г. Ессентуки |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А63-16951/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Калаусская" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2017 по делу N А63-16951/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Калаусская" (ОГРН 1112651034990)
к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1127747288910),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
третьи лица: администрация Петровского района, Кубанское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю (г. Ставрополь), министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, открытое акционерное общество "Северо-Кавказский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства",
при участии в судебном заседании:
от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского Управления Ростехнадзора - Ахмедов М.И. по доверенности N 69 от 27.03.2017;
от ООО "Агрофирма "Калаусская" - Аветисян А.А. по доверенности от 01.12.2016,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2017 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Калаусская" (далее - общество) к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) об оспаривании постановления от 14.12.2016 N 6165-ВП-К12.3 о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на доказанность совершения заявителем вменяемого правонарушения и соблюдение управлением процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела и неверное применение норм материального права. В частности, податель жалобы утверждает, что не является собственником гидротехнических сооружений (далее - ГТС), вследствие чего не может быть привлечен к административной ответственности, поэтому административным органом не доказан состав вменяемого правонарушения.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители участников дела поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Администрация Петровского района, Кубанское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю (г. Ставрополь), министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, открытое акционерное общество "Северо-Кавказский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" привлеченные к участию в деле в статусе третьих лиц, отзывы и своих представителей в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (письмо от 07.11.2016 N 04/8-8318) "О выявлении фактов нарушения законодательства в области безопасной эксплуатации ГТС плотины (дамбы) и донного водовыпуска в Петровском районе Ставропольского края по адресу: Ставропольский край, Петровский район, хутор Соленое Озеро", принадлежащих обществу, 28.11.2016 управлением была проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки выполнения обязательных требований безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, по согласованию с Прокуратурой Ставропольского края (письмо от 23.11.2016 N7/4-53(а)-2016), в отношении общества.
По итогам проверки 02.12.2016 составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП РФ, в которых отражены нарушения Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ (далее Закон 117-ФЗ), Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утверждённых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 26.05.2017 (далее - Правила ЭМС), Постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 г. N876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", Свода правил гидротехнические сооружения. Основные положения, утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. N623 (СП 58.13330.2012), приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 года N37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (вместе с "Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", "Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору") (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 N9133), Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 26.05.1998, Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" от 27.07.2010 N225-ФЗ, Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта гидротехнического сооружения" (утв. Госгортехнадзором РФ 02.06.1998).
Обществу также выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 17.07.2017.
Уведомлением от 02.12.2016 заявитель извещен о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 14.12.2016 в 10 час.
Постановлением от 14.12.2016 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в 20 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в заявленных требованиях, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
В статье 9 Закона N 117-ФЗ, закреплено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Согласно статье 3 Закона N 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Судом установлено, что у общества в собственности по адресу: хутор Соленое Озеро Петровского района Ставропольского края имеется пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км2, водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения) на основании договора купли-продажи имущества от 04.12.2012, инвентарной карточки учета объекта основных средств от 22.04.2013 N 37. Пруд введен в эксплуатацию в 1972 году.
Указанный водный объект, расположенный на земельном участке, прилегающем к земельным участкам с кадастровыми номерами 26:08:042101:166, 26:08:042101:149 26:08:042101:197, является искусственным водным объектом, прудом.
Таким образом, вышеуказанный пруд является составной частью земельного участка, в границах которого он расположен.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находится соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Пруд - искусственный водоем небольшого размера (площадь зеркала до 1 км или объем до 1 млн. м2), который создается перегораживанием плотиной малых рек, ручьев, временных водотоков, а также обвалованием территории вне русла - в мелководных котловинах, в понижениях рельефа, на равнинных участках местности, в искусственных выемках.
Гидротехнические сооружения: дамба, плотина и донный водовыпуск, указанные в протоколе и оспариваемом постановлении, согласно Федеральному закону N 117-ФЗ относятся к гидротехническим сооружениям и содержат признаки правового режима сооружения как объекта недвижимости.
В связи с тем, что общество является собственником пруда, оно является и пользователем (эксплуатирующей организацией) ГТС, посредством которых создан вышеуказанный пруд. Эксплуатация пруда без эксплуатации имеющихся ГТС невозможна.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 225-ФЗ владельцем опасного объекта является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона N 117-ФЗ ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судом установлено, что общество при эксплуатации гидротехнических сооружений нарушило требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а именно: на гребне и сухом откосе плотины по линии водовыпускного сооружения имеются глубокие поперечные промоины, наблюдается вынос грунта, что свидетельствует о суффозионных процессах в теле плотины; задвижка донного водовыпуска Д=400 мм., находится в нерабочем состоянии; нарушена целостность трубы донного водовыпуска, вследствие чего происходит неконтролируемый сброс воды в нижний бьеф.
Факт наличия названных правонарушений подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Доводы общества о том, что оно не является ни собственником пруда, ни собственником ГТС, не эксплуатирует ни пруд, ни ГТС, судом отклоняются как необоснованные. Имеющиеся в материалах дела договор купли-продажи имущества от 04.12.2012 и акт приема-передачи от 04.12.2012 подтверждают факт принадлежности упомянутого пруда обществу.
Данный факт также подтверждается письмом общества от 28.10.2016 N 486, приказом общества от 17.11.2014 N 14/Па, в котором указано, что водоем "Отстойник", расположенный на территории х. Соленое Озеро, является собственностью общества (по договору купли-продажи от 04.12.2012), и не пригоден для купания, ответственным с 17.11.2014 назначен агроном Ашурбеков Ф.Р.
Суд критически относится к представленному обществом в судебное заседание от 22.05.2017 приказу от 05.04.2017 N 1, которым с баланса снят пруд объемом 1 570 000 куб.м, стоимостью 2 194, 57 рубля, в том числе НДС 18% - 334, 76 рубля. Данный приказ не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку составлен уже после вынесения управлением оспариваемого постановления от 14.12.2016; не может исключать ответственность общества за вмененные нарушения. Более того, при составлении акта о списании объекта основных средств от 05.04.2017 N 0000-000001 общество самостоятельно указало сумму начисленной амортизации в размере 1 488 рублей, после чего остаточная стоимость пруда составила 371, 81 рубля.
В связи с указанным суд правомерно пришел к выводу, что общество использовало (эксплуатировало) рассматриваемый пруд.
Ссылки общества на то, что земельный участок под прудом обществу не принадлежит, судом не принимаются, поскольку не имеют правового значения. В рассматриваемом деле обществу вменяется нарушение требований безопасности эксплуатируемых ГТС.
Судом правомерно отклонил доводы общества о том, что договор купли-продажи является незаключенным, поскольку в настоящем деле не рассматривался вопрос о заключенности договора купли-продажи имущества от 04.12.2012 либо о признании права собственности на пруд. Кроме того, указанное обстоятельство не имеет юридического значения, поскольку суд исследовал вопрос именно эксплуатации пруда и ГТС, вне зависимости от заключенности/незаключенности договора купли-продажи данного пруда.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил.
Таким образом, вина заявителя в совершении вмененного правонарушения также подтверждается материалами дела.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2017 по делу N А63-16951/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16951/2016
Истец: ООО "АГРОФИРМА "КАЛАУССКАЯ"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказское управление Ростехнадзора
Третье лицо: Администрация Петровского Муниципального района СК, Кубанское бассейновое водное управление Отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю, Министерство природных ресрсов и окржающей среды СК, ОАО "Северо-Кавказский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства", Аветисян А А, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказское управление Ростехнадзора