г. Пермь |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А60-11853/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Риб Л. Х., Щеклеиной Л. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Останиной М. П.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ФОРТ-ТРАНС" (ИНН 6670011418, ОГРН 1026604932771): Сиразутдинова А. А., предъявлено удостоверение адвоката, доверенность от 03.04.2017
от заинтересованного лица - Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 июня 2017 года
по делу N А60-11853/2017,
принятое судьей Ворониным С. П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФОРТ-ТРАНС"
к Администрации города Екатеринбурга,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФОРТ-ТРАНС" (далее - заявитель, общество, ООО "ФОРТ-ТРАНС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, администрация), оформленного протоколом N 95/42/01.2-11 от 18.11.2016, об отказе в предоставлении обществу, как лицу, осуществляющему пассажирские перевозки автобусным транспортом на территории муниципального образования "город Екатеринбург", субсидии за 3 квартал 2016 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 июня 2017 года по делу N А60-11853/2017, принятым судьей Ворониным С. П., требования ООО "ФОРТ-ТРАНС" удовлетворены: оспариваемое решение администрации признано незаконным; на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем принятия решения о предоставлении ему, как лицу, осуществляющему перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", субсидии в целях возмещения части затрат на 3 квартал 2016 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы и правомерности оспариваемого отказа администрация ссылается на то, что обществом в администрацию представлен не полный пакет документов, а именно, отсутствовали предусмотренные подп. 10 п. 16 Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург" на 2015-2017 годы, утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2714 (далее - Положение о порядке предоставления субсидий, Положение N2714), заверенные руководителем ведомость расходов на коммунальные услуги (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение), реестр счетов-фактур, копии договоров, что является безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидии в силу п. 20 Положения. Отмечает, что администрацией установлена недостоверность информации заявителя об отсутствии в арендуемом им помещении для осуществления своей деятельности ХВС, ГВС, отопления и электроэнергии.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором против ее удовлетворения возражает, просит решение суда оставить без изменения, жалобу администрации - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании доводы отзыва поддерживал.
Администрация явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечила.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между ООО "ФОРТ-ТРАНС" и администрацией заключены договоры от 01.01.2012 N 48/2012 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярного городского сообщения N 48 "Широкая речка - 7 ГКБ" (т. 1 л.д. 38-45), от 01.07.2011 N 64/2011 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярного городского сообщения N 64 "Компрессорный - ф-ка Авангард" (т. 1 л.д. 46-53) и от 05.07.2012 N 047/2012 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (т. 1 л.д. 54-71).
28.12.2015 между обществом и администрацией подписано соглашение N 9/2016 на предоставление ООО "ФОРТ-ТРАНС" субсидии из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на возмещение части затрат в связи с предоставлением услуги по перевозке пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2016 год (т. 1 л.д. 35-37).
28.10.2016 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург", за 3 квартал 2016 года, представив пакет документов согласно реестрам (т. 1 л.д. 17-19).
Письмом от 06.02.2017 N 27.2-21/001/87 "О рассмотрении обращения" администрация уведомила общество о том, что решением от 18.11.2016 ООО "ФОРТ-ТРАНС" отказано в предоставлении субсидии за III квартал 2016 года в связи с некомплектностью представленных документов, а именно: отсутствием заверенных руководителем ведомости расходов на коммунальные услуги (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение), реестра счетов-фактур, копий договоров (т. 1 л.д. 29).
Соответствующее решение было принято 18.11.2016 на заседании комиссии администрации по рассмотрению заявок на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам, метрополитеном и наземным электрическим транспортом регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", за 3 квартал 2016 года и оформлено протоколом N 95/42/01.2-11 от 18.11.2016 (т. 1 л.д. 30-34).
Полагая, что решение комиссии администрации, оформленное протоколом от 18.11.2016 N 95/42/01.2-11, об отказе ООО "ФОРТ-ТРАНС" в предоставлении субсидии нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия совокупности оснований для признания оспариваемого отказа администрации недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2714 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий.
Пунктом 5 Положения о порядке предоставления субсидий предусмотрены условиями предоставления субсидий:
1) соответствие перевозчика критериям отбора, установленным в главе 2 настоящего Положения;
2) наличие фактически понесенных и документально подтвержденных затрат в связи с оказанием транспортных услуг, перечень которых определен настоящим Положением.
В соответствии с п. 9 Положения N 2714 право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим требованиям: 1) осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на основании договора на обслуживание автобусных маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с администрацией города Екатеринбурга в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург"; 2) ведение раздельного бухгалтерского учета затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе видов деятельности с выделением вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию"; 3) соблюдение законодательства Российской Федерации в части представления бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды; 4) ведение учета реализованной билетной продукции по каждому маршруту перевозки пассажиров; 5) наличие убытков от осуществления вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию"; 6) использование программно-технических средств для осуществления безналичных расчетов с пассажирами, использующими для оплаты проезда электронные платежные карты; 7) осуществление перевозок пассажиров транспортными средствами, оборудованными навигационным оборудованием для спутникового мониторинга транспортных средств с помощью систем навигации ГЛОНАСС и GPS.
Согласно п. 15 Положения о порядке предоставления субсидий основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- непредставление документов, указанных в п. 10 названного Положения, либо представление документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства;
- несоответствие перевозчика критериям, указанным в п. 9 Положения о порядке предоставления субсидий.
В п. 16 Положения о порядке предоставления субсидий содержится перечень документов, предоставляемых перевозчиками, заключившими с Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации г. Екатеринбурга соглашение о предоставлении субсидий, в числе которых в подп. 10 поименованы заверенные руководителем ведомость расходов на коммунальные услуги (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение), реестр счетов-фактур, копии договоров.
В силу п. 19 Положения N 2714 решение о выплате или об отказе в выплате субсидии принимается по результатам проверки комиссией представленных документов, расчетов размеров субсидий.
Основаниями для отказа в выплате перевозчику субсидии являются следующие факты: 1) не представлены или представлены не в полном объеме документы, указанные в п. 16 настоящего Положения; 2) представленные перевозчиком документы не соответствуют требованиям действующего законодательства; 3) выявлен факт предоставления перевозчиком недостоверных сведений.
Установив некомплектность документов, представленных перевозчиком, в составе которых отсутствовали документы, представление которых предусмотрено в подп. 10 п. 16 Положения о предоставлении субсидий, администрация в соответствии с п. 20 Положения N 2714 приняла оспариваемое обществом решение об отказе в выплате ему субсидии за 3 квартал 2016 г.
По результатам анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, оценки и исследования представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что получение субсидии поставлено в зависимость от наличия действующего договора на обслуживание маршрутов регулярного городского сообщения, а также соответствующего соглашения о предоставлении субсидии, поскольку между сторонами заключены указанные договор и соглашение, а обществом фактически не заявлялись расходы на коммунальные услуги, то обязанность представлять по ним подтверждающие документы у общества отсутствовала.
Апелляционный суд, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, подтверждаемых представленными в материалы дела доказательствами, оснований для переоценки выводов суда по приведенным в жалобе основаниям не усматривает.
Как следует из реестров документов ООО "ФОРТ-ТРАНС" на предоставление субсидии (т. 1 л.д. 17-19), с заявлением о предоставлении субсидии обществом представлен следующий пакет документов: сведения о фактических результатах работы за 3 квартал 2016 года (т. 1 л.д. 21-22); налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2016 г.; расчет по налогу на имущество за 9 месяцев 2016 г.; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2016 г.; расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2016 г.; расчет по страховым взносам на обязательное социальное страхование за 9 месяцев 2016 г.; бухгалтерская отчетность за 9 месяцев 2016 г.; реестр билетно-учетных листов на маршруте 047, 48, 64; акт сверки с оператором регистрации электронной оплаты проезда в автобусах; своды по начисленной заработной плате за июль-сентябрь 2016 г.; реестр договоров с поставщиками по затратам на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; реестр счетов-фактур, накладных и актов выполненных работ; реестр актов на списание материалов, использованных для технического обслуживания и ремонта; договор на поставку ГСМ; реестр договоров на поставку ГСМ; реестр счетов-фактур, накладных на поставку ГСМ; договор на приобретение автомобильных шин; реестр договоров на приобретение автомобильных шин; реестр счетов-фактур на приобретение автомобильных шин; ведомость начисления амортизации основных средств за 3 квартал 2016 г.; договор на поставку билетной продукции; накладная на поступление билетной продукции, требование-накладная на списание со склада, книга выдачи, лицевые счета по учету билетной продукции; договор аренды помещений; расчет суммы субсидии за 3 квартал 2016 г. в размере 12 379,10 тыс. руб. (т. 1 л.д. 23-24); расчет нормативных затрат; информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области о среднемесячной заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности за май 2016 г.; справка-расчет вместимости; запрос и ответ УГЛТУ; справка-расчет коэффициента наполнения; справка по рейсам от ООО "Городская диспетчерская служба"; пояснительная записка (т. 1 л.д. 27-28); справка по затратам на коммунальные платежи и аренду помещений (т. 1 л.д. 20), CD-диск.
Из сведений о фактических результатах работы общества за 3 квартал 2016 г. (т. 1 л.д. 21-22) следует, что расходы ООО "ФОРТ-ТРАНС" от деятельности общества по перевозке пассажиров превышают доходы, убыток общества согласно расчету составил 9 094,8 тыс. руб.; расчетная сумма субсидии за отчетный период заявлена обществом в размере 12 379,1 тыс. руб.
Из пояснительной записки общества (т. 1 л.д. 27-28), справки по коммунальным расходам за 3 квартал 2016 г. (т. 1 л.д. 20), следует, что расходы на коммунальные услуги (электроэнергия, водоснабжение) не прилагаются, т.к. включаются в арендную плату ООО "Энтерком", отопление организовано собственными силами, аренда канализационной трубы предоставлена ООО "Автотрансбизнес" и возмещение за стоки и аренда включены в общехозяйственные расходы.
Таким образом, с учетом пояснений общества, расходы на коммунальные услуги обществом не заявлялись; коммунальные услуги входят в состав арендной платы, расходы по несению которой учтены в общехозяйственных расходах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что между сторонами заключены соответствующий договор и соглашение о предоставлении субсидии, коммунальные услуги не включены ООО "ФОРТ-ТРАНС" в расчет субсидии, пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствии иных юридических препятствий непредставление обществом документов в подтверждение расходов на коммунальные услуги, которые у него фактически отсутствовали, не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Доводы заявителя жалобы о том, что администрацией установлена обеспеченность арендуемых ООО "ФОРТ-ТРАНС" помещений коммунальной инфраструктурой, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются. Исходя из представленных в материалы дела документов (справка по затратам на коммунальные платежи и аренду помещений, пояснительной записки), данный факт не оспаривается обществом.
С учетом изложенного, администрацией в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказана правомерность принятия оспариваемого решения. Судами первой и апелляционной инстанций установлена совокупность оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого отказа администрации незаконным.
По мнению апелляционного суда, судом первой инстанции выбран надлежащий способ восстановления прав заявителя. При этом, устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем принятия решение о предоставлении перевозчику субсидии за 3 квартал 2016 г. находится в компетенции заинтересованного лица, обязанного принять такое решение с соблюдением установленного порядка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 июня 2017 года по делу N А60-11853/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11853/2017
Истец: ООО "ФОРТ-ТРАНС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА