г. Санкт-Петербург |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А56-29498/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Аминева И.И. - доверенность от 10.05.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15845/2017) ПАО междугородной и международной связи "Ростелеком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2017 по делу N А56-29498/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан
к ПАО междугородной и международной связи "Ростелеком"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - Общество, ПАО "Ростелеком") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.05.2017 заявление удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с названной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 29.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие вины Общества во вмененном правонарушении.
От Управления поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Административный орган извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам планового систематического наблюдения в период с 01.02.2017 по 28.02.2017 в отношении ПАО "Ростелеком" административным органом выявлено и зафиксировано в акте систематического наблюдения от 28.02.2017 N А-16/2/7-нд/18 отсутствие средств коллективного пользования - информационных сенсорных терминалов.
На основании приказа от 14.03.2017 N 44-нд в период с 20.03.2017 по 14.04.2017 Управлением проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Ростелеком", в ходе которой установлено и отражено в акте проверки от 13.04.2017 N А-16/2/44-нд/53 отсутствие средств коллективного пользования - информационных сенсорных терминалов в Алексеевском (17 шт.) и Чистопольском (19 шт.) районах Республики Татарстан, в связи с чем административный орган пришел к выводу о том, что Общество не оказывает телематические услуги связи в указанных районах, что является нарушением пункта 2.1.1 договора об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 N УУС-01/2014, пункта 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 241, пунктов 5 и 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 135993, пунктов 5 и 10 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, статей 46 и 57 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 10.04.2017 N АП-16/2/346 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы. Представленного Управлением отзыв и выслушав позицию представителя Общесвта, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) оказание услуг является лицензируемым видом деятельности.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно пункту 1 статьи 57 Закона о связи в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.
К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся услуги связи, оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
- услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа;
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ПАО "Ростелеком" оказывает телематические услуги связи на основании лицензии N 135993 от 16.02.2016, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком до 16.02.2021.
Пунктом 10 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии N 135993 предусмотрена обязанность лицензиата выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договором об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенным с уполномоченным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 N 437-р на Общество возложены обязанности по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указанного распоряжения между Обществом и Федеральным агентством связи (далее - Агентство, Россвязь) заключен договор от 13.05.2014 N УУС-01/2014 "Об условиях оказания универсальных услуг связи" (далее - Договор), в соответствии с которым Общество, имея лицензии на соответствующие виды услуг связи, обязалось оказывать универсальные услуги связи (далее - УУС) на территории населенных пунктов, указанных в приложении к указанному Договору.
В соответствии с Приложением N 2 к Договору в перечне населенных пунктов в Республике Татарстан, на территории которых должны быть установлены средства коллективного доступа для оказания универсальных услуг связи, поименованы муниципальные районы Алексеевский и Чистопольский (таблица N 1.16.2 Приложения N 2).
Пунктами 2.1.1 и 2.1.4 Договора определено, что оператор универсального обслуживания обязан оказывать услуги на территории каждого из населенных пунктов, указанных в таблицах N 1.1.1-1.83.3 Приложения N 2 к Договору, с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения проверочных мероприятий Управлением выявлено отсутствие средств коллективного пользования - информационных сенсорных терминалов в Алексеевском (17 шт.) и Чистопольском (19 шт.) районах Республики Татарстан, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом допущено нарушение пунктов 2.1.1 и 2.1.4 Договора, пункта 3 Правил, пунктов 5 и 10 раздела XVI Перечня, пунктов 5 и 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 135993, пункта 1 статьи 46 и статьи 57 Закона о связи, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно пункту 3.7 Договора в случае, если бюджетные ассигнования, доведенные в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий календарный год до Агентства для финансирования обеспечения УУС, меньше размера сумм финансового обеспечения оказания УУС, указанных в приложении N 1 к Договору, стороны соглашаются с тем, что объем обязательств Агентства перед оператором универсального обслуживания за соответствующий календарный год будет уменьшен, при этом объем обязательств оператора универсального обслуживания по оказанию УУС за соответствующий календарный год также будет уменьшен в соответствии с Приложением N 6 к Договору. Указанное уменьшение объема обязательств сторон фиксируется в отдельном дополнительном соглашении к Договору, которые стороны должны будут в этом случае заключить.
03.02.2016 письмом N РШ-ПЗЗ-2606 на основании поручения Председателя Правительства РФ от 25.12.2015 Агентство уведомило ПАО "Ростелеком" о том, что объем бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания УУС в 2016 году на 46% меньше размера выплат, определенных Договором.
В соответствии с Приложением N 6 к Договору в случае, если бюджетные ассигнования, доведенные в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий календарный год до Агентства для финансирования обеспечения УУС, меньше размера сумм финансового обеспечения оказания УУС, указанных в Приложении N 1 к Договору, от 30 до 55 процентов, Оператор универсального обслуживания снимает в полном объеме свои обязательства по оказанию УУС с использованием точек доступа и пропорционально снижает свои обязательства по оказанию УУС по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования пользовательского оборудования абонента (исключая точки доступа).
Оператор универсального обслуживания самостоятельно распределяет снижение обязательств по оказанию УУС по передаче данных и предоставлению доступа к инофрмационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования пользовательского оборудования абонента (исключая точки доступа) в соответствующем году территории Российской Федерации.
Руководствуясь положениями Договора, в соответствии с которыми предусмотрено право Общества на уменьшение объема своих обязательств при данных обстоятельствах, в том числе снятие в полном объеме своих обязательств по оказанию УУС с использованием точек доступа, ПАО "Ростелеком" направило в адрес Агентства уведомление о том, что с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно ПАО "Ростелеком" не несет обязательств по оказанию УУС по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования пользовательского оборудования абонента в части всех средств коллективного доступа, определенных в Таблице 1, 2 Приложения N 2 к Договору.
Одновременно с уведомлением направлено подписанное со стороны ПАО "Ростелеком" дополнительное соглашение N 4 к Договору, которое стороны Договора обязались подписать при его заключении для фиксации взаимного уменьшения обязательств при возникновении указанных выше обстоятельств.
Письмом от 15.03.2017 N РШ-П31-2732 Россвязь сообщило о невозможности согласования представленных ПАО "Ростелеком" проектов дополнительного соглашения N 4 к Договору в связи с недопустимостью нарушения Россвязью бюджетного законодательства в части приемки оказанных УУС услугв объеме, значительно превышающем объем средств, доведенных до Россвязи в 2016 году на финансовое обеспечение УУС. К письму приложен подготовленный Россвязью проект дополнительного соглашения N 4 к Договору для рассмотрения и согласования ПАО "Ростелеком".
Письмом от 22.03.2017 N 01/05/522-17 ПАО "Ростелеком" сообщило о невозможности согласования полученного проекта в предложенной редакции, приложив к письму таблицу положений проекта дополнительного соглашения N 4 к Договору, по которым позиция ПАО "Ростелеком" и Россвязи не совпадают.
Таким образом, ПАО "Ростелеком" в связи с существенным уменьшением ассигнований не имело возможности осуществлять предоставление универсальных услуг связи в объеме, определенном Договором, в связи с чем уменьшило объем своих обязательств по оказанию УУС за соответствующий год, реализовав тем самым свое законное право, предусмотренное в том числе Приложением N 6 к Договору.
ПАО "Ростелеком" направило в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций РФ информацию об указанных выше обстоятельствах и просило принять их во внимание при проведении проверок (письмо от 01.06.2016 N 01/05/10573-16).
25.07.2016 в адрес Роскомнадзора направлено письмо N 01/05/14280-16 о том, что после решения вопроса о внесении изменений в федеральный бюджет на 2016 год в дополнительном соглашении к Договору будут отражены фактически произошедшие факты уменьшения обязательств его сторон.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В связи со значительным уменьшением размера выплат финансового обеспечения оказания УУС у Общества не имелось возможности для соблюдения норм действующего законодательства в области связи, а также требований лицензии, в связи с чем стоит признать обоснованным довод ПАО "Ростелеком" об отсутствии вины в невыполнении обязательств по оказанию универсальных услуг связи, поскольку данное обстоятельство обусловлено бюджетным недофинансированием со стороны Федерального агентства связи.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия полагает недоказанным в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административной правонарушении, в связи с чем требование Управления о привлечении ПАО "Ростелеком" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежало.
Решение суда первой инстанции, как вынесенное на основе ненадлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 мая 2017 года по делу N А56-29498/2017 отменить.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29498/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан)
Ответчик: ПАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ", ПАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ" филиал в республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15845/17