город Томск |
|
8 августа 2018 г. |
Дело N А67-2598/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Сбитнева А. Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н. В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Томску (N 07АП-6336/2018) на решение Арбитражного суда Томской области от 29.05.2018 по делу N А67-2598/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Импульс" (ИНН 7017407929 ОГРН 1167031067818 634012 г. Томск ул. Косарева,25 кв.71) к ИФНС России по г. Томску (ИНН 7021022569 ОГРН 1047000302436, 634061 г. Томск пр. Фрунзе,55) заинтересованное лицо - Управление ФНС России по Томской области (634061 г. Томск пр. Фрунзе,55) о признании незаконными действий инспекции по отказу в принятии деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы 2017 года,
В судебном заседании принял участие представитель ИФНС России по г. Томску и Управления ФНС России по Томской области Белограй С. Е. по доверенностям от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Импульс" (далее - заявитель, общество, ООО "Импульс") обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция), при участии заинтересованного лица - Управления ФНС России по Томской области, о признании незаконными действий Инспекции по отказу в принятии налоговых деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы 2017 года в электронном виде и обязании принять указанные декларации.
Решением от 29.05.2018 Арбитражного суда Томской области действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость ООО "Импульс" по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2017 года 15.05.2017, по непринятию налоговой декларации ООО "Импульс" по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года 21.07.2017 признаны незаконными, суд обязал ИФНС России по г. Томску после вступления судебного акта в законную силу принять налоговые декларации общества с ограниченной ответственностью "Импульс" по налогу на добавленную стоимость за 1, 2 квартал 2017 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению Инспекции, обществом не представлены в материалы дела доказательства нарушения его прав и законных интересов, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Общество и Управление ФНС России по Томской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Арбитражный апелляционный суд считает на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО "Импульс".
В судебном заседании представитель Инспекции и Управления ФНС России по Томской области поддержал доводы жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции и Управления ФНС России по Томской области, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 15.05.2017 и 21.07.2017 заявителем в Инспекцию поданы налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2017 года соответственно.
15.05.2017 и 21.07.2017 соответственно Инспекцией вынесены уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, в которых со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, указано на не принятие декларации по основанию: "декларация содержит ошибки и не принята к обработке".
ООО "Импульс", считая действия Инспекции по непринятию деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы 2017 года незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в принятии деклараций является необоснованным и препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по их представлению.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации: отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Из представленных в материалы дела уведомлений налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным следует, что налоговые декларации за 1 и 2 кварталы 2017 года не приняты налоговым органом на основании пункта 28 Административного регламента по следующим причинам: "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке".
Вместе с тем, в пункте 28 Административного регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, и такого основания, как декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, в указанном перечне нет.
При этом доказательств представления налоговой декларации не по установленной форме (установленному формату), отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя, отсутствие соответствующих реквизитов, указанных в пункте 194 Административного регламента, либо наличия иных нарушений, препятствующих принятию налоговой отчётности, как правильно указано в решении суда, материалы дела не содержат.
Как указывает налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что общество обладает признаками "транзитной" организации, отсутствуют движимое и недвижимое имущество, финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, налоговые декларации по НДС представляются со значительными суммами оборотов и минимальными суммами налога к уплате в бюджет, доля вычетов 100%, руководитель обладает признаками "номинального".
Однако данные обстоятельства не являются основанием для отказа в принятии налоговой отчётности. К тому же, данные обстоятельства подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений.
При таких обстоятельствах налоговый орган не вправе ссылаться на данные обстоятельства как на основания для отказа в принятии налоговой декларации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий Инспекции, выразившихся в непринятии 15.05.2017 и 21.07.2017 налоговых деклараций общества по НДС соответственно за 1 и 2 кварталы 2017 года.
Доводы налогового органа о том, что заявитель не представил доказательств того, какие именно его права и законные интересы нарушены, подлежат отклонению, поскольку неправомерный отказ в принятии декларации, нарушает, в частности, право заявителя, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 29.05.2018 по делу N А67-2598/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по г. Томску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2598/2018
Истец: ООО "Импульс"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г.Томску
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Томской области