - п в части создания рабочих мест, отклоняется, поскольку по смыслу п. 8.2.1 Порядка N 339-п для возвращения гранта в полном объеме необходимо наличие одновременно всех предусмотренных пунктами 2.10, 2.12, 2.16 Порядка N 339-п условий.
Вместе с тем, в обоснование своих требование истец не ссылается на нарушение ответчиком условий пунктов 2.12. и 2.16 Порядка 3339-п, в связи с этим оснований для взыскания с ответчика гранта и единовременной помощи в полном объеме не имеется.
Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июня 2017 года по делу N А12-13776/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в суд арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13776/2017
Истец: КОМИТЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Бабичева Татьяна Михайловна