г. Хабаровск |
|
01 сентября 2017 г. |
А73-1957/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия Ульчского муниципального района "Мариинское КХ": представитель не явился;;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Кофтелева В.А., представитель по доверенности от 25.01.2017 N 13;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 27.03.2017
по делу N А73-1957/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Муниципальное унитарное предприятие Ульчского муниципального района "Мариинское КХ"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Ульчского муниципального района "Мариинское коммунальное хозяйство" (далее - заявитель, предприятие, МУП УМР "Мариинское КХ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2016 г. N 161-ю по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Решением от 27.03.2017 суд заявленные требования удовлетворил, поскольку оспариваемое постановление вынесено административным органом за пределами двухмесячного срока давности привлечения предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, полагая, что судом первой инстанции неверно применены нормы процессуального права, административный орган обратился с апелляционной жалобой.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать предприятию в удовлетворении требований.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Определением от 01.06.2017 рассмотрение апелляционной жалобы приостанавливалось до вынесения окончательного решения по делу N А73-208/2016 Арбитражного суда Хабаровского края.
28.07.2017 производство по апелляционной жалобе возобновлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 21.06.2016 по 23.06.2016 административным органом на основании приказа председателя комитета от 31.05.2016 N 18 проведена внеплановая документарная проверка в отношении МУП УМР "Мариинское КХ" по вопросу исполнения предписания.
Должностными лицами Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в ходе проверки установлено следующее:
МУП УМР "Мариинское КХ" в установленный срок - до 19.07.2016 не выполнило законное предписание органа (должностного лица), уполномоченного в области государственного регулирования тарифов - комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет), от 21.03.2016 N 10-СТ (далее - предписание N 10-СТ), об устранении нарушений п. 28 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты по водоснабжению) в части не раскрытия информации по питьевой воде (питьевому водоснабжению) и подвозу воды за 2014 год, указанной в:
п. 18 Стандартов по водоснабжению - об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
п. 19 Стандартов по водоснабжению - об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям;
п. 20 Стандартов по водоснабжению - об инвестиционных программах регулируемой организации (за исключением информации, указанной в пп. "з" п. 20 Стандартов по водоснабжению),
Факт нарушения отражен в акте проверки от 23.06.2016 N 27-СТ.
24.08.2016 г. по выявленному факту административным органом, в отсутствие законного представителя, при надлежащем извещении, в отношении МУП УМР "Мариинское КХ" составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
29.12.2016 административным органом, в отсутствие представителя предприятия, при надлежащем извещении, вынесено постановление N 161-ю от 29.12.2016 о назначении административного наказания, которым Предприятие привлечено к ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, вместе с тем признал постановление незаконным, в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Постановлением комитета от 11.12.2013 N 36/6 для потребителей МУП УМР "Мариинское КХ" в Ульчском муниципальном районе установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2014 год.
Тарифы на подвоз воды для потребителей МУП УМР "Мариинское КХ" в Ульчском муниципальном районе на 2014 год установлены постановлением комитета от 11.12.2013 N 36/7.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, а также органами регулирования тарифов установлен "Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6. (далее - Стандарты).
В силу пункта 18 Стандартов, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), содержит сведения:
а) о выручке от вида регулируемой деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности;
б) о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по виду регулируемой деятельности (тыс. рублей), включая:
расходы на оплату холодной воды, приобретаемой у других организаций для последующей подачи потребителям;
расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт·ч), и объем приобретения электрической энергии;
расходы на химические реагенты, используемые в технологическом процессе;
расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала;
расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала;
расходы на амортизацию основных производственных средств;
расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности;
общепроизводственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт;
общехозяйственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт;
расходы на капитальный и текущий ремонт основных производственных средств (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов);
расходы на услуги производственного характера, оказываемые по договорам с организациями на проведение регламентных работ в рамках технологического процесса (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов);
прочие расходы, которые подлежат отнесению на регулируемые виды деятельности в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
в) о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей);
г) об изменении стоимости основных фондов (в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации)), их переоценки (тыс. рублей);
д) о валовой прибыли (убытках) от продажи товаров и услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей);
е) о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (раскрывается регулируемой организацией, выручка от регулируемой деятельности которой превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год);
ж) об объеме поднятой воды (тыс. куб. метров);
з) об объеме покупной воды (тыс. куб. метров);
и) об объеме воды, пропущенной через очистные сооружения (тыс. куб. метров);
к) об объеме отпущенной потребителям воды, определенном по приборам учета и расчетным путем (по нормативам потребления) (тыс. куб. метров);
л) о потерях воды в сетях (процентов);
м) о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек);
н) об удельном расходе электроэнергии на подачу воды в сеть (тыс. кВт·ч или тыс. куб. метров);
о) о расходе воды на собственные (в том числе хозяйственно-бытовые) нужды (процент объема отпуска воды потребителям);
п) о показателе использования производственных объектов (по объему перекачки) по отношению к пиковому дню отчетного года (процентов).
Согласно пункту 19 Стандартов, информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям содержит сведения:
а) о количестве аварий на системах холодного водоснабжения (единиц на километр);
б) о количестве случаев ограничения подачи холодной воды по графику с указанием срока действия таких ограничений (менее 24 часов в сутки) и доле потребителей (процентов), затронутых ограничениями подачи холодной воды;
в) об общем количестве проведенных проб качества воды по следующим показателям:
мутность;
цветность;
хлор остаточный общий, в том числе хлор остаточный связанный и хлор остаточный свободный;
общие колиформные бактерии;
термотолерантные колиформные бактерии;
г) о количестве проведенных проб, выявивших несоответствие холодной воды санитарным нормам (предельно допустимой концентрации), по следующим показателям:
мутность;
цветность;
хлор остаточный общий, в том числе хлор остаточный связанный и хлор остаточный свободный;
общие колиформные бактерии;
термотолерантные колиформные бактерии;
д) о доле исполненных в срок договоров о подключении (процент общего количества заключенных договоров о подключении);
е) о средней продолжительности рассмотрения заявлений о подключении (дней).
В соответствии с пунктом 20 Стандартов, информация об инвестиционных программах регулируемой организации содержит сведения:
а) о наименовании, дате утверждения и цели инвестиционной программы;
б) о наименовании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего инвестиционную программу, и о наименовании органа местного самоуправления, согласовавшего инвестиционную программу;
в) о сроках начала и окончания реализации инвестиционной программы;
г) о потребностях в финансовых средствах, необходимых для реализации инвестиционной программы, в том числе с разбивкой по годам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей);
д) о плановых значениях целевых показателей инвестиционной программы (с разбивкой по мероприятиям);
е) о фактических значениях целевых показателей (тыс. рублей);
ж) об использовании инвестиционных средств за отчетный год с разбивкой по кварталам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей);
з) о внесении изменений в инвестиционную программу.
Согласно пункту 4.4.1 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр, к полномочиям комитета относится, в том числе, направление хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулируемую деятельность, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства.
Частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) 21.03.2016 уполномоченным должностным лицом комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в отношении МУП УМР "Мариинское КХ" вынесено предписание N 10-СТ.
МУП УМР "Мариинское КХ" было предписано в срок 30 календарных дней с момента получения предписания устранить, указанные выше нарушения п. 28 Стандартов по водоснабжению.
Последним днем для исполнения предписания N 10-СТ являлось 18.07.2016.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается предприятием, что предписание комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в установленный срок не исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлено, вина Общества в совершении данного нарушения нашла подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения является обоснованным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении предприятия от административной ответственности. Отсутствуют основания и для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, выводы суда о вынесении постановления по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности апелляционный суд считает ошибочными по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В части 5 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Следовательно, невыполнение предприятием рассматриваемого предписания представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в пункте 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).
Судом установлено, что бездействие предприятия, образующее объективную сторону вменяемого ему административного правонарушения, было совершено 19.07.2016 (следующий день после окончания срока, предусмотренного для выполнения обязанности), постановление вынесено комитетом 29.12.2016, следовательно, на момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения предприятия к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ не истек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требование предприятия удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2017 по делу N А73-1957/2017 отменить.
Отказать Муниципальному унитарному предприятию Ульчского муниципального района "Мариинское коммунальное хозяйство" о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.12.2016 г. N 161-ю о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1957/2017
Истец: МУП Ульчского муниципального района "Мариинское КХ"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2180/17