г. Хабаровск |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А73-5695/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Г. Харьковской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 19.06.2017
по делу N А73-5695/2017
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
о признании незаконными и отмене постановления от 19.04.2017 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 13937/15/27027
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю.
Определением от 28.04.2017 по делу N А73-5635/2017 в отдельное производство выделено требование министерства о признании незаконным и отмене постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от 19.04.2017, вынесенного в рамках исполнительного производства N 13937/15/27027 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 рублей. Делу по выделенному требованию присвоен номер А73-5695/2017.
Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2017 в удовлетворении заявленных министерством требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 19.06.2017 по делу N А73-5695/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ВС N 046870499 по делу N2-3929/12 от 21.06.2012, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска о возложении обязанности на министерство предоставить Сильченко Юлии Владимировне на состав семьи из 1 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах города Хабаровска, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края, в отношении должника: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, адрес должника: ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, в пользу взыскателя: Сильченко Юлии Владимировны, адрес взыскателя: ул. Тихоокеанская, д. 152а, кв. 246, г. Хабаровск, Хабаровский край, 08.10.2012 года возбуждено исполнительное производство N 47836/12/01/27, после передачи исполнительного производства в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, произошла перерегистрация, присвоен номер 13937/15/27027.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена министерству.
07.08.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 5000 руб. в связи с неисполнением министерством исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.
30.09.2014 в отношении министерства вынесено постановление о наложении административного штрафа в сумме 30 000 руб.
Требованием от 06.04.2017 министерству устанавливались новые сроки исполнения решения суда.
По состоянию на 06.04.2017 документов подтверждающих исполнение решения суда министерством судебному приставу - исполнителю представлено не было, в связи с чем, 06.04.2017 с целью исполнения данного судебного решения судебным приставом-исполнителем министерству вручено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 13.04.2017, а также должник был уведомлен о необходимости явки представителя 14.04.2017 в случае невыполнения вышеуказанных требований в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств для решения вопроса о привлечении министерства к административной ответственности, предусмотренной с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В назначенный срок министерство не явилось, информации подтверждающей исполнение решения суда судебному приставу исполнителю не представлено. 14.04.2017 судебным приставом-исполнителем в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
14.04.2017 и. о начальника отдела старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении 19.04.2017.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены министерству 17.04.2017.
По состоянию на 19.04.2017 министерством решение суда не исполнено, документов подтверждающих судебному приставу-исполнителю не предоставлено. Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился. Ходатайств не поступало.
19.04.2017 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и. о начальника отдела старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о привлечении министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отклоняется довод апелляционной жалобы об имущественном характере требования. Требование исполнительного документа об обязании министерства предоставить гражданину помещение имеет неимущественный характер согласно статье 105 Закона N 229-ФЗ, поскольку в нем установлена обязанность должника совершить определенные действия. Сумма денежного эквивалента обязательным действиям должника в судебном акте не указана.
Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право изменять содержание исполнительного документа. В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, так как о необходимости исполнения решения суда министерству было известно со дня вынесения соответствующего судебного акта, то есть с 2012 года.
Направление министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (правопреемнику министерства имущественных отношений края) заявок на приобретение квартир для нуждающихся граждан, а также направление информационных писем судебному приставу-исполнителю с указанием процедуры приобретения жилого помещения не свидетельствует об отсутствии вины министерства в совершении административного правонарушения. Указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, принятые министерством меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Довод жалобы министерства на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, о возможном предоставлении жилого помещения после его приобретения министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку решением суда обязанность возложена именно на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 19.04.2017.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции. Суд апелляционной инстанции с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, обязательности исполнения судебного акта не усматривает оснований для применения к спорным отношениям положений статей 2.9, 3.4 КоАП РФ.
Возражение заявителя жалобы о том, что министерство не является надлежащим ответчиком в рамках гражданского иска по делу, рассмотренному в суде общей юрисдикции, на основании которого выдан спорный исполнительный лист, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, как не имеющий правового значения в рамках настоящего спора, предметом которого является оспаривание постановления о привлечении заявителя к административной ответственности в связи с неисполнением им в установленный срок без уважительных причин требования, содержащегося в исполнительном документе суда общей юрисдикции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2017 по делу N А73-5695/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5695/2017
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4070/17