город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2017 г. |
дело N А32-10575/2017 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.05.2017 по делу N А32-10575/2017,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее - ООО "ГЭС розница") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее - МИ ФНС N13 по КК) о признании незаконным и отмене постановления от 21.03.2017 N62 о привлечении ООО "Газэнергосеть розница" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 24.05.2017 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГЭС розница" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что лимит остатка наличных денежных средств установлен приказом общества в 2014 году, законом не установлена обязанность организации по изменению лимита.
От МИ ФНС N 13 по Краснодарскому краю в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю на основании поручения от 08.02.2017 N 16-39/97 проведена проверка осуществления деятельности АЗС-343 - обособленного подразделения ООО "ГЭС Розница" (ИНН 6164317329, ОГРН 1146164001807), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, дорога ФАД "Кавказ" 161 км+750-м, по вопросу соблюдения порядка ведения кассовых операций за период с 01.01.2017 по 08.02.2017.
При проведении проверки использовались данные фискальных отчетов ККТ ПРИМ-08ТК зав. N 112722, зарегистрированных в МИ ФНС N13 по Краснодарскому краю, установленных по адресу Краснодарский край, г. Армавир, дорога ФАД "Кавказ" 161 км+750-м; копии листов кассовой книги; приходные и расходные ордера; объяснение начальника АЗС ООО "ГЭС розница"; приказ об утверждении порядка ведения кассовых операций ООО "ГЭС розница" от 04.04.2014; порядок ведения кассовых операций в ООО "ГЭС розница", приказ об утверждении учетной политики и порядка ее применения от 30.04.2014.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 03.03.2017 N 103403.
В ходе проверки установлено, что расчетом лимита остатка наличных денежных средств общества, утвержденным 23.10.2014, для АЗС-343, установлен лимит остатка наличных денег в размере 1483871 рублей, расчет произведен исходя из ожидаемого объема поступлений как у вновь созданного юридического лица. При применении расчета лимита остатка денежных средств в 2017 году общество продолжает применять расчет, утвержденный 23.10.2014, как для вновь созданного юридического лица, в связи с чем лимит остатка наличных денежных средств следует считать неустановленным (равным нулю). При этом согласно листу кассовой книги АЗС за 01.02.2017 остаток на конец дня составил 233778,69 рублей.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом МИ ФНС N 13 по Краснодарскому краю в отношении ООО "ГЭС розница" составлен протокол об административном правонарушении от 09.03.2017 N 014355 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что обществом допущено нарушение Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210У "О порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Протокол составлен в отсутствие представителя ООО "ГЭС розница", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 06.03.2017 телеграммы-извещения сотруднику общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником МИ ФНС N 13 по Краснодарскому краю вынесено постановление от 21.03.2017 N 62 о привлечении ООО "Газэнергосеть розница" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно части 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.
Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие в действиях ООО "ГЭС розница" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, поскольку обществом не установлен лимит остатка наличных денежных средств для обособленного подразделения (АЗС-343, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, дорога ФАД "Кавказ" 161 км+750-м).
Позиция общества "ГЭС розница" основана на том, что лимит остатка наличных денежных средств был установлен приказом от 23.10.2014.
Приказом от 23.10.2014 лимит исчислен исходя из ожидаемого объема поступлений.
Суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод МИ ФНС N 13 по Краснодарскому краю о том, что у ООО "ГЭС розница" отсутствовало право применения в 2017 году лимита, исчисленного исходя из ожидаемого объема поступлений.
Согласно Приложению к Указанию N 3210-У для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:
,
где:
L - лимит остатка наличных денег в рублях;
V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, обособленными подразделениями, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);
P - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);
Nc - период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы Nc определяется после прекращения действия непреодолимой силы.
В решении суд первой инстанции указал, что период, в течение которого действует установленный лимит, определяет руководитель организации. Пересматривать установленный лимит можно по мере необходимости.
Согласно пунктам 8, 9 письма Центрального банка Российской Федерации от 15.02.2012 N 36-3/25 при изменении объемов поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или объема выдач наличных денег необходимость пересмотра установленного лимита остатка наличных денег определяется хозяйствующим субъектом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у организации обязанности по изменению лимита остатка наличных денежных средств.
Вместе с тем, как указано, приказом 2014 года ООО "ГЭС розница" установило лимит исходя из ожидаемого объема поступлений, являясь вновь созданной организацией.
Общество было создано 04.04.2014.
Из положений статьи 55 Налогового кодекса РФ следует, что вновь созданной организация считается до окончания первого налогового периода, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.
Таким образом, с 2015 года ООО "ГЭС розница" не являлось вновь созданной организацией и должно было установить лимит остатка наличных денежных средств с учетом требований Указаний N 3210-У, то есть с у четом объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
При таких обстоятельствах, применение расчета лимита остатка наличных денежных средств в 2017 году, исчисленного исходя из ожидаемого объема поступлений неправомерно, в связи с чем лимит остатка наличных денежных средств следует считать неустановленным (равным нулю). Согласно листу кассовой книги ООО "ГЭС розница" АЗС 343 за 01.02.2017 остаток на конец дня составил 233778,69 руб.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "ГЭС розница" как юридическое лицо, осуществляющее операции с денежной наличностью, в том числе хранение наличных денежных средств по адресу обособленного подразделения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законодательством требований о недопустимости накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, общество не обеспечило их выполнение при осуществлении приема, выдачи и хранения свободных денежных средств в обособленном подразделении АЗС-343, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, дорога ФАД "Кавказ" 161 км+750-м.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное решение от 24.05.2017.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушывания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 мая 2017 года по делу А32-10575/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10575/2017
Истец: ООО "ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ РОЗНИЦА", ООО "ГЭС Розница"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю