Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2017 г. N Ф08-9363/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2017 г. |
дело N А32-45647/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткалич М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2017 по делу N А32-45647/2016, принятое судьей Поздняковым А.Г.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727),
к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997),
о взыскании 6 240 822,94 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" взыскании 1 947 861,40 руб. (с учетом принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уменьшения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что истец неверно толкует понятие срок оборота вагонов, который для ОАО "ТМТП" определен п.12 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов, а именно: на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ТМТП" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 час. Срок оборота вагонов рассчитан на основании Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утв. Приказом МПС России от 29 сентября 2003 г. N 67) в утвержденном сторонами Едином технологическом процессе работы железнодорожного пути необщего пользования оператора морского терминала ОАО "Туапсинский морской торговый порт" и станции примыкания Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ЕТП). В него включены: операции по подаче-уборке вагонов, их ожидание, проведение приемосдаточных и грузовых операций, маневровых работ, выполняемых и перевозчиком и портом. Истец ошибочно полагает, что право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено п. 4.7. Правил N 26. В соответствии со ст.33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки от 75 до 550 км в сутки (приказ от 18 июня 2003 г. N 27 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом"). Срок доставки предусматривает возможность перевозчика отставлять вагоны от движения в пути следования в процессе перевозки ввиду технических и технологических обстоятельств. Материалы дела не содержат доказательств невыполнения портом технологических сроков оборота вагонов. При этом АО "ТМТП" производило обработку вагонов в соответствии с договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов. Согласно пункту 5.1 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. В спорный период АО "ТМТП" не давало письменного отказа в приеме вагонов с экспортным грузом и принимало все подаваемые станцией Туапсе-Сортировочная вагоны. Во время нахождения спорных вагонов на путях общего пользования на пути порта производились подачи вагонов с разнородным грузом, что отражено в графиках занятости выставочных путей АО "Туапсинский морской торговый порт". Следовательно, причин нахождения вагонов на путях общего пользования, зависящих от АО "ТМТП", не допускалось. Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. По мнению АО "ТМТП" законодателем была закреплена норма об извещении грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования с целью принятия последним всех возможных мер по приему задержанных вагонов. Пунктом 4.7. указанных Правил также предусмотрено, что на факт задержки вагонов перевозчиком на станции назначения составляется акт общей формы, который передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. АО "ТМТП" при получении счетов ОАО "РЖД" на оплату времени нахождения указанных в актах вагонов отказало в оплате из-за отсутствия причин, зависящих от грузополучателя. Согласно расчету порта плата в размере 177 949,90 руб. (графа 7 расчета АО "ТМТП") на вагоны, отправленные со станций задержки задолго до истечения срока доставки груза, однако перевозчик не обеспечил своевременную доставку груза, отнеся вину в задержке доставки груза на АО "ТМТП", например: согласно акту общей формы N 9/6270 (N4 п/п) вагоны были задержаны на ст.Пролетарская Сев.-Кав.ж.д. в течение 30 час 25 мин, отправлены за 6 суток до истечения срока доставки груза, а прибыли на станцию назначения с нарушением срока доставки груза на 8 суток. Т.е. перевозчик вместо 2 суток, предусмотренных на доставку груза со ст.Пролетарская, расположенной в 458 км от ст.Туапсе-Сортировочная, вез груз в течение 14 суток. Аналогично по акту общей формы N 9/57 (N48 п/п) вагоны были задержаны на ст.Тихонький Сев.-Кав.ж.д. в течение 45 час 53 мин, отправлены за 3 суток до истечения срока доставки груза, а прибыли на станцию назначения с нарушением срока доставки груза на 10 суток. Т.е. перевозчик вместо 1 суток, предусмотренных на доставку груза со ст.Тихонький, расположенной в 292 км от ст.Туапсе-Сортировочная, вез груз в течение 13 суток. Плата в размере 1 441 011,85 руб. (графа 8 Расчета АО "ТМТП") в связи с нарушением перевозчиком сроков уборки вагонов, являющихся составной частью срока оборота вагонов. Нарушение сроков уборки вагонов перевозчиком привело к занятости железнодорожного пути необщего пользования АО "ТМТП" вагонами с оконченной грузовой операцией и ограничению возможности приема вагонов с экспортными грузами с путей общего пользования на пути порта.
ОАО "РЖД" в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям. Довод ответчика о том, что срок уборки вагонов, осуществляемой перевозчиком, входит в технологический срок оборота вагонов, ссылаясь на ЕТП и перекладывая ответственность за нарушение срока оборота на перевозчика ранее заявлялся АО "ТМТП" в аналогичных спорах и был отвергнут судами как не основанный на условиях закона и договора (постановление АС СКО от 20.05.2016 по делу А32-8747/2015). Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельце железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26. Согласно п. п. 4.3 и 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4), содержащим обобщенные данные памяток приемосдатчика, в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции. Довод ответчика о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению сроков оборота вагонов, прямо противоречит пункту 2.1. Порядка, которым определено, что при расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами: маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно; маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии); маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций; выполнение грузовых операций; маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций; маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии); приемо-сдаточные операции; прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на места погрузки, выгрузки, межоперационные простои). Уборка вагонов на путь общего пользования в срок оборота вагонов, разрабатываемый для пути необщего пользования Порядком не включена. Пунктом 9 договора 85/4 установлено, что о готовности вагонов к уборке техник по вагонным операциям порта подает приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, т.е. уведомление, которое вносится в графу 4 ведомости подачи и уборки вагонов, завершая временной период, нарушение которого учитывается в целях взимания платы. Согласно абз. 5 пункта 9 договора 85/4 готовые к уборке вагоны убираются локомотивом перевозчика с железнодорожных выставочных путей N 5 или N 6 в течение 2 часов после получения уведомления порта о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке. Довод ответчика о том, что в срок оборота включается время на ожидание отправления вагонов на станцию, операции по отправлению вагонов и отправление вагонов на станцию примыкания, не соответствует условиям договора между сторонами. Пункт 4.7. Правил не содержит в качестве обязательного условия для начисления платы отказ грузополучателя, на отсутствие которого ссылается ответчик. Истец и не утверждал, что обработка вагонов приостанавливалась в спорный период, однако осуществлялась она портом не в соответствии с условиями договора, а с его нарушением в части выполнения сроков оборота вагонов. Истец представил уточненный расчет исковых требований и заявил об их уменьшении до размера 1947861,40 руб. Довод порта о том, что задержка уборки вагонов перевозчиком освобождает его от обязанности вносить спорную плату в размере 1441011,85 руб., подлежит отклонению.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Между ОАО "РЖД" и АО "Туапсинский морской торговый порт" заключен договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на ж.д. путь необщего пользования АО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги" при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД от 24.01.2012 (далее - договор, договор 85/4), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация ж.д. пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 паркам "В", обслуживаемого локомотивом АО "ТМТП", арендуемым у ОАО "РЖД". Пунктом 22 установлен срок действия договора до 01.02.2017.
Пунктом 5 договора установлен порядок подачи вагонов, периодичность подач, порядок уведомления.
Согласно п. 5.6. договора поданные на ж.д. путь необщего пользования АО "ТМТП" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятки цриемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции.
Сдаваемые на ж.д. путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на ж.д. выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на/с перевеску, протарку, дозировку, расстановке и перестановке групп вагонов по местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у ОАО "РЖД" (п. 8 договора).
Пунктом 12 договора предусмотрено, что на ж.д. пути необщего пользования АО "ТМТП" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 часов.
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях в период с декабрь 2015 по май-2016 удостоверены актами общей формы в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Туапсинский морской торговый порт".
Перевозчик уведомлял ответчика извещениями о задержке и отправлении поездов во исполнение пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что грузополучатель не давал отказа от приема спорных вагонов.
Общая сумма спорной платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, согласно уточненному расчету истца, составила 1947861 руб. 40 коп.
Претензии истца с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе задержанных поездов оставлены ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статьей 39 УЖТ также предусмотрено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Размер платы с 07.06.2015 года определяется по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы.
В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Туапсинский морской торговый порт". Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, -указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
В пункте 3.5. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 г. выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, факт и причина задержки вагонов - необеспечение истцом -грузополучателем выгрузки вагонов удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Причиной задержки является нарушение технологического срока оборота вагонов, т.е. зависит от ответчика, обязанность ответчика соблюдать данный срок установлена п. 12 договора N 85/4 в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований ОАО "РЖД" к АО "ТМТП".
Нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что "Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
Обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена на грузополучателей.
Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно п. п. 4.3 и 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4), в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции.
В ведомости подачи и уборки вагонов отражена дата и время уборки, которая производится позже времени нахождения вагонов у порта.
Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а уборка производится после уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются.
Отношения сторон регулируются Уставом ж.д. транспорта, Правилами эксплуатации ж.д. путей необщего пользования, а также договором N 85/4. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов регламентирован Приказом МПС РФ N 67 от 29.09.2003 года "Об утверждения Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов и выгрузки грузов из вагонов (далее Порядок).
Уборку вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов Порядок не включает.
Пунктом 9 договора 85/4 установлено, что о готовности вагонов к уборке техник по вагонным операциям порта подает приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, т.е. уведомление, которое вносится в графу 4 ведомости подачи и уборки вагонов, завершая временной период, нарушение которого учитывается в целях взимания платы.
Согласно пункту 4.7 Правил и в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции
В качестве документов, удостоверяющих факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях, перевозчиком - истцом представлены акты общей формы.
Представленные акты общей формы подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невозможностью обеспечения выгрузки вагонов ответчиком.
В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеются разногласия грузополучателя - ответчика.
При этом разногласия порта к актам общей формы не подтверждают соблюдения им технологического срока оборота вагонов. Вместе с тем указание в разногласиях на отсутствие его отказа от приема груза не ограничивает применения статьи 39 УЖТ РФ и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования.
Пунктом 12 договора в качестве условия обеспечения портом выгрузки согласован срок оборота вагонов (время от подачи порту вагонов на выставочный путь до получения уведомления о готовности вагонов к уборке) - 6 часов.
Из представленных истцом ведомостей подачи и уборки вагонов (графа 5), следует, что вагоны в период остановки поезда на промежуточной станции выгружались ответчиком в сроки, превышающие шестичасовой срок оборота вагонов.
Требования о взыскании штрафа за задержку уборки иных вагонов и в иные периоды являются самостоятельными требованиями. Периоды технологического срока оборота вагонов и период уборки вагонов не зависят друг от друга, и не влекут исключение ответственности порта.
В ведомости подачи и уборки вагонов время задержки уборки указано после времени нахождения вагонов у порта.
Поскольку задержка уборки вагонов не освобождает от платы за пользование, то и обстоятельства, связанные с задержкой уборки вагонов, не могут приниматься во внимание при начислении и оплате за пользование вагонами на основании статьи 39 УЖТ РФ.
Вместе с тем, пункт 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожным путей необщего пользования ставит обязанность вносить плату за пользование вагонами в прямую зависимость от выполнения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Доводам ответчика об отсутствии его отказа от приема спорных вагонов, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Пункт 4.7. Правил не содержит в качестве обязательного условия для начисления платы отказ грузополучателя, на отсутствие которого ссылается ответчик. Истец не утверждал, что обработка вагонов приостанавливалась в спорный период, однако осуществлялась она портом не в соответствии с условиями договора, а с его нарушением в части выполнения сроков оборота вагонов.
В части сумм, указанных в графах контррасчета порта N 5 (кроме суммы 1270,86 руб. за 3 вагона по акту 9/41), граф 6, 9-10, графы 11 (кроме суммы 323154,80 руб. по актам общей формы 9/6266, 9/197, 9/211, 9/221, 9/222), истец не поддерживает исковые требования в связи с отсутствием нарушения срока доставки спорных вагонов по вине грузополучателя.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены возражения ответчика об отсутствии нарушения срока доставки по графе 11 контррасчета в части суммы 323154,80 руб. по актам общей формы 9/6266, 9/197, 9/211, 9/221, 9/222 как не основанные на представленных в дело доказательствах.
В пункте 2.7. отзыва (графа 11 контррасчета) ответчик указал, что плата начислена необоснованно, поскольку в период задержки спорных поездов перевозчик оказывал услугу по временному размещению подвижного состава на путях общего пользования по договору между ОАО "РЖД" и ООО "УГМК-Транс N 57/2015 от 17.08.15 и срок доставки спорных вагонов в связи с этим не истек.
Из представленных в дело истцом актов общей формы следует, что спорные вагоны прибывали на станцию назначения за пределами сроков доставки, увеличенных на период оказания договорной услуги по временному размещению подвижного состава на путях общего пользования, а именно:
срок доставки по ж.д. накладным ЭИ400207, ЭИ250688 спорных вагонов, указанных в акте общей формы 9/6266 истек 30.11.15 с учетом увеличения на 4 суток на период оказания договорной услуги по размещению подвижного состава (акт общей формы на увеличение срока доставки N 1/1500). Однако вагоны прибыли на станцию назначения 21.12.15, т.е. за пределами увеличенных сроков доставки, ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
сроки доставки спорных вагонов, указанных в акте общей формы 9/197, истекли 17.01.16 - 20.01.16 с учетом увеличения на 6 суток на период оказания договорной услуги по размещению подвижного состава (акт общей формы на увеличение срока доставки N 1/613), а также еще на 1 сутки на устранение тех. неисправности для вагонов по ж.д. накладным ЭК437806 и ЭК 437913;
Однако вагоны прибыли на станцию назначения 24.01.16, т.е. за пределами увеличенных сроков доставки, ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
сроки доставки спорных вагонов, указанных в акте общей формы 9/211, истекли с 15.01.16 - 16.01.16 с учетом увеличения на 5 суток на период оказания договорной услуги по размещению подвижного состава (акт общей формы на увеличение срока доставки N 89), однако вагоны прибыли на станцию назначения 24.01.16, т.е. за пределами увеличенных сроков доставки, ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
сроки доставки спорных вагонов, указанных в акте общей формы 9/222, истекли 14.01.16 - 23.01.16 с учетом увеличения на 5 суток на период оказания договорной услуги по размещению подвижного состава (акт общей формы N 6/1146), однако вагоны прибыли на станцию назначения 24.01.16, т.е. за пределами увеличенных сроков доставки, ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
сроки доставки спорных вагонов, указанных в акте общей формы 9/221, истекал 14.01.16- 23.01.16 с учетом увеличения на 5 суток на период оказания договорной услуги по размещению подвижного состава (акт общей формы на увеличение срока доставки N 1/1146), однако вагоны прибыли на станцию назначения 24.01.16, т.е. за пределами увеличенных сроков доставки, ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Учитывая изложенное, заявленные истцом требования о взыскании 1947861,40 руб. подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2017 по делу N А32-45647/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45647/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2017 г. N Ф08-9363/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД", Северо-Кавказкий ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"