г. Ессентуки |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А63-1697/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пасхалидиса Георгия Анастасовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2017 по делу N А63-1697/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Пасхалидиса Георгия Анастасовича, г. Железноводск, ОГРН 313265110000224, ИНН 262704970027, к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486, ИНН 2636014845, администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901, ИНН 2636019748, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета градостроительства администрации города Ставрополя, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду от 01.12.2016 N 08/14-8934, об обязании продлить договор аренды (судья Капункин Ю.Б.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пасхалидис Георгий Анастасович (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет по управлению муниципальным имуществом), администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным решения комитета от 01.12.2016 N 08/14-8934 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании комитета продлить (пролонгировать) договор аренды от 16.09.2005 N 4695 земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:201, расположенного по адресу: город Ставрополь, улица Доваторцев, дом 49 Б в квартале 524.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства).
В ходе судебного разбирательства, заявитель уточнил исковые требования и просил признать незаконным отказ комитета по управлению муниципальным имуществом в предоставлении земельного участка в аренду, выраженный в письме от 01.12.2016 N 08/14-8934с, обязать администрацию продлить (пролонгировать) договор аренды от 16.09.2005 N 4695 земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:201, расположенного по адресу: город Ставрополь, улица Доваторцев, дом 49 Б в квартале 524. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточненные требования, приняты судом к рассмотрению.
Решением суда от 09.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации от 11.08.2005 N 2618 между комитетом (арендодателем) и Андрян Уляной Рафаеловной (арендатором) заключен договор от 16.09.2005 N 4695 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:201, площадью 630 кв.м, расположенного по адресу: город Ставрополь, ул. Доваторцев, 49-б, в квартале 524, для проектирования и строительства автосервиса, сроком по 10.08.2008. Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.01.2006 за N 2626-12/056/2005-300.
Постановлением администрации от 18.07.2006 N 2452 внесены изменения в постановление от 11.08.2005 N 2618, согласно которым срок договора аренды установлен на 10 лет. На основании данного постановления комитетом и Андрян У.Р. заключено дополнительное соглашение от 20.07.2006, срок аренды установлен по 10.08.2015. Соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.08.2006 за N 26-26-12/047/2006-181.
По договору от 04.03.2008 Андрян У.Р. передала права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 16.09.2005 N 4695 Пасхалидису Г.А. Перенайм зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.03.2008 за номером N 26-26-12/024/2008-684.
29 марта 2012 года за предпринимателем зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 26:12:012101:704 площадью 1 467,2 кв.м, расположенное на спорном земельном участке, о чем сделана запись о государственной регистрации N 26-26-01/008/2012-623.
01 ноября 2016 года предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:201 в аренду без проведения торгов.
01 декабря 2016 года в уведомлении N 08/14-8934с комитет по управлению муниципальным имуществом отказал в предоставлении указанного земельного участка в аренду. В обоснование орган местного самоуправления указал, что в ходе мероприятий муниципального земельного контроля установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположено капитальное строение - банк, ресторан, офисные помещения. В связи с этим на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) необходимо привести фактическое пользование земельным участком в соответствие виду его разрешенного использования.
Посчитав указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным и нарушающим права и интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса, на праве оперативного управления.
Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В статье 39.16 ЗК РФ перечислены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В пункте 14 статьи 39.16 ЗК РФ указано, что не может быть предоставлен без проведения торгов земельный участок, разрешенное использование которого не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на земельном участке с кадастровым номером 26:12:012101:201 расположено капитальное строение, помещения которого используются под банк, ресторан, офисы, тогда как земельный участок имеет вид разрешенного использования "под объект торгового назначения".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 и пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков являются составной частью правил землепользования и застройки и делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
В статье 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 30 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования, представленной из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:012101:201 находится в территориальной зоне Р-2.1 "Зона городских озелененных территорий общего пользования вдоль улиц и магистралей".
Согласно статье 62 1 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 (далее -Правила), зона Р-2.1 выделена для обеспечения правовых условий использования территорий вдоль улиц и магистралей. В случае наличия зеленых насаждений на данной территории использования земельных участков при условии соблюдения Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя и при условии согласования с городской комиссией по охране зеленых насаждений в городе Ставрополе.
Пунктом 2 названной статьи Правил предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования недвижимости: парки, городские сады, скверы, бульвары; зеленые насаждения, цветники, газоны; зоны отдыха; кемпинги, гостиницы, объекты спортивного, культурно-развлекательного назначения, предприятия общественного питания, мелкорозничной торговли, обслуживания населения; гаражи встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки.
Условно разрешенные виды использования: киоски, павильоны розничной торговли и их обслуживания; насосные станции; гаражи индивидуального автотранспорта; автозаправочные станции (пункт 3 статьи 62 1 Правил).
Вспомогательные виды разрешенного использования: объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства территорий общего пользования, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, газораспределительные пункты, резервуары, насосные, гидранты и т.д., а также рекламные конструкции, площадки спортивные, бытовые, автостоянки, расположенные в границах земельного участка объекта (пункт 4 статьи 62 1 Правил).
Исходя из градостроительного регламента территориальной зоны Р-2.1, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 26:12:01101:201, предприниматель вправе использовать данный участок под ресторан, так как к числу основных видов разрешенного использования объектов недвижимости данной зоны отнесены предприятия общественного питания.
Вместе с тем комитетом градостроительства в материалы дела представлено отрицательное градостроительное заключение от 27.07.2016 N 725, в котором указано, что объект капитального строительства занимает всю площадь земельного участка, отсутствует возможность организации парковочных мест, а также загрузки в границах земельного участка.
Также виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны Р-2.1, не предполагают использование объектов недвижимости под офисные помещения.
Пунктом 5 статьи 34 Правил определено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не определенные градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и могут быть разрешены путем внесения изменений в названные Правила.
Указанные обстоятельства в силу положений пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ препятствуют предоставлению спорного земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, из выписки из ЕГРН от 24.03.2017 N КУВИ-101/2017-35108 на земельный участок с кадастровым номером 26:12:012101:201 судом установлено, что сведения о данном объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221 -ФЗ) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 названного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно пункту 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов границы земельного участка в нарушение пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ не были установлены в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Норма, изложенная в пункте 24 статьи 39.16 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия комитетом по управлению муниципальным имуществом решения об отказе в предоставлении земельного участка, корреспондирует положениям названной статьи, в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора.
В пункте 24 статьи 39.16 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В статье 39.16 ЗК РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в названной статье.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2017 по делу N А63-1697/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1697/2017
Истец: Пасхалидис Георгий Анастасович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя
Третье лицо: КОМИТЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ