город Омск |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А81-1567/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9803/2017) Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2017 года по делу N А81-1567/2017 (судья Максимова О.В.), по иску акционерного общества "Салехардэнерго" (ОГРН 1158901001434) к Департаменту городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (ОГРН 1128901001206) о взыскании 166 067 руб. 08 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
акционерное общество "Салехардэнерго" (далее - АО "Салехардэнерго", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 124 125 руб. 58 коп. долга по договорам: N 136-В за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 42 790 руб. 18 коп.; N 136-Т за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 74 217 руб. 71 коп.; N 136-Э за период с 01.12.2016 по 31.12.2016 в размере 7 117 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.05.2017 по делу N А81-1567/2017 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что оплата оказанных жилищно-коммунальных услуг должна быть произведена с учетом положений законодательства о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих платежей по незаселенному жилищному фонду; соглашения о предоставлении субсидий между сторонами не заключено. Кроме того, по мнению апеллянта, расходы на коммунальные услуги (электроэнергия и водоснабжение) в сумме 49 907 руб. 87 коп. не могут быть взысканы в связи с тем, что помещения по адресу г. Салехард, ул. Шалгина, д. 12А, не были заселены.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, АО "Салехардэнерго" (энергоснабжающая организация) и Департаментом (абонент) заключены договоры поставки коммунальных ресурсов: водоснабжения N 136-В (без даты заключения) сроком действия с 01.01.2016 по 31.12.2016 (л.д. 38-42), теплоснабжения N 136-Т от 01.09.2015 (л.д. 16-30), электроснабжения N 136-Э от 01.01.2016 (л.д. 26-31). Согласно указанным договорам энергоснабжающая организация обязалась предоставить в жилой дом по ул. Шалгина, 12А, услуги по водоснабжению через присоединенную сеть; подавать тепловую энергию в виде горячей воды абоненту через присоединенную сеть; подавать электрическую энергию абоненту через присоединенную сеть, а абонент обязался принять и оплатить принятую энергию, оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный договором лимит водопотребления по объектам/режим потребления тепло- и электроэнергии.
Расчет оплаты производится в соответствии данными приборов учета.
В соответствии с пунктом 5.3 договора N 136-В, пунктом 6.4 договора N 136-Т от 01.09.2015 и пунктом 5.7 договора N 136-Э от 01.01.2016 оплата производится один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации согласно представленных счетов-фактур. Получение счетов-фактур осуществляется абонентом по юридическому адресу энергоснабжающей организации в срок с 3-6 числа месяца, следующего за расчетным периодом, ежемесячно
Как указывает истец, во исполнение обязательств по указанным договорам АО "Салехардэнерго" в период с июля по декабрь 2016 года предоставлены Департаменту коммунальные услуги на общую сумму 166 067 руб. 08 коп. Счета-фактуры направлены в адрес Департамента, ответчиком не приняты, подтверждением чего является письмо Департамента N 11.01-13/863 от 11.08.2016 (л.д. 58).
В связи с тем, что обязательства по оплате предоставленных истцом услуг ответчиком не исполнены, общество вручило Департаменту претензию N 134а от 16.02.2017 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность (л.д. 13).
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без исполнения, АО "Салехардэнерго" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явились поводом для обращения ответчика с жалобой, при оценке доводов которой апелляционный суд учел следующее.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Принадлежность спорных жилых помещений ответчиком не оспаривается.
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Кроме того, в силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Вне зависимости от того обстоятельства, является ли жилое помещение заселенным или нет, даже в отсутствие соответствующих договоров и лимитов в силу закона собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по его содержанию.
Таким образом, на ответчика как на собственника спорных помещений на протяжении спорного периода возлагается обязанность по оплате поставленных коммунальных ресурсов истцом в незаселенный жилой фонд.
Возникшие между сторонами фактические правоотношения получили верную квалификацию суда первой инстанции, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела применению подлежат нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ (энергоснабжение).
Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 539 ГК РФ в рамках отношений энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьям 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки коммунальных ресурсов в дом, расположенный по адресу: г. Салехард, ул. Шалгина, д. 12А, подтверждается материалами дела, в том числе актами об оказании услуг, направленными истцом в адрес ответчика.
Согласно договору N 136-Т потребленную тепловую энергию абонент оплачивает с 01.07.2016 из расчета - 3 387 руб./1 Гкал; по договору N 136-Э с 01.07.2016 стоимость за каждые отпускаемые 1 000 кВт. - 6 383 руб.; по договору N 136-В тариф за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 определен из расчета 160 руб. 02 коп. за 1 куб.м.
Под тарифами в сфере теплоснабжения понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (статья 2 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ)).
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию (статья 8 Закона N 190-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
В силу части 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. Таким образом, подлежащий применению тариф зависит не от объекта, а от субъекта, вносящего плату за коммунальные услуги и потребляющего эти услуги. При этом согласно пункту 1 Правил N 354 данные Правила самостоятельно не регламентируют вопросы применения тарифов, а содержат отсылочные нормы к законодательству о государственном регулировании тарифов.
Таким образом, цены на коммунальные услуги по тепло-, водоснабжению и водоотведению подлежат государственному регулированию в соответствии с положениями законодательства и в рамках полномочий органов государственной власти, к чьей компетенции такое регулирование отнесено.
Возражая против суммы платы за коммунальные ресурсы (отзыв, л.д. 125-126), Департамент заявил о неверном определении категории потребителя, что, по мнению ответчика, повлекло необоснованное увеличение суммы долга. Так, истцом применен тариф "иные потребители", тогда как ответчик полагает обоснованным применение тарифа "для населения".
Между тем, указанный довод ответчика подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно части 14 статьи 10 Закона N 190-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Законом N 190-ФЗ полномочия по установлению категорий потребителей, в отношении которых устанавливаются льготные тарифы, отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
Положения части 26 статьи 32 Закона N 416-ФЗ предусматривают аналогичные правила установления льгот при оплате водоснабжения и водоотведения.
На протяжении спорного периода на Территории Ямало-Ненецкого автономного округа действовал Закон автономного округа N 107-ЗАО от 01.12.2014 "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (с 01.01.2015).
Указанным законом органы местного самоуправления, владеющие на праве собственности жилыми помещениями, не отнесены к льготной категории потребителей.
Учитывая, что приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2015 N 344-т, регулирующим тарифы на тепло-, водоснабжение и водоотведение, на который ссылается ответчик, цены распределены по категориям "Население", "Потребители, имеющие право на льготные тарифы" и "Иные потребители", у ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения последнего к категориям "Население" и "Потребители, имеющие право на льготные тарифы".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что помещения, в отношении которых начислена плата, являются жилыми и не используются в каких-либо производственных целях, не влечет возникновение оснований для применения льготного тарифа, поскольку потребителями коммунальных услуг в данном случае не являются граждане, указанные в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа N 107-ЗАО.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает положенный в основу обжалуемого судебного акта расчет долга, подготовленный истцом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
В отсутствие доказательств оплаты полученных за спорный период энергоресурсов исковые требования общества к Департаменту правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2017 года по делу N А81-1567/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1567/2017
Истец: АО "Салехардэнерго"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард
Третье лицо: Департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард