г. Владивосток |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А51-11867/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-5757/2017
на решение от 26.06.2017
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-11867/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Позднякова Бориса Викторовича,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570)
о признании незаконным решения N 5603А от 03.04.2017 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока об отказе в государственной регистрации юридического лица;
об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока осуществить государственную регистрацию ООО "СтройСити",
при участии:
от ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока: Бобровникова О.Ю., доверенность от 16.05.2017
от Позднякова Бориса Викторовича: не явились
УСТАНОВИЛ:
Гражданин Поздняков Борис Викторович (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - Инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока) о признании незаконным решения N 5603А от 03.04.2017 об отказе в государственной регистрации юридического лица; об обязании осуществить государственную регистрацию ООО "СтройСити".
Решением суда от 26.06.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что довод налогового органа о недостоверности адреса, указанного заявителем в представленных документах, фактическому месту нахождения общества не соответствует обстоятельствам дела. В целях государственной регистрации юридического лица заявителем был представлен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции обязал Инспекцию осуществить государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "СтройСити" в соответствии с пакетом документов, представленных в налоговый орган 29.03.2017.
Также суд взыскал с Инспекции в пользу заявителя расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Инспекция, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. Ссылаясь на положения части 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ налоговый орган указывает, что необходимым условием для проведения процедуры государственной регистрации является не только предоставление полного пакета документов, но и достоверность заявленных в нем сведений. В соответствии с требованиями пункта 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 СА-4-14/1645@ для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры), этаж.
Также в обоснование своих доводов Инспекция указала на то, что заявителем не представлены доказательства того, что договор аренды от 16.11.2015 N 16-11-15/5, заключенный между ООО "Энтазис" и ООО "Союз", являлся действующим на момент рассмотрения вопроса о регистрации создания юридического лица. Согласие арендодателя на использование нежилого помещения в качестве адреса государственной регистрации заявителем также не представлено. В гарантийном письме не указан этаж, на котором располагается помещение, также в нем отсутствует указание на то, что ООО "Энтазис" в будущем гарантирует право сдачи в субаренду помещения ООО "СтройСити", в заявлении по форме Р11001 не указан этаж.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Поздняков Б.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил. Представлены письменные возражения, согласно которым просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Позднякова Б.В.
Согласно материалам дела, Поздняков Борис Викторович, как единственный учредитель, принял решение от 28.03.2017 N 1/17 о создании ООО "СтройСити". Этим решением Поздняков Б.В. утвердил устав Общества и назначил директором общества Позднякова А.В.
29.03.2017 в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока от заявителя поступило заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании ООО "СтройСити", вместе с которым были представлены: устав ООО "СтройСити", решение о создании ООО "СтройСити" от 28.03.2017 N 1/17, квитанция об оплате государственной пошлины от 29.03.2017, гарантийное письмо от 29.03.2017 N 9, доверенность. В заявлении указано, что адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества - г.Владивосток, проспект Красного Знамени, дом 3, помещение 7.
31.03.2017 сотрудниками инспекции произведен осмотр помещения по указанному адресу.
В результате проведенного осмотра было установлено, что по адресу 690106, г.Владивосток, проспект Красного Знамени, дом 3 располагается 12-и этажное капитальное нежилое здание, в котором располагаются нежилые помещения (офисы), которые пронумерованы, имеют отдельные входы, на которых имеются вывески о принадлежности осматриваемых помещений и почтовые ящики. Помещение N 7 ООО "СтройСити" по осматриваемому адресу не обнаружено. Вывеска ООО "СтройСити", 690106, г.Владивосток, пр. Красного Знамени, 3 помещение N 7, Приморский край, также не обнаружена. Законный (уполномоченный) представитель ("заявитель") создаваемого юридического лица ООО "СтройСити" отсутствовал по заявленному адресу.
Осмотр было оформлен протоколом N 12/1022.
03.04.2017 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владивостока было принято решение об отказе в государственной регистрации Общества N 5603А на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Основанием для его принятия послужило наличие у регистрирующего органа подтверждающей информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Указанное решение было обжаловано Поздняковым Б.В. в вышестоящий территориальный регистрирующий орган - Управление ФНС России по Приморскому краю путем подачи жалобы, решением которого от 27.04.2017 N 13-10/13753@ жалоба оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 03.04.2017 N 5603А, оставленное без изменения Управлением ФНС по Приморскому краю не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Позднякова Б.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, оценив доводы жалобы, изучив отзыв на неё, выслушав пояснения налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно статье 1 названного Закона под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. По смыслу приведенных положений, место нахождения юридического лица является средством его индивидуализации и определяется по усмотрению такого лица.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения и документы, определенные пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).
Статьей 12 Закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, которые представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации создаваемого юридического лица. Согласно подпункту "а" данной нормы в числе прочих документов необходимо представить подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В таком заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
По смыслу положений пункта 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в рамках проверки формы заявления о государственной регистрации проверяет сведения об адресе юридического лица, указанные в данном заявлении.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен статьей 13 Закона N 129-ФЗ, в которой определено, что представление документов для государственной регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. К их числу относится непредставление заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а").
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (Р11001) утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (приложение N1).
Согласно пункту 2.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных названным приказом Федеральной налоговой службы (Приложение N 20), в разделе 2 "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" элементы адреса указываются с учетом следующего: в пунктах 2.3 - 2.9 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.
Из материалов дела видно, что Поздняков Б.В. представил в Инспекцию заявление по форме Р11001 о государственной регистрации ООО "СтройСити" при его создании с приложением всех необходимых документов. При этом в данном заявлении был указан следующий адрес создаваемого юридического лица: 690106, г. Владивосток, пр. Красного Знамени, дом 3, помещение 7, что соответствует требованиям к форме заявления в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в котором отсутствует требование указывать этаж в заявлении по форме Р11001. В этой связи ссылка жалобы на невыполнение заявителем данного требования отклоняется как не основанная на нормах права.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. То есть, указывая такой адрес местонахождения, ООО "СтройСити" принимает на себя обязательства по обеспечению доставки корреспонденции по своему местонахождению.
Вопреки доводам налогового органа положения Закона N 129-ФЗ и приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" не обязывают заявителя заполнять все имеющиеся в заявлении показатели, а лишь те, которые имеются в наличии.
Относительно доводов жалобы об отсутствии доказательств действующего договора аренды на указанное нежилое помещение, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 6.4 договора аренды нежилых помещений от 16.11.2015 N 16-11-15/5, заключенному между ООО "Энтазис" и ООО "Союз" если не позднее, чем за 30 дней до окончания срока действия договора ни от одной из сторон не поступило письменного предложения о расторжении или изменении условий договора, то договор считается пролонгированным на новый срок продолжительностью 11 месяцев.
Как верно указал суд первой инстанции, налоговый орган не представил суду доказательств того, что сторонами указанного договора в соответствии с указанным выше пунктом делались письменные предложения о расторжении договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что по состоянию на дату подачи пакета документов в налоговый орган для регистрации ООО "СтройСити" договор аренды помещений от 16.11.2015 N 16-11-15/5 являлся действующим, а доводы заявителя жалобы в указанной части - необоснованными.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо собственника помещения (ООО "Энтазис") о даче согласия ООО "Союз" на заключение договоров субаренды от 16.11.2015 N 262. Указанное письмо было выдано собственником - ООО "Энтазис" в тот же день, когда был заключен договор аренды N 16-11-15/5, то есть 16.11.2015 г. Соответственно, если указанный договор на основании п.6.4 продолжал действовать в 2017 году, то и письмо от 16.11.2015 г. подтверждало в том же 2017 году согласие собственника на сдачу помещений арендатором ООО "Союз" в субаренду, в данном случае Обществу "СтройСити".
Также в материалах дела имеется письмо арендатора ООО "Союз" письмом от 29.03.2017 N 9, которым он гарантировал регистрирующему органу факт предоставления помещения N 7 по адресу: г.Владивосток, пр.Красного Знамени, 3 для размещения ООО "СтройСити".
Основания полагать, что Поздняковым Б.В. в Инспекцию представлены недостоверные сведения или соответствующие сведения не представлены, отсутствуют. Адрес, предоставленный для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "СтройСити", фактически существует, не является вымышленным; доказательств того, что такой адрес был указан без намерения его использовать для осуществления связи с создаваемой организацией, равно как и доказательств того, что он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по данному адресу невозможна, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции, в связи с чем выводы суда первой инстанции являются правильными.
Возложение судом на Инспекцию обязанности осуществить государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "СтройСити" в соответствии с пакетом документов, представленных в налоговый орган 29.03.2017, соответствует принципам восстановления нарушенного права, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Также является обоснованным распределение на налоговый орган судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по изложенным в апелляционной жалобе основаниям не имеется. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2017 по делу N А51-11867/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11867/2017
Истец: ИП Поздняков Борис Викторович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г.ВЛАДИВОСТОКА