г. Чита |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А10-1623/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования, рассмотрев апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Бурятский лесопромышленный колледж" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2017 года в виде резолютивной части по делу N А10-1623/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Бурятский лесопромышленный колледж" (ОГРН 1020300986232, ИНН 0323073119, адрес: г. Улан-Удэ, пр. Победы, д. 20) к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, адрес: 672090, г. Чита, ул. Профсоюзная, 23) о взыскании 314 319 руб. 12 коп. - неосновательного обогащения,
(суд первой инстанции: судья Серебренникова Т.Г.),
установил:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Бурятский лесопромышленный колледж" (далее - учреждение, Колледж) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК-14") о взыскании 314 319 руб. 12 коп. - неосновательного обогащения.
Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2017. Решение суда в полном объеме изготовлено 29.06.2017.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на своевременное уведомление ПАО "ТГК-14" о необходимости ввода узла учета в эксплуатацию и на правомерность принятия показаний прибора учета и расчета подлежащей оплате суммы по показаниям прибора учета.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
01.01.2016 между публичным акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 14" (теплоснабжающая организация) и государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Бурятский лесопромышленный колледж" (потребитель) заключен государственный контракт N 5052 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде (л.д. 12-15), по условиям которого истец обязался отпустить на границах раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловую энергию в горячей воде и сетевую воду (теплоноситель) с максимумом тепловой нагрузки 1,0840 Гкал/час, в том числе на отопление - 0,8070 Гкал/час, на горячее водоснабжение - 0,2770 Гкал/час, а ответчик обязался принимать и оплачивать полученную тепловую энергию и теплоноситель в сроки и в порядке, предусмотренном разделом 4 контракта (пункты 2.1.1, 2.3.1).
Расчетным периодом по контракту является месяц (пункт 4.1 контракта).
Пунктом 3.1 контракта установлено, что количество потребленной тепловой энергии и теплоносителя определяется по приборам учета, установленным на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя. Снятие показаний приборов учета производится потребителем и предоставляется теплоснабжающей организации в срок с 20 по 25 число расчетного месяца (пункт 3.5).
В соответствии с пунктом 3.8 контракта при отсутствии приборов учета, неисправности приборов учета, истечении сроков поверки или непредставлении в срок показаний расчет количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя производится теплоснабжающей организацией в соответствии с тепловыми нагрузками и режимами работы систем теплопотребления потребителя, установленными в настоящем контракте в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 9.4 контракт вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2016, распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2016. Государственный контракт заключен в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Письмом N 511 от 25.07.2016 (л.д. 66) потребитель уведомил теплоснабжающую организацию о необходимости снятия пломб с прибора учета марки SKM-1-A3 в связи с проведением поверки.
В материалы дела представлен акт от 02.09.2016 о снятии инспектором ПАО "ТГК-14" в присутствии представителя потребителя пломб с элеваторных узлов пр. Победы, 20: корпус N 1, корпус N 2, общежитие, столовая, мастерская, гараж.
Свидетельством о поверке N 1433/17 от 20.09.2016 счетчик тепловой энергии признан пригодным к применению.
Письмом от 22.09.2016, полученным ответчиком 23.09.2016, истец просил ПАО "ТГК-14" произвести опломбирование теплосчетчика SKM-1-A3.
Актом от 03.11.2016 узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию.
За период октябрь 2016 года теплоснабжающая организация выставила на оплату счет-фактуру на сумму 520 683 руб. 91 коп.
Начисленная плата оплачена истцом платежным поручением N 571747 от 28.10.2016 (л.д. 22).
Объем потребленной тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде определен ответчиком в 252,6300 Гкал и 1 597,0900 Тн, исходя из пункта 3.8 государственного контракта в соответствии с тепловыми нагрузками и режимами работы систем теплопотребления потребителя, установленными в контракте в расчетном периоде, в связи с отсутствием принятого в эксплуатацию прибора учета.
Истец, считая расчет исходя из тепловых нагрузок неправомерным, обратился в суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения, полагая применимым расчет по показаниям прибора учета.
Согласно отчету по потребленной тепловой энергии по показаниям прибора учета истец потребил 100,8 Гкал тепловой энергии и 534,5 Тн теплоносителя в горячей воде, плата за которые составляет 206 364 руб. 79 коп. Таким образом, переплата составила 314 319 руб. 12 коп. согласно расчету (л.д. 8), которая по мнению истца является неосновательным обогащением ответчика.
Претензионный порядок урегулирования спора, установленный частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом соблюден, в материалы дела представлена претензия N 12 от 19.01.2017 с штампом входящей корреспонденции ответчика от 20.01.2017 (л.д. 23), ответ на претензию N 390 от 25.01.2017 (л.д. 24).
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо, во-первых, чтобы обогащение одного лица (приобретателя (ответчика) произошло за счет другого (потерпевшего (истца), и, во-вторых, чтобы такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541 ГК РФ, пункт 1 статьи 544 ГК РФ.
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона о теплоснабжении, а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: 1) требования к приборам учета; 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения; 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем; 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Пунктами 68, 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 предусмотрено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 настоящих Правил.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток) (п. 64 Правил N 1034).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (п. 65 Правил N 1034).
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения (п. 66 Правил N 1034).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (п. 67 Правил N 1034).
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п. 68 Правил N 1034).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, в том числе акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 03.11.2016, письма истца в адрес ПАО "ТГК-14" от 25.07.2016 и от 22.09.2016, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для определения объема отпущенной тепловой энергии истцу в спорный период расчетным методом, исходя из согласованных в договоре тепловых нагрузок.
Так, письмо Колледжа о снятии пломб с прибора учета в целях проведения проверки поступило в адрес ПАО "ТГК-14" 25.07.2016, вместе с тем, снятие пломб осуществлено инспектором ПАО "ТГК-14" только 02.09.2016. Свидетельство N 1433/17 о поверке прибора учета составлено и выдано 20.09.2016.
Незамедлительно после выдачи свидетельства о поверке, до начала отопительного сезона, 23.09.2016 Колледж обратился в ПАО "ТГК-14" с заявлением об опломбировании теплосчетчика.
ПАО "ТГК-14" на заявление учреждения не отреагировало, дополнительных документов не запрашивало, о невозможности опломбирования счетчика Колледж не извещало, и лишь по истечении 1 месяца и 11 дней (03.11.2016) ПАО "ТГК-14" осуществило действия по допуску узла учета в эксплуатацию.
Кроме того, принимается во внимание, что прибор учета не являлся неисправным, сведений о некорректности его работы/показаний в деле не имеется. Напротив, прибор учета в спорный период - октябрь 2016 года - уже являлся поверенным ФБУ "Бурятский ЦСМ" (свидетельство от 20.09.2016). В дальнейшем этот прибор без замечаний принят в эксплуатацию. Показания прибора учета в спорный период снимались непосредственно Колледжем, что соответствует условиям договора, кроме того, представленные в дело показания за время работы прибора учета в октябре 2016 года соотносятся с показаниями, зафиксированными ПАО "ТГК-14" при составлении акта ввода прибора в эксплуатацию.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание своевременность совершения Колледжем всех необходимых действий, добросовестность поведения Колледжа, а также отсутствие правовых оснований для исчисления платы расчетным методом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде неправомерно полученной излишней платы, что влечет вывод об удовлетворении иска.
ПАО "ТГК-14" безосновательно, без учета указанных фактических обстоятельств, произвело начисление платы расчетным методом.
Расчет истца признается правильным. Возражений относительно арифметики расчета ответчиком не представлено, возражения касались применения вопросов права.
Так, ответчиком оплачено 520 683 руб. 91 коп. (252,6300 Гкал и 1 597,0900 Тн), в то время как по показаниям прибора учета следовало оплатить 206 364 руб. 79 коп (100,8 Гкал тепловой энергии и 534,5 Тн теплоносителя в горячей воде), разница составляет 314 319 руб. 12 коп. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 9 286 руб. и уплачена истцом при подаче искового заявления, за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена госпошлина 3000 руб. На основании статьи 110 АПК РФ сумма госпошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца.
Руководствуясь частью 3 статьи 229, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июня 2017 года N А10-1623/2017 отменить, принять новый судебный акт. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N14" в пользу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Бурятский лесопромышленный колледж" 314 319, 12 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 286 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1623/2017
Истец: Государтсвенное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Бурятский лесопромышленный колледж
Ответчик: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14