г. Хабаровск |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А73-4163/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казённого учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю"
на решение от 07 июля 2017 г.
по делу N А73-4163/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Тищенко А.П.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (ОГРН 1142724005490, ИНН 2724192300, место нахождения: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Артемовская, 75, пом. 19)
к федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" (ОГРН 1022701131774, ИНН 2702015033, место нахождения: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, 40, стр. А), территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700128371, ИНН 2721110420, место нахождения: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65)
о взыскании 105 736, 85 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о взыскании основного долга в размере 87 444,80 руб. за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Данчука, 3 за период с 01.11.2014 по 20.02.2016, процентов в размере 18 444,08 руб., всего 105 736,85 руб.
Определением арбитражного суда от 03.05.2017 исковое заявление было принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
До рассмотрения дела по существу истец представил уточненный расчет процентов, просил взыскать проценты в размере 19 839,47 руб. за период с 10.12.2014 по 30.06.2017 на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. 83 125 руб. 45 коп.
Учреждение в письменном отзыве иск не признало, считает, что не несет обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома до регистрации права оперативного управления функциональными помещениями.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю иск не признало, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Решением суда от 07.07.2017 (резолютивная часть от 03.07.2017) исковые требования полностью удовлетворены за счет ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю".
В иске к ТУ Росимущества в Хабаровском крае отказано.
Оспаривая принятое судом решение, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске к учреждению отказать, ссылаясь на приведенные в суде первой инстанции возражения против иска.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управляющая организация ООО "УК "Уютный дом" предъявила иск о взыскании расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома к ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" как учреждению, за которым закреплены функциональные помещения на праве оперативного управления, и к собственнику - территориальному федеральному агентству.
Полномочия ООО "УК "Уютный дом" на право обращения в суд с настоящим иском подтверждаются решением общего собрания собственников помещений МКД, договором от 01.11.2014, протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД от 21.10.2014.
Ссылаясь на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с ноября 2014 г., ООО "УК "Уютный дом" указывает, что ни собственник, ни владелец функциональных помещений N 1(1-17) общей площадью 127,1 кв.м., расположенных в здании общежития, по адресу: г. Хабаровск, ул. Данчука, 3,на праве оперативного управления, не оплачивают услуги.
Договор долевого участия в эксплуатационных расходах по содержанию общего имущества здания заключен ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" только 26.07.2016, после того, как право оперативного управления было зарегистрировано за учреждением 23.03.2016.
Управляющая организация неоднократно обращалась к учреждению с требованием оплатить задолженность по содержанию общего имущества за период с 14.11.2014 по 23.03.2016 в размере 87 444, 80 руб.
До настоящего времени задолженность не оплачена.
Принимая решение об удовлетворении иска за счет ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю", суд первой исходил из того, что спорные функциональные помещения закреплены за учреждением на праве оперативного управления распоряжением ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 14.11.2014 N 274, следовательно, именно учреждение несет указанные расходы с 14.11.2014.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в собственности.
Из положений пунктов 1, 4, 5, 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника; в этой сфере деятельности наделено определенными функциями, в том числе осуществляет функцию главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом функций; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.12.2015 функциональные помещения N 1(1-17) общей площадью 127,1 кв.м., расположенные в здании общежития, по адресу: г. Хабаровск, ул. Данчука, 3, принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного имущества, а правомочия от имени собственника в отношении указанного имущества, до момента регистрации права оперативного управления, в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляло управление.
Право оперативного управления на указанные помещения зарегистрированы за ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" 23.03.2016, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 216, статьями 296, 298 Гражданского кодекса, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" и принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд приходит к выводу о том, что обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы на содержание общего имущества с момента возникновения этого права.
За период с момента государственной регистрации права собственности за Российской Федерации на спорные помещения до возникновения у учреждения МЧС зарегистрированного права оперативного управления на эти помещения (23.03.2016) расходы на содержание общего имущества несет собственник помещения - Российская Федерация в лице уполномоченных органов.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска за счет ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" за период с 01.11.2014 по 20.02.2016.
Оснований для рассмотрения требований к собственнику помещений в настоящем деле, суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку к собственнику истец не предъявлял претензий об уплате задолженности.
Как видно из материалов дела, управляющая организация неоднократно обращалась только к учреждению с требованием оплатить задолженность по оплате содержания общего имущества здания за период с 14.11.2014 по 23.03.2016 в размере 87 444, 80 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения в суд) спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом досудебного порядка урегулирования спора, по отношению к соответчику истец суду не представил.
На основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит отмене в случае, когда по результатам повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения полностью или в части.
Оставление искового заявления к ТУ Росимущества в Хабаровском крае без рассмотрения не препятствует лицу после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора предъявить соответствующие исковые требования.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует изменить, в иске к учреждению отказать, требование к территориальному органу - оставить без рассмотрения.
Судебные расходы подлежат распределению по статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 июля 2017 г. по делу N А73-4163/2017 изменить.
В иске к федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" отказать.
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю оставить без рассмотрения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" в пользу федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 911 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4163/2017
Истец: ООО "Управляющая компания" Уютный дом"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по Хабаровскому краю"
Третье лицо: ООО "Управляющая компания" Уютный дом"