г. Вологда |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А13-11802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и
Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от Департамента экономического развития Вологодской области Шиловой Е.С. по доверенности от 12.04.2017, от открытого акционерного общества "Тарногский маслозавод" директора Зыковой В.Д., от Департамента финансов Вологодской области Левашевой Е.Н. по доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2017 года по делу N А13-11802/2016 (судья Коротышев Е.Н.),
установил:
Департамент экономического развития Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1103525001139, ИНН 3525235311; далее - Департамент экономического развития) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Тарногский маслозавод" (место нахождения: 161560, Вологодская обл., Тарногский р-н, с. Тарногский Городок;
ОГРН 1023501493025, ИНН 3517000010, далее - Общество) о взыскании 2 000 000 руб. субсидии, выделенной на возмещение части затрат по лизинговым договорам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области (место нахождения: г. Вологда, ул. Герцена, д. 2; ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806; далее - Департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент экономического развития обжаловал решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы Департамент экономического развития указывает, что Департаментом финансов в ходе внеплановой проверки деятельности истца по использованию средств бюджета установлено, что Обществом в 2015 году в направленном на конкурсный отбор технико-экономическом обосновании (далее - ТЭО) на получение субсидии указаны недостоверные сведения за 2014 год в отношении объема уплаченных налогов. Данные сведения не совпадают с показателями отчета о реализации ТЭО за 2014 год, представленного по ранее полученной субсидии. Считает, что для взыскания субсидии достаточно самого факта представления на конкурсный отбор недостоверных сведений. Действующее законодательство не ставит возврат субсидии в зависимость от влияния таких сведений на результат конкурсного отбора.
Отзывы на жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Вологодской области от 03.10.2012 N 1156 утверждена государственная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы" (далее - Государственная программа).
Ответственным исполнителем Государственной программы является Департамент экономического развития.
Министерством экономического развития Российской Федерации и правительством Вологодской области заключено соглашение от 12.08.2015 N 091-МБ-15 на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Государственной программой.
В целях реализации Государственной программы правительства Вологодской области от 01.04.2013 N 339 "О реализации государственной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы" (далее - Постановление N 339) утверждены условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства различных видов субсидий, в том числе определен порядок предоставления субсидии на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам.
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 339 получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие условиям, указанным в частях 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Вологодской области, заключившие лизинговые договоры с лизинговыми компаниями и прошедшие конкурсный отбор в соответствии с порядком проведения конкурсного отбора технико-экономическом обосновании (далее - ТЭО), определенным разделом 4 настоящего Порядка.
По итогам проведенного конкурсного отбора между Департаментом экономического развития и Обществом заключен договор от 21.10.2015 N ЛФ-70/2015, согласно которому последнему из бюджета предоставлена субсидия в размере 2 000 000 руб. на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, по договору (договорам) лизинга, заключенному с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж, уплаченные получателем субсидии в течение текущего финансового года (т. 1, л. 30 - 34).
Бюджетные средства перечислены ответчику платежным поручением от 02.11.2015 N 296636.
Департаментом финансов в период с 23.12.2015 по 18.04.2016 проведена внеплановая проверка деятельности Департамента экономического развития по использованию средств бюджета, предусмотренных Государственной программой.
По результатам контрольных мероприятий составлен акт от 18.04.2016.
В акте, в частности, указывается на недостоверность сведений ТЭО заявителей, предоставленных на конкурсный отбор в 2015 году, в том числе Обществом, ввиду их несоответствия данным, изложенным в отчете о реализации ТЭО за 2014 год.
На основании данного акта Департаментом финансов в адрес Департамента экономического развития вынесено представление от 02.06.2016 N ИХ.42-2953/2016, содержащее требование по принятию в срок до 01.09.2016 мер по возврату предоставленных средств бюджета с получателей субсидий, указавших недостоверные сведения в ТЭО.
Департамент экономического развития в уведомлении от 17.06.2016 просил Общество возвратить средства субсидии в сумме 2 000 000 руб. в добровольном порядке.
Поскольку Общество субсидию в добровольном порядке не возвратило, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы было установлено Государственной программой и принятым в ее развитие Постановлением N 339.
Одним из направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Государственной программой и Постановлением N 339 предусмотрено предоставление субсидий из средств областного бюджета, в том числе на возмещение части затрат по лизинговым договорам.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок возврата субсидии в случаях нарушения условий, установленных при ее предоставлении, определены Порядком.
Условия проведения конкурсного отбора ТЭО установлены разделом 3 Порядка. В силу подпункта 3.2.1 Порядка ТЭО является обязательным документом, предоставляемым заявителем на конкурсный отбор. Форма ТЭО и требования к содержанию изложены в приложении 2 к Порядку.
В разделе 6 Порядка предусмотрено проведение мониторинга за ходом реализации ТЭО. Так, согласно пункту 6.1 Порядка данный мониторинг осуществляется в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии на основании представляемых в Департамент экономического развития получателями субсидии анкеты получателя поддержки по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку и отчета о реализации бизнес-проекта по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка Департамент экономического развития, Департамент финансов в пределах своих полномочий осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидии.
Пунктом 7.2 Порядка определено, что в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пункте 5.2 настоящего Порядка, на получение субсидии, нарушения условий, предусмотренных в пунктах 1.2, 2.1 - 2.3 настоящего Порядка, целей и порядка предоставления субсидии получателями субсидии, нарушения условий договора о предоставлении субсидии Департамент экономического развития в течение 10 календарных дней со дня установления факта направляет (электронной почтой и (или) почтой) получателю субсидий уведомление с требованием о возврате в полном объеме полученной субсидии в соответствующий бюджет в течение четырнадцати календарных дней со дня получения соответствующего уведомления.
В настоящем споре Департамент экономического развития в обоснование требования о возврате субсидии ссылается на то, что Общество в представленном в 2015 году на конкурсный отбор ТЭО указало недостоверные сведения об объеме уплаченных налогов в бюджет и внебюджетные фонды за 2014 год в общей сумме 36 411 руб. Аналогичные показатели в отчете о реализации ТЭО за 2014 год имеют иное значение, а именно, 34 689 руб.
Ответчик в суде первой инстанции объяснял отмеченное несоответствие разными требованиями к составлению документов, установленными Порядком, действующим в редакциях от 10.11.2014 и от 27.04.2015.
Доводы истца о недостоверности представленных Обществом сведений правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Недостоверность сведений предполагает их несоответствие фактическим обстоятельствам. Однако в данном случае Обществом представлена в материалы дела налоговая и бухгалтерская отчетность за спорный период, подтверждающая информацию, содержащуюся в заявке на конкурсный отбор.
Суд первой инстанции, сравнив требования, в редакциях от 10.11.2014 и от 27.04.2015 постановления Правительства Вологодской области от 01.04.2013 N 339, установил несоответствие показателей, при определении указанных выше величин.
Согласно пункту 7.2 Порядка, в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пунктах 5.4, 5.7, 6.1 настоящего Порядка, на получение субсидии, нарушения условий, предусмотренных пунктами 1.2, 2.1, 2.2 настоящего Порядка, целей и порядка предоставления субсидии получателями субсидии, нарушения условий договора о предоставлении субсидии (далее - факт) Департамент в течение 10 календарных дней со дня установления факта направляет (электронной почтой и (или) почтой) получателю субсидий уведомление с требованием о возврате в полном объеме полученной субсидии в соответствующий бюджет в течение четырнадцати календарных дней со дня получения соответствующего уведомления.
В случаях, когда Получатель субсидии перестал соответствовать условиям предоставления субсидии, установленным в пунктах 1.2, 2.1, 2.2 настоящего Порядка, сообщить в Департамент об этом в течение 10 дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Пунктом 2 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что при несообщении о наступившем факте действия Получателя субсидии рассматриваются как невыполнение условий оказания поддержки
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несоответствие сведений в ТЭО нельзя признать фактом предоставления Обществом недостоверных сведений при получении субсидии.
Доказательств наличия иных нарушений, влекущих в силу пункта 7.2 Порядка и пункта 2.2.3.2 договора обязанность получателя субсидии возвратить денежные средства в бюджет, не имеется, и на данные обстоятельства истец, не ссылается.
На основании изложенного оснований для удовлетворения искового заявления у суда не имелось.
Довод подателя жалобы о том, что для предъявления требования о возврате субсидии достаточно выявления самого факта представления на конкурсный отбор недостоверных сведений, влияние таких сведений на результат конкурсного отбора не должно учитываться, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент экономического развития освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2017 года по делу N А13-11802/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11802/2016
Истец: Департамент экономического развития Вологодской области
Ответчик: ОАО "Тарногский маслозавод"
Третье лицо: Департамент финансов вологодской области