г. Ессентуки |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А63-2503/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демченко Анны Федоровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2017 по делу N А63-2503/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демченко Анны Федоровны, с. Дивное, ОГРНИП 306264226200010, к администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края, с. Летняя Ставка, ОГРН 1042600435393, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, пос. Ясный, ОГРН 1022602424679, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов за плату земельного участка с кадастровым номером 26:09:071103:7; об обязании администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка, а также направить проект договора для его подписания индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демченко Анне Федоровне (судья Жирнова С.Л.), при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демченко Анны Федоровны: Надтокина А.А. - представителя по доверенности от 01.07.2017, Демченко А.В. - представителя по доверенности от 21.09.2016; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Демченко Анна Федоровна, с. Дивное (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края, с. Летняя Ставка (далее - администрация района) о признании незаконным отказа администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края в предоставлении в собственность без проведения торгов за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:071103:7, выраженного в письме от 10.02.2017 N 05-24/445; об обязании администрации района подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:071103:7 площадью 959 8547 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Новокучерлинский сельсовет с/о II п I к, с/о II п II к, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а также направить проект договора купли-продажи для его подписания индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демченко Анне Федоровне.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края (далее - администрация сельсовета).
Решением суда от 07.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что обжалуемый отказ является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как при обращении в администрацию сельсовета были представлены документы, подтверждающие надлежащее использование спорного земельного участка.
Администрация района направила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация района и администрация сельсовета направила ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайства удовлетворены судом.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 10 июля 2008 года на кадастровый учет поставлен земельный участок со следующими характеристиками: площадь 959 854 +/- 85,73 кв.м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Новокучерлинский сельсовет с/о II п I к, с/о II п II к, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Туркменский. Участку присвоен кадастровый номер 26:09:071103:7.
01 августа 2008 года предпринимателем (арендатор) с администрацией сельсовета (арендодатель) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения (далее - договор), по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду, для использования в целях сельскохозяйственного производства земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:09:071103:7 площадью 96 га пашни (богарная), расположенной примерно в 17 км по направлению на восток от п. Ясного, расположенный в границах муниципального образования Новокучерлинского сельсовета, на срок с 01.09.2008 по 01.09.2023.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 22.09.2010 за номером 26-26-32/007/2010-136, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.03.2017.
Факт передачи земельного участка подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи земельного участка от 01.08.2008.
09 апреля 2014 года администрацией района с индивидуальным предпринимателем было заключено дополнительное соглашение к договору от 01.08.2008 аренды земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым арендодатель земельного участка был заменен на администрацию района, а также внесения иные изменения в договор аренды от 01.08.2008.
Названное дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 02.07.2014, что подтверждается уведомлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору N 32/002/2014-759.
21 декабря 2016 года индивидуальный предприниматель соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) обратился в администрацию сельсовета с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов за плату по цене установленной законодательством, в целях для сельскохозяйственного производства земельного участка с кадастровым номером 26:09:071103:7. К указанному заявлению были приложены копия договора аренды земельного участка от 01.08.2008; письмо управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 12.12,2016 N ФССК-ПС-01-04/5006; письмо межмуниципального отдела по Петровскому району и Туркменскому району управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 01.12.2016 N 26-18-32/1064-3; письмо департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 24.11.2016 N 01 -18в/6117; сообщение администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края от 09.12.2016 N 05-24/3898; сообщение администрации Новокучерлинского сельсовета Туркменского муниципального района Ставропольского края от 06.12.2016 N1135; копия кадастрового паспорта земельного участка; выписка из Единого государственного реестра прав на земельный участок.
Письмом от 03.02.2017 N 153 администрация сельсовета сообщила индивидуальному предпринимателю, что его заявление о предоставлении земельного участка в собственность с приложенными к нему документами в администрацию района в связи с передачей полномочий по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения администрации района.
Письмом от 10.02.2017 N 05-24/445 администрация района сообщила индивидуальному предпринимателю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что приложенные к заявлению о предоставлении земельного участка документы не подтверждают отсутствие нарушений земельного законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемого земельного участка. Из приложенных к заявлению документов следует, что проверочные мероприятия уполномоченными органами в течении трех лет предшествующих обращению с заявлением о предоставлении земельного участка, не проводились.
Данные обстоятельства, послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса, которой установлена необходимость подачи заявления о предоставлении земельного участка с указанием сведений, предусмотренных пунктом 1 названной статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 названного Кодекса к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Пунктом 4 статьи 10 Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) установлено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Из содержания подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее 3 лет, и у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В качестве доказательства наличия арендных отношений относительно испрашиваемого земельного участка индивидуальным предпринимателем представлен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 01.08.2008.
При рассмотрении вопроса о правомерности оспариваемого отказа в части предоставления в собственность индивидуальному предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 26:09:071103:7, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Земельный участок представлен индивидуальному предпринимателю в аренду на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 01.08.2008, подписанным со стороны арендодателя администрацией сельсовета.
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером 26:09:071103:7 относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
На момент распоряжения спорными участками пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Указанные полномочия не отнесены к вопросам местного значения муниципального района, перечисленным в статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поэтому администрация муниципального района не вправе их делегировать органам местного самоуправления городских и сельских поселений. Закон о наделении администрации поселения полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствует.
Соглашение N 27 от 28.02.2007 между администрацией района и администрацией сельсовета "О передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения" не соответствует требованиям закона и заключено при отсутствии у администрации района правовых оснований.
Таким образом, на момент заключения договора от 01.08.2008 действовала редакция Закона N 137-ФЗ, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, что свидетельствует о том, что в спорный период у администрации сельсовета отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку договор аренды спорного земельного участка заключен с администрацией сельсовета в 2008 году, то есть до 01.09.2013, в рассматриваемом случае не подлежат применению нормы ГК РФ об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в силу его пункта 6 статьи 3 (пункт 69 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Применимой к рассматриваемым отношениям редакцией статьи 168 ГК РФ установлено, что сделка, противоречащая закону, ничтожна.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Поскольку полномочия по распоряжению спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в силу закона наделена исключительно администрация района, процедура предоставления земельного участка и заключения договора аренды от 01.08.2008 в нарушение статьи 608 ГК РФ и статьи 29 ЗК РФ проведена неуполномоченным лицом, следовательно, договор аренды является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 ГК РФ.
Дополнительное соглашение от 09.04.2014 к договору аренды от 01.08.2008 о замене арендодателя на администрацию района, представленное в материалы дела, также является недействительным, поскольку заключено к недействительному договору, не порождающему юридических последствий.
При таких обстоятельствах предприниматель не является лицом, которому земельный участок с кадастровым номером 26:09:071103:7 предоставлен на законных основаниях и у которого участок находится в аренде в течение срока, необходимого для удовлетворения его заявления.
Следовательно, заявителем не доказано, что испрашиваемый земельный участок находились на праве аренды у индивидуального предпринимателя не менее 3 лет, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2017 по делу N А63-2503/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2503/2017
Истец: Демченко Анна Федоровна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ТУРКМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: администрация Новокучерлинского с/с СК Туркменского р-на, администрация Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края