г. Москва |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А40-173138/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей Л.А. Москвина, И.А. Чеботарева
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Батаевым В.В. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ПАО "МРСК Центра" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2017 г. по делу N А40-173138/16 (140-1495) судьи Паршуковой О.Ю.
по заявлению ПАО "МРСК Центра"
к ФНС России
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ушаков А.Ю. по дов. от 17.02.2017 г.;
от ответчика: Шуйков А.В. по дов. от 02.03.2017 г.;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МРСК Центра" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решение ФНС России (далее налоговый орган) от 30.06.2016 г. N 2-3-07/23дсп об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 23.05.2017 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Федеральной налоговой службой Российской Федерации проведена повторная выездная налоговая проверка ПАО "МРСК Центра" за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 гг.
По результатам проверки составлен Акт N 2-3-07/55дсп повторной выездной налоговой проверки от 24.02.2016 г., в соответствии с которым установлена неуплата налога на прибыль организаций за 2011-2012 гг. в размере 526 105 787 руб., в том числе: за 2011 - в размере 232 846 974 руб., за 2012 - 293 258 813 руб., а так же предложено начислить пени в размере 2 124 399 руб. 74 коп.
30.06.2016 г. по результатам рассмотрения акта проверки, материалов налоговой проверки, возражений Общества по акту проверки, документов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, ФНС России вынесено Решение от 30.06.2016 г. N 2-3-07/23дсп об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Было установлено, налогоплательщик в проверяемом периоде реконструировал, модернизировал и создавал объекты основных средств, затраты по которым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учитывались в первоначальной стоимости объектов основных средств, при этом в расходах в целях налогообложения прибыли учитывалась сумма начисленной амортизации и амортизационной премии.
В 2013-2014 годах ОАО "МРСК Центра" внесены изменения в регистры налогового учета за 2011 и 2012 годы, согласно которым амортизационные отчисления и амортизационная премия исключены из расходов, связанных с производством и реализацией (в сумме 359 898 554 руб. и 654 486 371 руб. соответственно). Одновременно, затраты по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств учтены во внереализационных расходах в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана в сумме 1 524 133 426 руб. и 2 120 780 438 руб., соответственно.
Основанием для представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2011 и 2012 годы послужило согласование Министерством энергетики Российской Федерации 01.08.2013 г. и 18.12.2013 г. Перечней работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета за 2011 и 2012 годы (далее - Перечень работ).
В ходе проведения повторной выездной налоговой проверки ФНС России установлено, что общество единовременно включило в состав внереализационных расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль организаций за 2011 и 2012 годы, затраты по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств в размере 3 644 913 864 руб., в том числе за 2011 год - 1 524 133 426 руб. и за 2012 год - 2 120 780 438 руб., неправомерно квалифицировав данные расходы в качестве расходов на мобилизационную подготовку, что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль (с учетом восстановленных сумм амортизационных отчислений и амортизационной премии) за 2011 год на 1 164 234 872 руб. и за 2012 год на 1 466 294 067 руб., и к соответствующей неуплате налога на прибыль организаций.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2016 г. приостановлено производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-173138/16-140-1495.
Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) письмом от 11.04.2016 г. N 10-729дсп в адрес ФНС России сообщило об отзыве согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке ОАО "МРСК Центра" на 2011-2012 годы.
Отзыв согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке на 2011-2012 годы оформлен Минэнерго России письмом от 06.04.2016 г. N ЧА-3606/10.
Общество, не согласившись с действиями Минэнерго России, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Минэнерго России о признании незаконными действий, выразившихся в отзыве согласования перечней работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета на 2011 и 2012 годы, в форме письма от 06.04.2016 N ЧА-3606/10.
Решением Арбитражного суда города Москвы 15.12.2016 по делу N А40-154249/16-107-1370с/м, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 г., Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным действий Минэнерго России по отзыву согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке на 2011-2012 гг., и признавая указанные действия Минэнерго России законными, суды, пришли к следующим выводам: - у Минэнерго России имеются полномочия как на принятие решений по согласованию расходов организаций на проведение работ по мобилизационной подготовке, так и на отзыв ранее согласованных перечней; - Минэнерго России действовало в рамках своей компетенции в качестве органа исполнительной власти, уполномоченного в области мобилизационной подготовки, с целью устранения негативных последствий для государства в виду неправомерной квалификации Обществом расходов, включенных в Перечень работ по мобилизационной подготовке, в качестве расходов на мобилизационную подготовку.
Рассматривая в рамках судебного дела N А40-154249/16-107-1370с/м обстоятельства, связанные с формированием Перечней работ по мобилизационной подготовке за 2012-2011 гг., с их согласованием и отзывом Минэнерго России, суды установили обстоятельства имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.
На странице 3 решения от 15.12.2016 Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о том, что работы в Перечне предназначены для восстановления мощности и повышения ресурса, утерянных в результате коммерческой деятельности Общества, ликвидации ограничений по подключению мощностей и увеличение самих мощностей, а не на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана. Кроме того, расходы на выполнение мероприятий, по мнению Общества необходимые для выполнения мобилизационного задания включаются в инвестиционную программу, а соответственно в дальнейшем оплачиваются потребителем в составе тарифа.
Суд первой инстанции также на странице 6 решения от 15.12.2016 г. указал, что у ОАО "МРСК Центра" отсутствует мобилизационный план, согласованный и утвержденный в установленном порядке, в связи с чем, отсутствовали основания для составления Перечней работ по мобилизационной подготовке и представления их на утверждение в Минэнерго России.
Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доводы ФНС России, положенные в основу оспариваемого решения от 30.06.2016 г. N 2-3-07/236дсп, свидетельствуют о том, что Общество необоснованно квалифицировало спорные работы в качестве мобилизационных, и неправомерно включило их в Перечни работ по мобилизационной подготовке на 2011-2012 гг.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Относительно довода Общества о выполнении всех законодательно установленных условий налогового учета затрат мобилизационного назначения в составе внереализационных расходов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Правовое регулирование вопросов, связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ).
Согласно преамбуле Закона N 31-ФЗ он осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.
Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с Законом N 31-ФЗ, Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
В соответствии с положением статьи 3 Закона N 31-ФЗ правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 31-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий: организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; создают мобилизационные органы; определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке; разрабатывают мобилизационные планы; проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов; заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени; вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации; в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 31-ФЗ федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Общество также ссылается на положение подпункта 1 пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 14 Закона N 31-ФЗ.
В порядке подпункта 1 пункта 1 статья 9 Закона N 31-ФЗ организации обязаны организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 31-ФЗ предусмотрено, что организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.
Положение пункта 2 статьи 14 Закона N 31-ФЗ следует, что в отношении объектов основных средств используемых в производстве, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий, организации могут нести расходы, связанные с содержанием их в мобильном состоянии, и в силу факта частичного использования таких объектов в производственной деятельности расходы капитального характера могут быть компенсированы (включены в состав внереализационных расходов и единовременно списаны) только в той части, в которой приходятся на объекты (их часть) не задействованные в производстве.
Согласно пункту 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (подпункт 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ).
В соответствии со статьей 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Применение подпункта 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ является льготой, и подтверждение права на применение указанной льготы лежит на налогоплательщике.
При этом право на льготу должно быть подтверждено не только формально, т.е. представлением соответствующих документов, но и фактически, т.е. на основании реально существующих обстоятельств, порождающих соответствующие последствия.
По смыслу подпункт 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, предоставляется право на налоговую льготу, в виде права на единовременное включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, которые в обычном порядке учитываются через начисление амортизации.
Перечень и порядок оформления документов, дающих право на включение расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащих компенсации из бюджета, в состав внереализационных расходов, содержится в следующих документах:
- Положении о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденном Минэкономразвития России 02.12.2002 г. N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 (далее -Положение);
- Рекомендациях по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утвержденных Минэкономразвития России и Минфином России, и направленные Минфином России для использования в работе письмом от 17.08.2005 г. N 03-06-02-02/68 (далее - Рекомендации).
Указанные документы признаются ФНС России, Минэнерго России и другими уполномоченными в области мобилизационной подготовки органами исполнительной власти, соответствующими законодательству в области мобилизационной подготовки и подлежащими применению для документального подтверждения права на применение льготы.
Согласно пункту 4 Рекомендаций для документального подтверждения права на включение не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, подготавливают "Перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы, на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета" - по форме N 3.
Основанием для подготовки перечня являются: договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов), заключенные в установленном порядке организацией, устав или иные документы, определяющие задачи организации по мобилизационной работе; мобилизационный план организации, согласованный и утвержденный в установленном порядке; обязанности организации в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, изданными на основе и во исполнение указанного Федерального закона.
Следовательно, в случае отсутствия, в том числе разработанного, согласованного и утвержденного в установленном порядке мобилизационного плана (задания) у Общества отсутствует обязанность по заключению договоров (контрактов) с целью обеспечения мобилизационной подготовки.
В порядке, установленном Методическими указаниями Минэнерго России от 27.06.2002 г. N 247* по разработке мобилизационного плана на 2000 расчетный год, объединения юридических лиц, в состав которых входят организации, привлекаемые к выполнению мобилизационного задания, организуют разработку и утверждают планы организаций, входящих в состав объединений, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Методическим указаниям по разработке мобилизационного плана организации применительно к условиям 2000 года (плана на 2000 расчетный год) (далее - Методические указания), утвержденным заместителем министра экономического развития и торговли РФ 08.05.2002 г., проект мобилизационного плана организации должен быть представлен на согласование в орган исполнительной власти субъекта РФ, затем согласованный проект плана представляется в федеральный орган исполнительной власти на утверждение.
Методическими указаниями по разработке мобилизационных планов отраслевых структур управления и организаций (предприятий) топливно-энергетического комплекса применительно к условиям 2000 года, разработанными Минэнерго России и доведенными им до организаций письмом от 27.06.2002 г. (далее -Методические указания Минэнерго), определено:
Объединения юридических лиц, в состав которых входят организации, привлекаемые к выполнению мобилизационных заданий (заказов) принимают участие в разработке плана РФ на 2000 расчетный год в соответствии с полномочиями, которые на договорной (контрактной) или иной основе могут им передаваться федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 г. N 305-20 и Методическими указаниями по разработке мобилизационного плана организации применительно к условиям 2000 года (плана на 2000 расчетный год) предусмотрена последовательность действий организаций и органов государственной власти по разработке и согласованию мобилизационного плана.
Согласно разделу II Методических указаний, в состав плана организации входят объемы поставки в соответствии с мобилизационным заданием, мероприятия по обеспечению выполнения плана организации на 2000 расчетный год.
Согласно разделу V Методических указаний проект плана организации должен быть представлен на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и утвержден федеральным органом исполнительной власти.
По итогам разработки мобилизационного плана оформляется и представляется федеральному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления по подчиненности Акт постоянно действующей технической комиссии о готовности организации к выполнению установленных мобилизационных заданий (заказов) (Акт готовности к выполнению плана на 2000 расчетный год) - форма РГ-1.3орг.
Таким образом, организации, осуществляющие работы по мобилизационной подготовке, обязаны составлять по вышеописанной структуре мобилизационный план, а также оформлять Акт готовности к выполнению плана в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно пункту 6 Рекомендаций, Перечень работ по мобилизационной подготовке оформляется отдельно на каждый год по состоянию на 1 января налогового периода.
В пункте 3.8 Положения закреплено, что оформление организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется ежегодно.
Таким образом, Перечень работ составляется на каждый год заранее, то есть до начала отчетного года. Действующим законодательством не предусмотрено оформление Перечня робот по мобилизационной подготовке после завершения года, в котором проводились работы. Предприятие, имеющее мобилизационное задание, обязано принять меры к подготовке производства в целях обеспечения выполнения этого задания. С этой целью должны быть разработаны перечень работ, планы и сметы ранее периода, на который они утверждены и содержать планируемые, а не фактически произведенные расходы. Указанный порядок составления перечня работ по мобилизационной подготовке отвечает принципам плановости и заблаговременности.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 31-ФЗ основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются: централизованное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность.
Вместе с тем, из определения "мобилизационной подготовки", данного в пункте 1 статьи 1 Закона N 31-ФЗ, также следует, что основным принципом мобилизационной подготовки является заблаговременность и плановость.
Налогоплательщик, претендуя на право единовременного отражения в составе внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, обязан заблаговременно обосновать свое право соответствующими документами на момент исчисления и уплаты налога на прибыль организации за календарный год.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в нарушение закрепленных в Законе N 31-ФЗ принципов мобилизационной подготовки, Обществом проведены работы по реконструкции и техническому перевооружению основных средств и составлен Перечень работ по мобилизационной подготовке.
Вместе с тем, в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки ПАО "МРСК Центра" установлено, что Министерством энергетики Российской Федерации мобилизационное задание до ОАО "МРСК Центра" не доводилось.
Минэнерго России 29.10.2009 г. установлено мобилизационное задание на 2000 расчетный год ОАО "Холдинг МРСК" (04.04.2013 переименовано в ОАО "Россети") и его филиалов.
Мобилизационный план также был утвержден Минэнерго России 09.06.2010 г. ОАО "Холдинг МРСК".
По состоянию на 29.10.2009 г. и на текущий момент ПАО "МРСК Центра" является самостоятельным юридическим лицом, не являлось и не является филиалом ОАО "Холдинг МРСК".
Мобилизационный план ОАО "МРСК Центра" утвержден 26.02.2010 г. генеральным директором ОАО "МРСК Центра" Макаровым Е.Ф., т.е. самим Обществом, а не федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. В результате реформирования электроэнергетики Российской Федерации 25.06.2002 г. создано ОАО "ФСК ЕЭС", включающее в себя систему магистральных линий электропередачи. В последующем, в 2005-2008 годах из АО-энерго были выделены самостоятельные юридические лица: объекты генерации (путем создания ОГК и ТГК), сетевые компании и сбытовые компании.
Магистральные линии электропередачи, принадлежавшие АО-энерго, перешли к ОАО "ФСК ЕЭС", распределительные - к межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК).
Согласно имеющимся данным, мобилизационное задание по производству и передаче электрической энергии на 2000 расчетный год было доведено до объектов ЕЭС России (АО-энерго) в 2003 году.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Федерального агентства по энергетике от 12.05.2008 г. до ряда организаций были доведены уточненные задания по производству электрической энергии. Из данного приказа следует, что уточненные мобилизационные задания доводились только до энергопроизводящих организаций.
Данным приказом мобилизационное задание до организаций распределительного сетевого комплекса не доводилось.
Таким образом, после произошедших реорганизационных мероприятий, до ряда вновь созданных генерирующих компаний было доведено новое мобилизационное задание.
Также, в 2009 году мобилизационное задание по передаче электроэнергии по распределительным сетям доведено до ОАО "Холдинг МРСК" и его филиалов (письмо Минэнерго от 26.10.2009 г. N МЭ-1042*).
При этом при ознакомлении с данным документом установлено, что в письме от 26.10.2009 г. N МЭ-1042* (приложении к письму) Минэнерго России ссылается на приказ Федерального агентства по энергетике от 12.05.2008 г., которым мобилизационное задание до организаций распределительного сетевого комплекса не доводилось.
Как установлено в ходе контрольных мероприятий, мобилизационное задание до ОАО "ФСК ЕЭС" доведено в 2008 году, изменения, связанные с произошедшими в АО-энергореорганизациями, в мобилизационное задание не вносились.
Следовательно, в отношении магистральных сетей, выделившихся в процессе реорганизации из АО-энерго и присоединенных к ОАО "ФСК ЕЭС", мобилизационное задание отсутствует.
Таким образом, учитывая, что Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть - это комплекс связанных между собой электрических сетей, отсутствие мобилизационного задания у собственника магистральных сетей влечет невозможность выполнения задания организацией, владеющей распределительными сетями.
Таким образом, мобилизационное задание на 2000 расчетный год для ОАО "Холдинг МРСК" и его филиалов, доведенное Минэнерго России 26.10.2009 г., носит формальный характер в связи с невозможностью его исполнения.
В нарушение порядка, установленного Методическими указаниями Минэнерго России от 27.06.2002 г. N 247* по разработке мобилизационного плана на 2000 расчетный год и Методическим указаниям по разработке мобилизационного плана организации применительно к условиям 2000 года (плана на 2000 расчетный год) мобилизационный план Общества подписан генеральным директором ОАО "МРСК Центра". Утверждение мобилизационного плана не производилось.
В нарушение Методических указаний Минэнерго, мобилизационный план не утвержден ни федеральным органом исполнительной власти, ни объединением организаций (ОАО "Холдинг МРСК").
В ходе ознакомления в Минэнерго России с документами мобилизационного планирования ОАО "МРСК Центра" установлено, что на титульном листе мобилизационного плана применительно к условиям 2000 года (план на 2000 расчетный год) ОАО "МРСК Центра", имеются следующие отметки:
- "УТВЕРЖДАЮ" Генеральный директор ОАО "МРСК Центра" Макаров Е.Ф. 26.02.2010 г., подпись, печать;
-Начальник отдела мобилизационной подготовки ОАО "МРСК Центра" Сахнюк С.В. 26.02.2010 г., подпись.
Указание Общества на то, что мобилизационный план на 2000 расчетный год утвержден, уполномоченным органом 09.06.2010 г. не соответствует действительности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что у ОАО "МРСК Центра" отсутствует мобилизационный план, согласованный и утвержденный в установленном порядке, и как следствие у Общества отсутствовали основания для составления Перечней работ по мобилизационной подготовке и представления их на утверждения в Минэнерго России.
Мобилизационный план Общества на 2000 расчетный год и соответствующие мобилизационные документы, прилагающиеся к нему, не содержат указание на необходимость Общества в создании производственных мощностей, а также в реконструкции, техническом перевооружении имеющихся.
Соответственно у Общества изначально, еще до момента составления Перечней не имелось оснований квалифицировать, произведенные работы капитального характера в качестве работ по мобилизационной подготовке.
Сам по себе документ (Перечень работ по мобилизационной подготовке), подготовленный добровольно, без корреспонденции с соответствующей законодательно установленной обязанностью, не может являться подтверждением права на льготу.
Таким образом, юридическая сила представленных Обществом Перечней по мобилизационной подготовке может быть признана только в том случае, если имелись все правовые основания для осуществления работ по обеспечению мобилизационной подготовки.
Установленные в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки обстоятельства подтверждают, что Общество изначально не квалифицировало спорные работы в качестве работ по мобилизационной подготовке, при этом данные работы были проведены в рамках Целевых программ повышения надежности электрических сетей ОАО "МРСК Центра", утв. приказами Общества от 22.09.2010 г. и от 22.09.2012 г., инвестиционных программ филиалов Общества и т.п.
Суд первой инстанции достоверно установил, что 14.09.2009 г. между филиалом Общества "Курскэнерго" и ОАО "Мехколонна N 12" заключен договор на проведение работ по реконструкции ПС 110 кВ, со сроком исполнения январь 2010 года.
Также, 19.01.2010 г. между филиалом Общества "Курскэнерго"ОГУ "Государственная экспертиза проектов Курской области" заключен договор на проведение государственной экспертизы проектной документации "Реконструкция ПС 110/6 кВ "Тепличная".
Из содержания договоров на реконструкцию и техническое перевооружения, расходы по которым были включены в Перечни работ по мобилизационной подготовке, не усматривается, что основанием их заключения явилось наличие обязанности по обеспечению мобилизационной подготовки.
Общество заявило льготу по имуществу, которое полностью занято в его производственной деятельности.
Указанное свидетельствует о том, что спорные работы изначально планировались в рамках общехозяйственной деятельности Общества, не связанной с обеспечением мобилизационной подготовки.
Таким образом, материалами повторной выездной налоговой проверки фактически подтверждено не соблюдение Обществом порядка составления и согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке.
Установленные в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки обстоятельства свидетельствуют, что в соответствии с положениями статей 252, 256, 257, 258, 259, 264, 265, 270, 272, 274, 313 НК РФ, а также в соответствии с принятой учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета, Обществом понесены в проверяемом периоде расходы, по характеру относящиеся к реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств, изначально правомерно на основании первичных учетных документов, данных бухгалтерского и налогового учета были учтены в первоначальной стоимости основных средств, а в расходах правомерно учтена сумма начисленной амортизации по указанным объектам основных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что спорные работы, включенные в Перечни работ по мобилизационной подготовке на 2011-2012 гг., по своему характеру не могут быть отнесены к работам по обеспечению мобилизационной подготовки. Условия подпункта 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ Обществом не соблюдены и как следствие спорные затраты не могут быть включены в состав внереализационных расходов и списаны единовременно в периоде их несения.
Что касается довода общества о доведении мобилизационного задания и утверждении мобилизационного плана Общества в строгом соответствии с положениями отраслевых нормативных актов правительства РФ, Минэнерго России и ОАО "Холдинг МРСК", то суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Материалами повторной выездной налоговой проверки установлено, что мобилизационный план Общества на 2000 расчетный год утвержден и согласован в нарушение установленного порядка.
Общество в обосновании своей позиции, ссылается на письмо Минэнерго России от 02.03.2016 г. N 10-496дсп, которым подтверждается, что доведение мобилизационного задания Общества на 2000 расчетный год и утверждение мобилизационного плана Общества на 2000 расчетный год, произведены в соответствии с установленным порядком, а именно разделом IV Методических рекомендаций по разработке мобилизационных планов отраслевых структур управления и организаций (предприятий) топливно-энергетического комплекса применительно к условиям 2000 расчетного года от 26.02.2002 г. N 247с.
Между тем, в соответствии с Методическими указаниями по разработке мобилизационного плащ организации на 2000 расчетный год, утв. Минэнерго России 08.05.2002 г., и Методическими указаниями по разработке мобилизационного плана организации на 2000 расчетный год, утв. Минэнерго России 26.06.2002 г., расходы капитального характера (расширения мощности оборудования, создания дополнительных мощностей и т.п.) необходимые для выполнения мобилизационного задания подлежат отражению в Мобилизационном плане.
При этом согласно указанным Методическим указаниям Минэнерго России, мобилизационный план разрабатывается с учетом мобилизационных возможностей производства организации, а также необходимости расширения производства, его реконструкции и технического перевооружения.
Следовательно, если принять во внимание, что Мобилизационный план, на который ссылается Общество, составлен в соответствии с Методическими указаниями Минэнерго России, то Общество изначально не планировало производить работы капитального характера, необходимые для обеспечения мобилизационной подготовки.
Данное обстоятельство, в свою очередь подтверждает вышеуказанные выводы об отсутствии необходимости проведения спорных работ в целях обеспечения мобилизационной подготовки.
Относительно довода Общества о том, что у него имелась потребность в работах капитального характера с целью выполнения мобилизационного задания, то в соответствии с пунктом 2.1 раздела II Положения, отнесение имущества организаций к имуществу мобилизационного назначения, то есть предназначенного для выполнения мобилизационных заданий, производится только в той мере, в которой это необходимо для выполнения мобилизационных заданий.
Суд первой инстанции достоверно установил, что Мобилизационный план ПАО "МРСК Центра" составлен и согласован с учетом наличия объектов, необходимых для выполнения мобилизационного задания. Указание на необходимость улучшения характеристик основных средств в мобилизационном плане отсутствует.
В Акте готовности к выполнению плана на 2000 расчетный год (форма РГ-1.3орг.), составленном по итогам разработки мобилизационного плана, утвержденного генеральным директором ОАО "МРСК Центра", при рассмотрении наличия основных технико-экономических показателей Общества, постоянной технической комиссией сделан вывод о достаточности существующих мощностей, производственных площадей, трудовых ресурсов.
Тем самым Общество подтвердило достаточность всех ресурсов для выполнения мобилизационного задания.
Принимая во внимание, что при составлении мобилизационного плана ОАО "МРСК Центра" исходило из уже имеющихся мощностей и технических возможностей, а Акт готовности к выполнению плана на 2000 расчетный год подтверждает способность организации к выполнению мобилизационного задания, потребность ОАО "МРСК Центра" в дополнительных расходах, направленных на улучшение характеристик оборудования, отсутствует.
Организации, осуществляющие работы по мобилизационной подготовке, обязаны составлять мобилизационный план, а также оформлять Акт готовности к выполнению плана в соответствии с Методическими указаниями.
Акт готовности организации к выполнению мобилизационного задания на 2000 расчетный год оформляется по итогам разработки мобилизационного плана и представляется в составе мобилизационного плана федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень работ на соответствующий год составляется на основании ежегодного Акта постоянной технической комиссии "О готовности организации к выполнению мобилизационного плана на расчетный год", подтверждающего сведения о недостатках предприятия в ресурсах (производственных площадях, оборудовании, транспортных средствах, измерительных приборах, технологической оснастке и инструментах) для выполнения мобилизационного задания по состоянию на соответствующий год.
План работы технической комиссии определен Методическими указаниями о порядке контроля за мобилизационной подготовкой организаций, имеющих задание на поставку продукции в условиях военного времени, утвержденным 27.09.1999 г. совместно Министерством экономики РФ и Министерством обороны РФ.
В соответствии с вышеназванными Методическими указаниями в план включаются мероприятия контроля организации по выполнению мобилизационного плана. По результатам работы комиссии составляется ежегодный акт постоянно действующей технической комиссии о состоянии мобилизационной подготовки и готовности к выполнению мобилизационных заданий (заказов) с учетом имеющихся на данный год мощностей, оценки их достаточности и сведений о недостатках в ресурсах, необходимых для реализации мобилизационного задания. Акт утверждается руководителем организации. Таким образом, результаты работы комиссии, отраженные в акте, являются основанием для составления ежегодного Перечня работ. При этом, в Перечень работ включаются мероприятия, необходимые для поддержания мобилизационных мощностей, по результатам Акта технической комиссии.
Обязанность организаций составлять ежегодный Акт ПТК о состоянии мобилизационной подготовки и готовности к выполнению мобилизационных заданий и представлять в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также установлена Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки, Минэкономразвития России 02.12.2002 г. N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3.
Кроме того, согласно Докладу о выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке ПАО "МРСК Центра" за 2011 г, производственные мощности Общества, необходимые для выполнения мобилизационного задания соответствуют, а по ряду показателей превышают объемы работ, выполняемых в мирное время.
Согласно Докладу о выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке ОАО "Холдинг МРСК" за 2011 год, производственные мощности ДЗО, необходимые для выполнения ими мобилизационных заданий соответствуют, а по ряду показателей превышают объемы работ, выполняемых в мирное время.
Согласно Докладу о выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке ОАО "Холдинг МРСК" за 2012 г, Общество соответствует предъявленным требованиям (в части оценки состояния мобилизационной подготовки).
Принимая во внимание, что при составлении мобилизационного плана ПАО "МРСК Центра" исходило из уже имеющихся мощностей и технических возможностей, Акт готовности к выполнению плана на 2000 расчетный год, а также годовые доклады за 2011 и 2012 годы, подтверждают способность организации к выполнению мобилизационного задания на 2000 расчетный год.
Таким образом, у Общества отсутствовала потребность в проведении работ капитального характера для выполнения мобилизационного задания.
Относительно довода Общества о том, что затраты, произведенные и включенные в перечни работ по мобилизационной подготовке, соответствуют целям и задачам по мобилизационной подготовке, и связаны с возможностью выполнить установленное мобилизационное задание, установлено следующее.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, проведенных на основании решения от 14.04.2016 г. N 2-3-09/10, ПАО "МРСК Центра" выставлено требование от 15.04.2016 г. N 4, которым истребованы документы (письма, описи и другие), подтверждающие направление Обществом в Минэнерго России первичных документов, подтверждающих факт несения расходов на проведение работ, перечисленных в Перечне работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета за 2011 год и за 2012 год, с приложением документов, подтверждающих получение Минэнерго России вышеуказанных документов (п.1.4. требования).
В ответ на указанное требование Обществом представлены письма ОАО "МРСК Центра" от 10.07.2013 г. N 36/90, от 05.12.2013 г. N МРСК-ЦА/39/3532, направленные в Министерство энергетики Российской Федерации.
В результате анализа вышеуказанных писем, повторной выездной налоговой проверкой установлено, что ОАО "МРСК Центра" письмами от 10.07.2013 г. N 36/90, от 05.12.2013 г. N МРСК-ЦА/39/3532 направило в Минэнерго России на согласование Перечни работ по мобилизационной подготовке на 2011 год и на 2012 год, Сметы затрат на выполнение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств на 2011 год и 2012 год, Акты выполненных работ по мобилизационной подготовке за 2011 год и за 2012 год (соответственно).
В данных письмах указано, что всю первичную документацию, подтверждающую факт несения расходов на проведение работ, перечисленных в Перечне работ, Общество готово предоставить по первому требованию Минэнерго России.
Кроме того, из письменных пояснений ПАО "МРСК Центра" в ответ на требование о представлении документов (информации) от 15.04.2016 г. N 4 следует, что Обществом в Минэнерго России первичные документы, подтверждающие факт несения расходов на проведение работ, перечисленных в перечнях работ за 2011-2012 гг, не направлялись.
Мобилизационным планом на 2000 расчетный год и соответствующими мобилизационными документами, составленными Обществом самостоятельно, подтверждается отсутствие потребности в проведении работ капитального характера с целью обеспечения мобилизационной подготовки.
Материалами повторной выездной налоговой проверки подтверждается, что произведенные Обществом работы не имеют связи с целями и задачами по мобилизационной подготовке, а соответственно включены Обществом в Перечни работ по мобилизационной подготовке на 2011-2012 годы необоснованно.
Относительно довода Общества о том, что налоговое законодательство не содержит запрета на согласование Перечней работ по мобилизационной подготовке по окончании налогового периода.
Между тем, положение подпункта 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ может быть применено в случае, если налогоплательщиком будет подтверждена связь произведенных расходов с целями и задачами по мобилизационной подготовке.
Порядок составления и согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке предусмотрен соответствующими Положением и Рекомендациями.
При этом Положение устанавливает, что правовыми основами экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты в данной области.
На основании Положения и Рекомендаций ФНС России подтвердило, что Перечень работ по мобилизационной подготовке составляется на каждый год заранее, то есть до начала отчетного года, т.е. заблаговременно.
Относительно довода Общества о том, что согласование перечня работ по мобилизационной подготовке на 2012 год после снятия мобилизационного задания на 2000 расчетный год правомерно, установлено следующее.
Вместе с тем, согласование Перечня работ за 2012 год (18.12.2013) после снятия мобилизационного задания на 2000 расчетный год не соответствует действительности, не является обоснованным по следующим основаниям.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, проведенных на основании решения N 2-3-09/10 от 14.04.2016 г., ПАО "МРСК Центра" выставлено требование N 4 от 15.04.2016 г., которым истребованы письменные пояснения, подписанные должностными и (или) уполномоченными на то лицами по следующему вопросу: когда (указать дату) и на основании какого документа (указать реквизиты документа) для ОАО "МРСК Центра" было снято мобилизационное задание на 2000 расчетный год, а также указать дату, и каким документом (указать реквизиты документа) до ОАО "МРСК Центра" было доведено мобилизационное задание на 2010 расчетный год.
В ответ на вышеуказанное требование Обществом представлены письменные пояснения, из которых следует, что мобилизационное задание на 2010 расчетный год доведено до ОАО "МРСК Центра" указаниями ОАО "Россети" от 16.12.2013 г.
Таким образом, утверждение (согласование) Перечня работ ОАО "МРСК Центра" на 2012 год (18.12.2013) произошло после снятия мобилизационного задания на 2000 расчетный год.
Представленные Обществом Перечни работ по мобилизационной подготовке на 2011 год и 2012 год согласованы Минэнерго России 01.08.2013 (по истечении полутора лет после налогового периода 2011 года) и 18.12.2013 (по истечении 11 месяцев после налогового периода 2012 года) соответственно. Доказательства того, что Общество своевременно представило для согласования необходимые документы, а соответствующий федеральный орган исполнительной власти не производил согласование по причине, не зависящей от Общества, в ходе проведения проверки не представлены.
Данная позиция согласуется с письмом Департамента Правительства Российской Федерации по обеспечению деятельности коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 10.12.2014 г. N П46-60501, адресованным Минэнерго России.
Установленные в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки обстоятельства свидетельствуют об отсутствии несения налогоплательщиком затрат по мобилизационной подготовке применительно к 2000 расчетному году.
Относительно довода Общества об отсутствии у Минэнерго России права на отзыв ранее согласованного Перечня работ по мобилизационной подготовке установлено следующее.
Минэнерго России письмом от 11.04.2016 г. N 10-729дсп в адрес ФНС России сообщило об отзыве согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке ОАО "МРСК Центра" на 2011-2012 годы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 31-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий: организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; создают мобилизационные органы; определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке; разрабатывают мобилизационные планы; проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов; заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени; вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации; в случае несостоятельности (банкротства) организаций; имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 31-ФЗ федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 г. N 400, далее - Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Таким образом, Минэнерго России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в сфере топливно-энергетического комплекса.
В рамках своих полномочий в области организации и руководства мобилизационной подготовкой и мобилизацией Минэнерго России уполномочено разрабатывать мобилизационные планы, согласовывать соответствующие мобилизационные планы (задания), а также согласовывать перечни работ по мобилизационной подготовке, расходы, на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета (форма N 3), и отзывать ранее согласованные перечни.
В порядке пункта 2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 г. N 400, Минэнерго России руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
При этом сама по себе обязанность соблюдать действующее законодательство, не только в установленной сфере деятельности, но и законодательство, регламентирующее другие сферы жизнедеятельности, в том числе законодательство в области мобилизационной подготовки, а также соблюдать принципы мобилизационной подготовки и мобилизации, дает право Минэнерго России в случае установления фактов нарушения законодательства в области мобилизационной подготовки принять меры по его устранению и пресечению возникновения в будущем аналогичных нарушений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что Минэнерго России имело право в рамках наложенных на него полномочий в силу Закона N 31-ФЗ, отозвать Перечни работ по мобилизационной подготовке ранее им согласованных.
Ссылка Общества на пункт 6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 г. N 400, является несостоятельной в виду того, что действия Минэнерго России по согласованию и отзыву перечней работ по мобилизационной подготовке не относятся к сфере осуществления правового регулирования в установленной сфере деятельности.
В акте повторной выездной налоговой проверки имеется ссылка на то, что ФНС России, в адрес Минэнерго России, в связи с установленными в ходе проверки нарушениями и несоответствиями, направлен запрос от 06.03.2015 г. N ЕД-5-2/361дсп о рассмотрении вопроса об отзыве согласующей подписи на Перечнях работ ПАО "МРСК Центра" на 2011, 2012 годы.
Ответ от Минэнерго России на запрос поступил в ФНС Росси в период проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (решение от 14.04.2016 г. N 2-3-09/10 о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля).
Отзыв согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке на 2011-2012 годы оформлен Минэнерго России письмом от 06.04.2016 г. N ЧА-3606/10.
Письмо об отзыве согласования отзыва Перечней работ по мобилизационной подготовке на 2011-2012 годы являлся предметом рассмотрения Возражений Общества на акт повторной выездной налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля (протокол рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов повторной выездной налоговой проверки от 22.06.2016).
Согласно пункту 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 57 из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Соответственно, письмо Минэнерго России от 06.04.2016 г. N ЧА-3606/10 было получено ФНС России в установленном порядке на основании соответствующего запроса, направленного в период проведения повторной выездной налоговой проверки.
Следовательно, документы и доказательства, полученные налоговыми органами после окончания проверки, но на основании запросов и поручений, направленных в ходе её проведения, могут быть использованы в качестве подтверждения совершения налогового правонарушения. Использование налоговым органом доказательств, полученных вне рамок выездной налоговой проверки, не свидетельствует о недопустимости таких доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2017 г. по делу N А40-173138/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173138/2016
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра", ПАО МРСК Центра "
Ответчик: Федеральная налоговая служба, Федеральная налоговая служба РФ