г. Тула |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А09-16773/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Грошева И.П. и Бычковой Т.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., в отсутствие: истца - общества с ограниченной ответственностью "Мемориал" (г. Брянск), ответчика - Военного комиссариата Брянской области (г. Брянск) и третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва), Ткаченко Игоря Владимировича (г. Брянск), Свистуновой Зинаиды Гавриловны (Брянская область, г. Фокино), Антукевич Любови Викторовны (Брянская область, Дятьковский район, д. Березино), Хромылевой Натальи Витальевны (Брянская область, г. Фокино), Камской Татьяны Владимировны (Брянская область, п. Суземка), Преображенского Николая Ивановича (Брянская область, Клетнянский район, д. Харитоновка), Полякова Василия Анатольевича (Брянская область, п. Клетня), Угрюмовой Натальи Викторовны (Брянская область, п. Клетня), Ушаковой Марии Васильевны (Брянская область, п. Клетня), Михаленковой Натальи Васильевны (Брянская область, Клетнянский район, д. Харитоновка), Афонина Василия Ивановича (г. Брянск), Тюриной Татьяны Владимировны (Брянская область, Рогнединский район, п. Гобики), Соколова Юрия Александровича (Брянская область, Рогнединский район, д. Малая Лутна), Червяковой Елены Евгеньевны (Брянская область, п. Рогнедино), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мемориал" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 по делу N А09-16773/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Мемориал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области (далее - военный комиссариат) о взыскании 398 224 руб. в счет оплаты выполненных работ по договорам о погребении и изготовлении надгробных памятников.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Ткаченко Игорь Владимирович, Свистунова Зинаида Гавриловна, Антукевич Любовь Викторовна, Хромылева Наталья Витальевна, Камская Татьяна Владимировна, Преображенский Николай Иванович, Поляков Василий Анатольевич, Угрюмова Наталья Викторовна, Ушакова Мария Васильевна, Михаленкова Наталья Васильевна, Афонин Василий Иванович, Тюрина Татьяна Владимировна, Соколов Юрий Александрович, Червякова Елена Евгеньевна.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 в удовлетворении иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы общество ссылается то, что положения статьи 24 Закона о ветеранах, пункта 5 статьи 11 Закона о погребении и похоронном деле, предусматривающие возмещение за счет средств федерального бюджета на погребение инвалидов и участников войны в полной мере распространяются и на несовершеннолетних узников фащизма.
Ответчик просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществом в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на изготовление и установку надгробных памятников, заключенных с третьими лицами, выполнены работы по изготовлению и установке надгробных памятников умерших граждан: Матросовой Надежде Сергеевне, Желновой Любови Гавриловне, Трусову Виктору Алексеевичу, Трусовой Раисе Ефимовне, Сергутину Виталию Федоровичу, Сныткиной Елене Трофимовне, Преображенской Анне Федосовне, Поляковой Алексндре Минаевне, Трынкиной Раисе Николаевне, Касацкой Анне Артемовне, Касацкому Василию Харитоновичу, Чекусовой Ульяне Яковлевне, Афониной Вере Герасимовне, Синиченкову Владимиру Фроловичу, Соколову Александру Лаврентьевичу, Соломниковой Валентине Ивановне, имевшим при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Указанные работы выполнены на общую сумму 398 224 руб.
Ссылаясь на то, что несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки и льготам приравниваются к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников подлежат возмещению за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, а военный комиссариат в возмещении указанных расходов отказал, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235) и Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
12 января 1995 года был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах". Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 53-КГ16-13, от 07.11.2016 N 53-КГ16-20, от 25.07.2017 N 310-ЭС17-4939.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 по делу N А09-16773/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-16773/2016
Истец: ООО " Мемориал"
Ответчик: Военный комиссариат Брянской области
Третье лицо: Антукевич Любовь Викторовна, Афонин Василий Иванович, Камская Татьяна Владимировна, Министерство обороны Российской Федерации, Михаленкова Наталья Васильевна, Поляков Василий Анатольевич, Преображенский Николай Иванович, Свистунова Зинаида Гавриловна, Соколов Юрий Александрович, Ткаченко Игорь Владимирович, Тюрина Татьяна Владимировна, Угрюмова Наталья Викторовна, Ушакова Мария Василиевна, Хромылева Наталья Витальевна, Червякова Елена Евгеньевна
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2841/17