г. Томск |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А27-12516/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2017.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Марченко Н. В.
Сбитнева А. Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
от истца: Шелковникова Т.Н., представитель по доверенности от 20.02.2017, паспорт; Дорошков Г.М., представитель по доверенности от 23.01.2017, паспорт;
от ответчика: Титова О.В., представитель по доверенности от 20.07.2017, паспорт;
от третьих лиц: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (07ап-5949/17)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2017 по делу N А27-12516/2016 (Судья В.Я. Драпезо)
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, г. Красноярск к обществу с ограниченной ответственностью "Горнопромышленная компания Алтай" (ОГРН 1104205006421, ИНН 4205198180), г. Кемерово
третьи лица: Краевое государственное бюджетное учреждение "Верхнеманское лесничество", Красноярский край, Партизанский район, с. Вершино-рыбное Министерство лесного хозяйства Красноярского края, 660036, г. Красноярск
о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее - "Управление", "Росветнадзор") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Горнопромышленная компания Алтай", ОГРН 1104205006421, ИНН 4205198180 (далее - "Общество", "ООО "ГПК Алтай") о взыскании 42 028 000 руб. в доход бюджета муниципального образования Партизанский район Красноярского края в счет возмещения вреда, причиненного почвам сельскохозяйственного назначения, как объекту охраны окружающей среды (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краевое государственное бюджетное учреждение "Верхнеманское лесничество" (далее - учреждение), Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство)
Решением суда от 18.05.2017 (резолютивная часть объявлена 11.05.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, Управлением правомерно, в рамках имеющихся полномочий, были предъявлены исковые требования о возмещении вреда землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель общества просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "О государственном земельном надзоре" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.02 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Управлением с 09.09.2015 по 30.09.2015 на основании приказа о проведении проверки юридического лица от 07.08.2015 N 2857-П-3-118 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "ГПК "Алтай" (ОГРН 1104205006421, ИНН 4205198180) при осуществлении Обществом работ по разработке месторождения россыпного золота на земельном участке, расположенном по адресу: Партизанский район, 8 км юго-восточнее ж. д. станции Мана, руч. Хабайдак, - на основании лицензии на пользование недрами КРР 02226 БЭ от 24.06.2011, обязательным требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
09.09.2015 с 12 час. 30 мин. до 14 час 00 мин, специалистами Управления произведен осмотр земельных участков, прилегающих с севера к участку месторождения рассыпного золота, отработанного ООО "ГПК Алтай", расположенных по адресу: Красноярский край. Партизанский район, в 0,2 - 1,8 км юго-восточнее д. Хабайдак, с правой стороны автодороги д. Хабайдак - д. Ивановка.
Согласно данных сельскохозяйственной карты Партизанского района ("Сибземкадастрсъемка" 1999 год), осмотренные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения (пастбище, сенокос). По результатам осмотра земельных участков, составлен протокол осмотра от 09.09.2015 N 004243 принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составлена план-схема с каталогом координат осмотренных участков. При проведении осмотра земельных участков проводилась фотосъемка, по результатам которой составлена фототаблица. В ходе проверки установлено, что на осмотренных земельных участках зафиксировано перекрытие плодородного слоя почвы глинисто-иловой смесью. Сток глинисто-иловой смеси, образованной при отработке месторождения рассыпного золота, перекрывает плодородный слой почвы от прудов отстойников до границы д. Хабайдак. Протяженность стока составляет 1800 м, ширина от 60 до 4 метров. Площадь перекрытия плодородного слоя почвы глинисто-иловой смесью составляет 45060 кв. м, что зафиксировано координатами GPS навигатора (точки с Т9 по Т89 нанесены на план-схему) и зафиксировано фотосъемкой. Для установления факта порчи плодородного слоя почвы на части земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 45060 кв. м, в соответствии с требованиями ГОСТа 28168-89 отобраны 4 почвенные пробы (протокола отбора проб почвы N 308-118, N 309-118).
Определением от 16.09.2015 N 10-118 назначена экспертиза почвенных образцов. Проведение экспертизы поручено ФГБУ "Красноярский референтный центр Россельхознадзора".
Согласно экспертному заключению ФГБУ "Красноярский референтный центр Россельхознадзора" от 28.09.2015 N 15 экспертом установлен факт порчи почвы общей площадью 45060 кв. м, в результате перекрытия глинисто-иловой смесью, которое привело к существенному снижению плодородия по агрохимическим показателям: органическое вещество, подвижный фосфор, обменный калий и изменением гранулометрического состава. На земельном участке, используемом Обществом для отработки месторождения рассыпного золота, проводились работы по разваловке дамбы пруда-отстойника, с целью его обезвоживания.
В ходе проведения Обществом вышеназванных работ, был допущен прорыв дамбы, приведший к неконтролируемому сливу из пруда-отстойника воды и глинисто-иловой смеси на прилегающий земельный участок сельскохозяйственного назначения, не стоящий на кадастровом учете и в ручей Хабайдак.
Таким образом, Обществом 08.07.2015 совершена порча почвы на площади 45060 кв. м, приведшая к существенному снижению плодородия почвы по основным агрохимическим показателям: обменный калий, подвижный фосфор, органическое вещество (гумус), изменении гранулометрического состава, на части земельного участка сельскохозяйственного назначения расположенного: Красноярский край. Партизанский район, в 0,2 - 1,8 км юго-восточнее д. Хабайдак, с правой стороны автодороги д. Хабайдак - д. Ивановка.
По результатам проведенных Управлением надзорных мероприятий 30.09.2015 был составлен акт проверки N 1956-118, в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении.
Вступившим в силу постановлением Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 10.12.2015 N 387-118 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, определен Управлением в стоимостной форме в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238. Указанный размер вреда в соответствии с заявлением об уточнении заявленных требований составил 42 028 000 руб., что явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции суд исходил из их необоснованности. Оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что они не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных эко логических систем и истощение природных ресурсов. В силу статьи 1064 ГК РФ основанием для возникновения обязательства служит гражданское правонарушение, выразившееся в причинении вреда другому лицу. Для наступления ответственности за причинение вреда в общем случае необходимы следующие условия: наличие вреда, противоправное поведение (действие, бездействие) виновного лица, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
Наличие в действиях ООО "ГПК Алтай" правонарушения, заключающегося в перекрытии в результате деятельности Общества плодородного слоя почвы глинисто-иловой смесью, административный орган подтверждает материалами плановой выездной проверки в отношении ООО "ГПК "Алтай" при осуществлении разработке месторождения россыпного золота на земельном участке, расположенном по адресу: Партизанский район, 8 км юго-восточнее ж. д. станции Мана, руч. Хабайдак, а также материалами дела об административном правонарушении, в том числе, вступившим в силу постановлением Управления от 10.12.2015 N 387-118, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край. Партизанский район, в 0,2 - 1,8 км юго- восточнее д. Хабайдак, с правой стороны автодороги д. Хабайдак - д. Ивановка, относится к землям Лесного фона, полномочия собственника в отношении которых осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов, к числу которых ни Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, ни Администрация Партизанского муниципального района Красноярского края не относятся
Так, в соответствии с подпунктом 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свои полномочия по государственному земельному надзору на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции. В соответствии с письмом от Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 20.12.2016 N 03-70/1821 земельный участок, которому причинен ущерб, частично накладывается на земли лесного фонда Российской Федерации по адресу: Верхнеманское лесничество, Минское участковое лесничество, квартал 47 часть выдела 9, 10. Местоположение земельного участка определялось картометрическим способом, предоставленными данными каталога координат и схемой расположения, регламентом Верхнеманского лесничества, материалами лесоустройства Верхнеманского лесничества, Минского участкового лесничества (год лесоустройства - 2000). Данный факт подтверждается приложенной к письму схемой расположения земельного участка на территории Верхнеманского лесничества, Минского участкового лесничества Красноярского края (приложение 1), а также свидетельством о регистрации права, выданного 09.07.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на основании Лесного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного Кодекса Российской Федерации). Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (статья 10 Лесного Кодекса Российской Федерации). Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации и государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Согласно представленным ООО "ГПУ Алтай" материалам, а именно: свидетельству от 09.07.2015 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный в Верхнеманском лесничестве, Минское участковое лесничество, квартал 47 часть выдела 9, 10; информации, представленной филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" в письмах от 20.12.2016 N 03-70/1821 и от 17.01.2017 N 03-70/76 с приложением Схемы расположения земельного участка на территории Верхнеманского лесничества, Минского участкового лесничества Красноярского края, каталога координат границ выделов 9 и 10 квартала 47; планшета N 10 Лесоустройства 2000 года Верхне-Манского лесничества Верхне-Манского лесхоза Партизанского района Красноярского края, - спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, полномочия собственника в отношении которого осуществляет Российская Федерация в лице соответствующих уполномоченных органов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом разъяснений, изложенных в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.09.2013 N ВЛС-11792/13, согласно которому руководствоваться в рассматриваемом случае исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских нрав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание позицию ООО "ГПК Алтай" о том, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.
Также из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.09.2014 N ВЛ-03-54/11079 "О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда" следует, что, по мнению Министерства, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14, ранее учтенные лесные участки необходимо ставить на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных судебных и внесудебных разбирательств. Поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка может быть множество. В пункте 10 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения" указано, что недействительность договора купли-продажи сама по себе не дает оснований для вывода о выбытии имущества, переданного во исполнение этого договора, из владения продавца помимо его воли. Выбытие имущества из владения того или иного лица является следствием конкретных фактических обстоятельств. Владение может быть утрачено в результате действий самого владельца, направленных на передачу имущества, или действий иных лиц, осуществляющих передачу по его просьбе или с его ведома. В подобных случаях имущество считается выбывшим из владения лица по его воле. Если же имущество выбывает из владения лица в результате похищения, утери, действия сил природы, закон говорит о выбытии имущества из владения помимо воли владельца (пункт 1 статьи 302 ГК РФ). Именно такие фактические обстоятельства, повлекшие выбытие имущества из владения лица, и учитываются судом при разрешении вопроса о возможности удовлетворения виндикационного иска против ответчика, являющегося добросовестным приобретателем имущества по возмездной сделке.
Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, в данном случае земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край. Партизанский район, в 0,2 - 1,8 км юго- восточнее д. Хабайдак, с правой стороны автодороги д. Хабайдак - д. Ивановка, относится к землям Лесного фона, полномочия собственника в отношении которых осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов, к числу которых ни Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, ни Администрация Партизанского муниципального района Красноярского края не относятся.
Документы, опровергающие данные выводы суда, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, ссылка апеллянта на выписку ЕГРП, подтверждающую по его убеждению наличие зарегистрированного права собственности Администрации Партизанского района на спорный земельный участок, признается необоснованной.
Как следует из материалов дела и следует из пояснений Министерства лесного хозяйства Красноярского края, оно является правопреемником Агентства лесной отрасли Красноярского края, 10.01.2014 была осуществлена реорганизация Агентства лесной отрасли Красноярского края в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, что подтверждается Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10,2013 N 550-п; Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, в редакции, действующей до 27.07.2016; Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края". Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 от N 560-р создано Министерство лесного хозяйства Красноярского края и ему переданы полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений. Пунктом 2 названного распоряжения (в редакции распоряжения Правительства Красноярского кран от 24.08.2016 N 700-р) прямо закреплено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологий Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений. Положение о Министерстве лесного хозяйства утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п. В едином государственном реестре юридических лиц Министерство лесного хозяйства зарегистрировано 03.08.2016, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 03.08.2016 N 006339448. В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, в редакции постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N371-п, названное министерство не осуществляет ни каких полномочий в области лесных отношений.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, единственным органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным в области лесных отношений, в настоящее время является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, следовательно, именно данному органу принадлежат полномочия по предъявлению соответствующих исков о возмещении вреда землям лесного фонда, рассчитанного по соответствующим методикам.
С учетом вышеизложенного, вопреки доводам жалобы, ни Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, ни Администрация Партизанского района Красноярского края не наделены полномочиями в сфере контроля и надзора за землями лесного фонда, следовательно, предъявление иска о взыскании 42 028 000 руб. в доход бюджета муниципального образования Партизанский район Красноярского края в счет возмещения вреда, причиненного почвам сельскохозяйственного назначения, как объекту охраны окружающей среды, не входит в компетенцию Управления и не может быть отнесено к предметам ведения Администрации Партизанского района Красноярского края.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи, с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2017 по делу N А27-12516/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Марченко Н. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12516/2016
Истец: Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Ответчик: ООО "Горнопромышленная компания "Алтай"
Третье лицо: Краевое государственное бюдженое учреждение "Верхнеманское лесничество", Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю