Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2017 г. N Ф04-4843/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А27-1903/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Исмагиловой М.Н. по доверенности от 14.06.2017 (до 31.12.2017),
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово (N 07АП-6405/17)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 июня 2017 года по делу N А27-1903/2017 (судья Фуртуна Н.К.)
по заявлению Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 10, г. Новокузнецк) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857), г. Кемерово
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)
лица, участвующие в рассмотрении заявления: 1) ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Кирен" Кириллова Светлана Васильевна, г. Новокузнецк; 2) Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк
о признании недействительным решения от 12.12.2016 N 21084А,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 10, г. Новокузнецк) (далее - Фонд социального страхования, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 12.12.2016 N 21084А о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Кирен" (далее - ООО "Кирен"); недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности ООО "Кирен" (ОГРН 1034217012268, ИНН 4217005749) в связи с ликвидацией от 12.12.2016 за государственным регистрационным номером 2164205752984; обязании Инспекции внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи от 12.12.2016 за государственным регистрационным номером 2164205752984 о прекращении деятельности ООО "Кирен" в связи с ликвидацией (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Кирен" Кириллова Светлана Васильевна; Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - третьи лица).
Решением от 08.06.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что заявитель направил требование кредитора ликвидатору ООО "Кирен" после истечения двухмесячного срока для предъявления требований кредитора.
Судом первой инстанции не проверен расчет капитализированных платежей, предъявленных Фондом социального страхования к взысканию.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения Фонда социального страхования в суд с требованием о включении сведений о наличии задолженности в ликвидационный баланс ООО "Кирен", в том числе требования, которые бы подтверждали необходимость уплаты сумм задолженности ликвидированным юридическим лицом ООО "Кирен" перед страховщиком.
Фондом социального страхования досудебный порядок предъявления требований по денежным обязательствам не соблюден, задолженность не подтверждена и считается погашенной.
У Инспекции отсутствовали основания считать, что сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе ООО "Кирен" содержат недостоверную информацию, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации в отношении ООО "Кирен" в связи с ликвидацией.
Доводы подробно изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования считает доводы Инспекции несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от третьих лиц не представлены.
Представитель Инспекции в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заявителя и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Карен" было зарегистрировано в качестве юридического лица 07.02.2003, включено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1034217012268, последнему присвоен ИНН 4217005749.
18.10.2010 ООО "Кирен" принято решение о ликвидации юридического лица, назначен ликвидатор.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка 22.10.2010 в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии решения о ликвидации ООО "Кирен", формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора юридического лица.
Сообщение о ликвидации юридического лица было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 06.04.2011 N 13 (320), установлен срок для предъявления требований кредиторами (в течение двух месяцев со дня опубликования).
В 2013 году Фонду социального страхования стало известно о ликвидации общества, в связи с чем ликвидатору ООО "Кирен" направлено заявление об установлении требований кредитора и включении в реестр требований кредиторов суммы капитализированных платежей (от 05.08.2013 исх. N 01-14/09-8075).
05.08.2013 Фондом социального страхования в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка направлены возражения по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием о наличии у ООО "Кирен" задолженности по капитализированным платежам.
12.12.2016 Инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН N 2164205749673 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
На основании представленных ООО "Кирен" документов (заявление о ликвидации по решению юридического лица от 05.12.2016, протокол общего собрания учредителей от 04.12.2016) в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) Инспекцией принято решение от 12.12.2016 N 21084А о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2164205752984 от 12.12.2016.
Фонд социального страхования, ссылаясь на то, что государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица (ООО "Кирен") произведена с нарушением требований статьи 21 Закона N 129-ФЗ, статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица нарушен, для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые сведения в регистрирующий орган не представлены, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Кирен".
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Согласно пункту 2 статьи 61, пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии со статьей 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ вышеуказанные документы, предусмотренные статьей 21, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Одним из таких оснований в силу статьи 23 Закона N 129-ФЗ является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как следует из материалов дела, на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса ООО "Кирен" его ликвидатору было известно о неисполненных обязательствах перед Фондом социального страхования.
Как установлено судом первой инстанции, 05.08.2013 заявитель направил ликвидатору ООО "Кирен" требование кредитора, в котором указал размер капитализированных платежей, Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области возражения по исключению общества из ЕГРЮЛ. 25.12.2013 заявитель направил ликвидатору обращение, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения требований кредитора, 08.04.2016 - сообщение о сроках удовлетворения требований кредитора с сообщением реквизитов для перечисления денежных средств.
Общая сумма задолженности ООО "Кирен" перед Фондом социального страхования по капитализированным платежам составляет 2 048 397 рублей 22 копейки.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ликвидатору до составления промежуточного ликвидационного баланса было известно об имущественных требованиях Фонда социального страхования.
Доказательств того, что ликвидатор не владел информацией о наличии задолженности, с учетом представленных в материалы дела доказательств не представлено.
В нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор не отразил сведения о задолженности перед Фондом социального страхования в промежуточном ликвидационном балансе и не произвел расчетов с ним.
Таким образом, поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ООО "Кирен" имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не считается достоверным.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлениях от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2014 N 4407/14, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.12.2016 N 305-КГ16-17934 по делу N А40-229308/2015.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации документы на ликвидацию были поданы в регистрирующий орган без учета задолженности перед Фондом социального страхования, что свидетельствует о недостоверности ликвидационного баланса и не отражении действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Фонду социального страхования было известно о нахождении ООО "Кирен" в процессе ликвидации, однако в законный срок для предъявления требований кредиторов требования не предъявлены, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку действующим законодательством на ликвидатора возложена обязанность по представлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Довод Инспекции о том, что судом первой инстанции не проверен расчет капитализированных платежей, предъявленных Фондом социального страхования к взысканию, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку размер задолженности не является предметом настоящего спора.
ООО "Кирен", зная о наличии задолженности, размер и расчет капитализированных платежей не оспаривало.
Подлежит отклонению довод о том, что отсутствуют доказательства обращения Фонда социального страхования в суд с требованием о включении сведений о наличии задолженности в ликвидационный баланс ООО "Кирен", в том числе требования, которые бы подтверждали необходимость уплаты сумм задолженности ликвидированным юридическим лицом ООО "Кирен" перед страховщиком.
В 2013 году Фонду социального страхования стало известно о ликвидации общества, в связи с чем ликвидатору ООО "Кирен" направлено заявление об установлении требований кредитора и включении в реестр требований кредиторов суммы капитализированных платежей (от 05.08.2013 исх. N 01-14/09-8075). При этом ООО "Кирен" ответа на заявление Фонда социального страхования не представило.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, доказано, не подтверждена правомерность государственной регистрации ООО "Кирен" в связи с его ликвидацией записи о прекращении деятельности юридического лица, внесенной в ЕГРЮЛ.
Ликвидатором ООО "Кирен" при ликвидации юридического лица нарушены требования статей 61- 64 Гражданского кодекса Российской Федерации; в регистрирующий орган в нарушение требований подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предоставлены недостоверные сведения.
Таким образом, запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Закона N 129-ФЗ, поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора этой компании.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 июня 2017 года по делу N А27-1903/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1903/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2017 г. N Ф04-4843/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 10
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
Третье лицо: ИФНС России по Центральному району г.Новокузнецка, Кириллова С В, ООО "Кирен"