Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2017 г. N Ф07-14389/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А56-13705/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
от истца (заявителя): Лебедева Т.В. - доверенность от 31.07.2017;
от ответчика (должника): Дяктеренко А.А. - доверенность от 28.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16170/2017) ООО "Главстрой-Спб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.217 по делу N А56-13705/2017 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "Главстрой-Спб"
к ГАТИ Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Главстрой-СПб" (далее - ООО "Главстрой-СПб", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, Инспекция) от 08.02.2017 N 473, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 24.05.2017 оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 125 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, просит решение суда от 24.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие вины, поскольку Общество заключило договор от 01.11.2016 N 03-ВС/16-17, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, ответственность за надлежащее состояние территории Апраксина двора несет ООО "Жилкомсервис "Апраксин двор". Кроме того, податель жалобы отмечает, что на момент повторного осмотра территории правонарушение устранено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Главстрой-СПб" является арендатором земельного участка, предоставленного для реконструкции объекта недвижимости N 00/ЗК-006146 от 26.08.2011, кадастровый номер 78:31:031:11, находящийся по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 28-30.
09.12.2016 в ходе осмотра Инспекцией территории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 28-30 зафиксировано, что на всей территории Апраксина двора (Чернышевском, Воронинском, Графском, Михайловском, Степановском, Ягодном, Мариинском проездах, Инструментальной, Большой, Александровской, Фруктовой, Суконной, Курятной линиях, Торговом переулке, на местных проездах без названия на проезжей части и тротуарах, а также в зоне торговых рядов) зафиксирована наледь, не обработанная противогололёдными материалами, на Воронинском проезде складированы снежно-ледяные массы высотой до 1 м, образовавшаяся наледь занимает площадь всей дороги: тротуаров и проезжей части, не обеспечивает безопасное движение пешеходов, создаёт угрозу падения пешеходов, при осмотре уборочная техника и дворники не работают.
Данное обстоятельство отражено в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 09.12.2016 с фототаблицей и схемой осмотра.
При повторном осмотре территории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 28-30, ГАТИ установлено и зафиксировано в акте осмотра от 31.01.2017 наличие местами наледи, проезжая часть и тротуары обработаны противогололёдными материалами.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции 31.01.2017 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 36013.
Постановлением от 08.02.2017 N 473 по делу об административном правонарушении N 36013 от 31.01.2017 ООО "Главстрой-СПб" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и не установил существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако, установив, что Обществом в последующем произведены работы по очистке от наледи, принимая во внимание положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление, снизив размер штрафа до 125 000 руб.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 24.05.2017 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи.
Обществу вменено нарушение требований, установленных Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1334).
В соответствии с пунктом 4.19 Правил N 1334 очистка объектов от снега, наледей и сосулек, а также организация вывоза указанных снежных и ледяных масс обеспечиваются владельцами объектов благоустройства.
С 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (пункт 5.1 Правил N 1334).
В силу пункта 5.2 Правил N 1334 зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений.
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 1334 удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами.
Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах (пункт 5.2.2 Правил N 1334).
В силу пункта 5.7 Правил N 1334 регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации.
Факт совершения правонарушения (не осуществление очистки находящегося в аренде у Общества земельного участка от снега и наледи) подтверждается протоколами осмотра от 09.12.2016 и от 31.01.2017 (с материалами фотофиксации).
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по очистке объекта и соблюдению действующих правил, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Довод Общества о том, что на уборку территории им был заключен договор с третьим лицом, отклоняется апелляционным судом, поскольку ответственность за ненадлежащее содержание имущества и прилегающей к нему территории в силу вышеприведенных правил несет именно владелец (арендатор) имущества.
На момент выявления правонарушения 09.12.2016 действовали Правила N 1334, а соответственно, и ГАТИ в оспариваемом постановлении и суд ссылаются на нарушение Обществом указанных Правил.
С 01.01.2017 вступили в силу Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, которые также закрепляют обязанность владельцев объектов благоустройства осуществлять мероприятия по содержанию таких объектов в надлежащем состоянии, в том числе своевременно производить зимнюю уборку.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Оспариваемое Постановление ГАТИ соответствует общим принципам назначения административного наказания, установленным в статье 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено наличие оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2.статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Судом первой инстанции были учтены положения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которым при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая, что Обществом в последующем произведены работы по очистке от наледи, суд посчитал возможным снизить сумму штрафа до 125 000 руб.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Главстрой-СПб" и отмены решения суда от 24.05.2017 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 мая 2017 года по делу N А56-13705/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главстрой-СПб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13705/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2017 г. N Ф07-14389/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Главстрой-Спб"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга