г. Пермь |
|
01 сентября 2017 г. |
Дело N А60-20307/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации Горноуральского городского округа
на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
от 27 июня 2017 года
по делу N А60-20307/2017,
вынесенное судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
к Администрации Горноуральского городского округа (ОГРН 1036602351532, ИНН 6648000629)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заявитель, административный орган, Департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Администрации Горноуральского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2017 года, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены; Администрация Горноуральского городского округа привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Горноуральского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что Администрация Горноуральского городского округа не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не является лицом, непосредственно осуществляющим эксплуатацию спорной сети теплоснабжения. При этом указывает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу следует признать МУП "Пригородные тепловые сети".
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании поступивших сведений из Управления ФСБ России по Свердловской области (вх. N 49937 от 23.11.2016), Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (вх. N 29-01-80/55671 от 29.12.2016) уполномоченным должностным лицом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области вынесено определение N 29-15-04/7 от 03.02.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту строительства тепловых сетей Горноуральского городского округа, с. Покровское, ул. Советская в отсутствие государственного строительного надзора.
В ходе административного расследования 16.02.2017 проведен визуальный осмотр и установлено, что в неустановленный период по настоящее время, осуществлено строительство внутриквартальной тепловой сети от блочной водогрейной котельной до объектов соцкультбыта: здание Администрации по ул. Советская, 74, здание школы по ул. Школьная, 11а, протяженностью около 150 м.п. Тепловая сеть состоит из подающего и обратного трубопроводов отопления и горячего водоснабжения из стали. Визуальному осмотру доступно здание котельной с дымящимися трубами, внутренним работающим оборудованием, что подтверждается показателями манометров, индикацией приборов и пр., выходящие стальные трубы отопления и горячего водоснабжения из котельной, приборы учета и контроля. После здания котельной трубопроводы через тепловые камеры идут к существующим зданиям.
Также визуальному осмотру доступны утепленные ИТП (индивидуальные тепловые пункты) устроенные около зданий. В ИТП расположены трубопроводы с манометрами, счетчики тепловой энергии, клапана, фильтра. В трубопроводах находится теплоноситель (вода). Система находится под давлением с температурой, о чем свидетельствуют приборы измеряющие температуру и давление.
Исходя из вышеуказанных характеристик объекта и в соответствии с требованиями ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанный объект подлежит государственному строительному надзору.
Кроме того, выявлено, что тепловая сеть находится в состоянии эксплуатации, что подтверждается приборами учета и контроля.
Департамент пришел к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют об эксплуатации объекта капитального строительства с нарушением установленного законом порядка - без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
По результатам административного расследования Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении Администрации Горноуральского городского округа составлен протокол от 28.02.2017 N 29-15-09/28 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
На основании ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в арбитражный суд с заявлением о привлечении Администрации Горноуральского городского округа к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, руководствуясь при этом следующим.
В ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено:
объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
строительство - это создание зданий, сооружений, строений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта; технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются - линейными объектами.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение N 87).
Пунктом 2 Положения N 87 установлено, что объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на:
- объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
- объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
- линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
В соответствии с пунктом 33 Положения N 87 на линейные объекты капитального строительства (далее - линейные объекты) составляется проектная документация, которая состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 настоящего Положения.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Из материалов дела следует, что Администрация Горноуральского городского округа является застройщиком объекта капитального строительства: "Строительство и реконструкция тепловых сетей Горноуральского городского округа. Тепловая сеть по ул. Советская в с. Покровское, Пригородного района, Свердловской области" (разрешение на строительство N RU 66328000-27/15 от 06.04.2015 от 06.04.2016).
Согласно положительному заключению государственной экспертизы N 66-1-5-0432-14/14-0487-1 вышеуказанный объект представляет собой линейный объект капитального строительства, на строительство которого требуется разрешение на строительство.
Как установил административный орган, в неустановленный период по настоящее время, осуществлено строительство внутриквартальной тепловой сети от блочной водогрейной котельной до объектов соцкультбыта: здание Администрации по ул. Советская, 74, здание школы по ул. Школьная, 11а, протяженностью около 150 м.п. Тепловая сеть состоит из подающего и обратного трубопроводов отопления и горячего водоснабжения из стали. Установлено, что тепловая сеть находится в состоянии эксплуатации.
При этом, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.02.2017 зафиксирована транспортировка теплоносителя по построенной тепловой сети, для нужд отопления и горячего водоснабжения потребителей, осуществляется учет тепловой энергии установленными приборами учета; при этом разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта не получено.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается введение в эксплуатацию вышеуказанного объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрацией Горноуральского городского округа не приняты все зависящие от него меры по вводу объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заинтересованного лица вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доводы о том, что Администрация Горноуральского городского округа не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не является лицом, непосредственно осуществляющим эксплуатацию спорной сети теплоснабжения, подлежат отклонению.
Частями 3 и 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик или заказчик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
В силу норм градостроительного законодательства для эксплуатации объекта капитального строительства "Строительство и реконструкция тепловых сетей Горноуральского городского округа. Тепловая сеть по ул. Советская в с. Покровское, Пригородного района, Свердловской области" требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, обязанность по получению которого в соответствии со ст. 52, ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации лежит на застройщике, то есть на муниципальном органе.
Следовательно, Администрация Горноуральского городского округа, как застройщик, несет ответственность за допущенную эксплуатацию объекта в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Ссылка апеллятора на то, что ответственность по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ должно нести МУП "Пригородные газовые сети" как лицо, непосредственно эксплуатирующее объект, несостоятельна, поскольку МУП "Пригородные газовые сети" не вправе осуществить от имени застройщика ввод объекта в эксплуатацию, не может влиять на исполнение этой обязанности, а, следовательно, и устранить данное нарушение.
Таким образом, Администрация Горноуральского городского округа является субъектом ответственности за эксплуатацию без разрешения на ввод тепловых сетей.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Администрация Горноуральского городского округа извещена надлежащим образом, протокол об административном правонарушении от 28.02.2017 составлен в присутствии законного представителя Администрации Горноуральского городского округа - Сергеева А.Л., действующего на основании доверенности.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено судом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. Правовых оснований для снижения размера назначенного штрафа в порядке ч.3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется. Также отсутствуют основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1, ст. 3.4 КоАП РФ, поскольку предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в то время как эксплуатация спорной тепловой сети в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного в предусмотренном законом порядке, может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, от 27 июня 2017 года по делу N А60-20307/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Горноуральского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л. Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20307/2017
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10978/17