г. Санкт-Петербург |
|
07 августа 2018 г. |
Дело N А21-2564/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Алыкеева Л.Б., доверенность от 05.10.2017, Одноочко А.А., доверенность от 15.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15847/2018) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2018 по делу N А21-2564/20188 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Империя"
к Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области
об отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "Империя" обратилось в Арбитражный суд Калинингрдской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) от 06.10.2017 о назначении административного наказания на основании статьи 73.1 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО).
Решением от 25.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, подателем жалобы доказана вина ООО "Империя" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 73.1 КоАП КО; заявителем пропущен срок на обжалование постановления Министерства.
Согласно возражениям ООО "Империя" выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы апелляционной жалобы.
Заявитель надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что основанием для привлечения ООО "Импения" к административной ответственности, предусмотренной статьи 73.1 КоАП КО, послужили нарушения пункта 6.12 Правил благоустройства территории Пионерского городского округа от 30 июня 2016 года N 37 (далее - Правила N 37) частей 2 и 3 статьи 3 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений" (далее - Закон N 100).
Нарушения выявлены Министерством 09.08.2017 на территории Пионерского городского округа Калининградской области при выполнении работ по капитальному ремонту тротуара от улицы Стрелецкого до улицы Калининградское шоссе, дом 11 и выразились в повреждении корневой системы деревьев, засыпке строительными отходами травянистой растительности вдоль всего участка работ (отработанный асфальт и цементо-бетон), засыпке строительными отходами (отработанным асфальтом и цементо-бетоном) и грунтом шеек деревьев; нарушении живого напочвенного покрова и ухудшении качества почвы (срезанный плодородный слой почвы свален в одну кучу с отработанным асфальтом).
Согласно информации, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru, подрядной организацией по выполнению работ на участке по данному адресу является заявитель на основании муниципального контракта от 22.06.2017 N 0335300039317000023- 0168628-02.
Министерством в отношении ООО "Империя" составлен протокол об административном правонарушении от 18.08.2017 N 362.
Оспариваемым постановлением Министерства заявитель привлечен к административной ответственности в виде 150 000 руб. штрафа.
Указанное Постановление оспорено ООО "Импения" в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Повреждение, уничтожение зеленых насаждений, а также повреждение зеленых насаждений в результате пересадки, повлекшие прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений, или нарушение иных установленных действующим законодательством Калининградской области по охране зеленых насаждений требования гражданами, должностными и юридическими лицами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (статья 73.1 КоАП КО).
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Производственная, строительная и иная хозяйственная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований по охране зеленых насаждений, установленных природоохранным, лесным, водным, градостроительным и санитарным законодательством Российской Федерации и Калининградской области (части 2,3 статьи 3 Закона N 100).
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (части 1, 2, статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2, статьи 2.1 КоАП РФ).
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. (части 1-4 статьи 27.8 КоАП РФ).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (части 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"; далее - Постановление N 10).
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (пункт 24 Постановления N 10).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с условиями контракта от 22.06.2017 N 0335300039317000023- 0168628-02, заявитель (подрядчик) обязался выполнить собственными силами и/или привлеченными силами из своих материалов на собственном оборудовании и своими инструментами в соответствии с техническим заданием, капитальный ремонт покрытия тротуара по улице Флотская, д. 14-6; от улицы Стрелецкого до улицы Калининградское шоссе, д. 11; по улице Шаманова. Д. 3 в городе Пионерский Калининградской области. Срок выполнения работ - не позднее 05.07.2017. Для производства капитального ремонта покрытия тротуара от улицы Стрелецкого до улицы Калининградское шоссе, 11, на основании договора субподряда от 31.07.2017 N 5, ООО "Импнрия" привлекло ООО "Трансавто", которому 31.07.2017 передало по акту передал данный объект для дальнейшего производства работ. По условиям договора от 31.07.2017 N 5 ООО "Трансавто" обязалось выполнить необходимые мероприятия по технике безопасности в ходе выполнения работ по указанному адресу, в том числе электро- и пожарной безопасности, охране труда, охране окружающей среды и земельных ресурсов, рациональному использованию территории строительства и соблюдению миграционного законодательства. Единственным доказательством совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения является фототаблица (13 фотографий), датированная 09.08.2017. Данная фототаблица составлена сотрудником Министерства. Акт осмотра территории от 09.08.2017 с участием представителя ООО "Империя" и двух понятых не составлялся. Указанная фототаблица не позволяет однозначно и достоверно установить лицо, допустившее складирование строительного мусора на сфотографированной территории. На момент составления Министерством фототаблицы (09.08.2017) работы по капитальному ремонту покрытия тротуара от улицы Стрелецкого до улицы Калининградское шоссе, 11 не проводились. Согласно акту о приемке выполненных работ от 06.09.2017 N 2 (форма КС-2) и справке о стоимости выполненных работ от 06.09.2017 N 1 (форма КС-3) заявитель сдал работы 06.09.2017. Место выполнения спорных работ по контракту от 22.06.2017 N 0335300039317000023- 0168628-02 отличается от места работ, запечатленных на фототаблице от 09.08.2017. Протокол об административном правонарушении от 18.08.2017 N 362 составлен в отсутствие законного представителя заявителя. ООО "Империя" не была уведомлена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены Министерством 13.09.2017 и возвращены заинтересованному лицу 17.10.2017 в связи с истечением срока хранения с отметкой "отсутствие адресата по указанному адресу". Данное почтовое отправление прибыло в место вручения 14.092017, неудачная попытка вручения произошла в этот же день, данные о доставке и вручении вторичного извещения не представлены. Министерством 29.09.2017 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием уведомления заявителя, дело отложено на 06.10.2017. Из телеграммы от 02.10.2017 следует, организация закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, местом нахождения и почтовым адресом ООО "Империя" является: 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Гостиная, д. 5, офис 17. Данная телеграмма не доставлена по фактическому месту нахождения заявителя. Министерство 14.10.2017 направило в адрес ООО "Империя" определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении и оспариваемое постановление. Почтовое отправление после неудачной попытки вручения возвращено Министерству в связи с истечением срока хранения. Сведений о доставке и вручении вторичного извещения не представлено.
Как правильно указано в обжалуемом решении, в ходе проведения административного расследования Министерство не собрало надлежащих, относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что именно заявитель совершил вмененное административное правонарушение. Доказательством совершения административного правонарушения является протокол осмотра территории, составленный в присутствии понятых, содержащий в себе детальное описание и территориальную привязку к местности. Ссылка на составленный в одностороннем порядке акт и фотоматериалы, не позволяющие установить место проведения съемки, без установления иных фактических обстоятельств дела, не являются достаточными основаниями для вывода о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Довод Министерства о том, что заявителем пропущен срок на обжалование постановления апелляционная коллегия отклоняет в силу положений части 2 статьи 208 АПК РФ, поскольку жалоба подана ООО "Империя" в суд первой инстанции (направлена почтовым отправлением) в день вручения постановления законному представителю заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения у апелляционной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2018 по делу N А21-2564/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2564/2018
Истец: ООО "ИМПЕРИЯ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (отдел административно-технического надзора), Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области департамент окружающей среды и экологического надзора (отдел Админимтративно-технического надзора)