Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2017 г. N Ф09-7579/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
1 сентября 2017 г. |
Дело N А60-54105/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Яринского С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.
при участии:
от Счетной палаты Свердловской области (ИНН 6658403948, ОГРН 1126658003922) - Тимофеева Е.Н., удостоверение, доверенность от 28.12.2016;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Екатеринбургский экономико-технологический колледж"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 мая 2017 года
по делу N А60-14143/2017,
принятое судьей Киреевым П.Н.
по заявлению Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Екатеринбургский экономико-технологический колледж" (ИНН 6661000642, ОГРН 1036603990543)
к Счетной палате Свердловской области (ИНН 6658403948, ОГРН 1126658003922)
о признании недействительным предписания от 08.02.2017 N 06-07/143,
установил:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургский экономико-технологический колледж" (далее - заявитель, учреждение, колледж) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Счетной палате Свердловской области о признании недействительным предписания от 08.02.2017 N 06-07/143.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что судом не принят во внимание п. 4.6 Положения о внутреннем распорядке студентов учреждения, в соответствии с которым для начисления компенсации на питание в целях социальной адаптации и материальной поддержки обучающихся отдельных категорий граждан, находящихся на полном государственном обеспечении, учебными днями считать дни с понедельника по пятницу, выходными днями - субботу и воскресение независимо от календарного учебного графика. Также заявитель указывает, что обеспечить возврат средств в областной бюджет в размере 9315 руб. в соответствии с предписанием Счетной палаты не представляется возможным, так как денежные средства в размере 9315 руб. были перечислены в областной бюджет в 2016 году.
Представитель Счетной палаты Свердловской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Счетной палатой Свердловской области в соответствии с планом работы на 2016 год и по распоряжению председателя от 05.02.2016 N 01-05/19 в отношении учреждения проведена проверка на предмет использования в 2015 году средств областного бюджета, выделенных на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях, в рамках реализации государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года".
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- колледжем произведена выплата повышенной компенсации за питание детей-сирот за субботние дни, фактически являющиеся учебными днями, в результате 48000 руб. использованы с нарушением целевого назначения;
- незаконное использование средств в размере 9315 рублей на выплату ежегодного пособия на приобретение литературы и письменных принадлежностей гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Свердловской области в поисках убежища (3 чел.).
По результатам проверки составлен акт от 27.04.2016 и выдано предписание от 08.02.2017 N 06-07/143, в соответствии с которым учреждению предписано в срок до 26 мая 2017 года обеспечить возврат в областной бюджет незаконно использованных 57 315 руб.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона N 6-ФЗ к полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относятся, в том числе следующие основные полномочия: организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию.
Частью 4 указанной статьи Федерального закона N 6-ФЗ установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с частями 4-6 ст. 16 Федерального закона N 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.
В соответствии со статьей 3 Закона Свердловской области от 12.07.2011 N 62-03 "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Закон N 62-ОЗ) счетная палата является государственным органом, реализующим полномочия по внешнему государственному финансовому контролю на территории Свердловской области.
Таким образом, действия счетной палаты по проведению упомянутой проверки и выдаче предписания осуществлены в рамках ее полномочий.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 19.01.2015 N 06-Д "Об осуществлении государственными образовательными учреждениями Свердловской области полномочий Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления в 2015 году" (далее - Приказ N 06-Д) колледжу переданы полномочия Министерства по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме и установлены размеры пособий и компенсаций дополнительных гарантий по социальной поддержке, которые установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащих выплате обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Законом N 159-ФЗ и Законом Свердловской области от 15.07.2013 N 78-03 "Об образовании в Свердловской области" (далее - Закон N 78-03) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей имеют возможность выбора между предоставлением им бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещением их полной стоимости.
Постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2014 N 274-ПП "Об утверждении норм, в соответствии с которыми осуществляется полное государственное обеспечение отдельных категорий обучающихся в государственных образовательных организациях Свердловской области, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Свердловской области" установлен размер денежной компенсации, выплачиваемой на питание детей-сирот, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных (в том числе профессиональных образовательных) организациях Свердловской области, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Свердловской области.
При этом в пункте 2 Постановления указано, что руководителям государственных образовательных учреждений разрешено увеличивать нормы обеспечения питанием в летний оздоровительный период, в выходные, праздничные и каникулярные дни на 10% в день на каждого человека.
В соответствии с приказом Министерства N 06-Д денежные эквиваленты норм обеспечения питанием в 2015 году составляли: с 01.01.2015 компенсация на питание в учебные дни - 163,5 рублей, в выходные, праздничные и каникулярные дни 180 рублей; с 01.07.2015 - 173,9 руб. и 191,3 руб. соответственно.
В соответствии с пунктом 59 Устава колледжа, утвержденного приказом Министерства образования от 12.01.2012 N 01-д, продолжительность учебной недели при получении начального и среднего профессионального образования составляет шесть дней (л.д.78).
Из представленных к проверке расписаний занятий также установлено, что для учебных групп суббота является учебным днем. Данный факт заявителем не оспаривается.
Поскольку из пункта 2 Постановления Правительства Свердловской области от 02.04.2014 N 274-ПП, установившего порядок предоставления субсидии из областного бюджета, следует, что повышенные нормы на питание увязываются именно с отдыхом обучающихся, а в субботу они учились, учреждение необоснованно выплачивало за субботние дни повышенную компенсацию.
Ссылка заявителя на пункт 4.6 Положения о внутреннем распорядке студентов колледжа, утвержденного самим учреждением, отклоняется, так как оно не вправе своим локальным актом как устанавливать порядок предоставления субсидии из областного бюджета, так и толковать этот порядок.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
В ходе проверки также установлено незаконное использование средств в размере 9315 рублей на выплату ежегодного пособия на приобретение литературы и письменных принадлежностей гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Свердловской области в поисках убежища (3 чел.).
Поскольку в силу ст. 33-1 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-03 "Об образовании в Свердловской области" выплата указанного пособия данной категории не предусмотрена, Счетная палата правомерно выдала предписание о возврате средств в сумме 9315 руб.
На момент подписания и вручения акта от 27.04.2016 колледжем указанное нарушение признано, денежные средства в сумме 9315 руб. внесены в кассу колледжа, однако в областной бюджет еще не поступили, в связи с чем Счетная палата правомерно обязала своим предписанием возвратить указанную сумму денежных средств.
Исполнение заявителем предписания в данной части не свидетельствует о его незаконности и не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как не влечет возложение на учреждение дополнительных обязанностей.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст.270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст.110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 мая 2017 года по делу N А60-14143/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14143/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2017 г. N Ф09-7579/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Ответчик: Счетная палата Свердловской области