г. Москва |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А40-13483/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2017 г. по делу N А40-13483/17
принятое судьей Немовой О. Ю.,
по заявлению: ПАО "Мосэнергосбыт"
к ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными действий по отказу в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
при участии:
от истца: |
Ефанов И.П. по доверенности от 10.10.2016; |
от ответчика: |
Власов Д.Е. по доверенности от 29.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее также - ПАО "Мосэнергосбыт", Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве, Заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по отказу в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21.12.2016 г. N 51-1048012016, обязании Управления Росреестра по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя, а именно: принять заявление ПАО "Мосэнергосбыт" от 15.12.2016 г. N 127488/2016 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:108.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2016 г. заявление ПАО "Мосэнергосбыт" удовлетворено.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ПАО "Мосэнергосбыт" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) представлено заявление ПАО "Мосэнергосбыт" от 15.12.2016 г. вх. N 127488/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0002008:108 по состоянию на 1 января 2014 года.
Уведомлением об отказе в принятии документов от 21.12.2016 г. N 51-1048012016 Управление Росреестра по г. Москве сообщило Заявителю об отказе в принятии заявления ПАО "Мосэнергосбыт" о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0002008:108.
Указанный отказ мотивирован тем, что доверенность представителя ПАО "Мосэнергосбыт" Киркеля Д.В., которым подписано заявление, не содержит полномочий представителя на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию Управления Росреестра по Москве.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с абзацами 18-24 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В соответствии с пунктом 13 приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 г. N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Приказ) комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо).
В соответствии с вышеуказанным пунктом к заявлению помимо приложений, перечисленных в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", дополнительно прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее -положительное экспертное заключение) в случаях, установленных Приказом.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с пунктом 14 Приказа при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
В соответствии с пунктом 15 Приказа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 Приказа, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 Приказа, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Таким образом, Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Приказом установлен закрытый перечень оснований для отказа в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит ни специальных требований к форме доверенности, ни о выдачу представителю доверенности со специальными полномочиями на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
В силу пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Доверенность N 91-09-206 от 15.07.2015 г., копия которая представлена в материалы дела, и выданная подавшему заявление о пересмотре кадастровой стоимости лицу, указанным требованиям соответствует.
На основании данной доверенности N 91-09-206 от 15.07.2015 г. представитель ПАО "Мосэнергосбыт" Киркель Д.В. уполномочен представлять интересы ПАО "Мосэнергосбыт" во всех законодательных, исполнительных и судебных органах Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, перед российскими и иностранными физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы, с правом подписания, заверения, предъявления и получения всех документов. Каких - либо исключений в части предъявления заявления о пересмотре кадастровой стоимости данная доверенность не содержит.
Доказательства того, что к заявлению от 15.12.2016 г. вх. N 127488/2016 была приложена какая-то другая доверенность, Управлением Росреестра по г. Москвы в материалы дела не представлены.
В связи с указанным, судом первой инстанции правильно признаны необоснованными выводы Управления Росреестра по Москве, изложенные в уведомлении от 21.12.2016 г. N 51-1048012016 о том, что доверенность представителя ПАО "Мосэнергосбыт" Киркеля Д.В., которым подписано заявление, не содержит полномочий представителя на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию Управления Росреестра по Москве.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемые Заявителем действия Управления Росреестра по Москве по отказу в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21.12.2016 г. N 51-1048012016 являются незаконными и обязал Управление Росреестра по г. Москве по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя, а именно: принять заявление ПАО "Мосэнергосбыт" от 15.12.2016 г. N 127488/2016 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:108.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2017 по делу N А40-13483/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13483/2017
Истец: ПАО "Мосэнергосбыт"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Росреестра по Москве