Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф05-17293/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А40-188918/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2017 по делу N А40-188918/16
принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
к УФАС по Московской области,
третьи лица: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области, Глава КФХ Иванчихин А.П., ООО "Зебра", ИП Лашков Ю.В.
о признании недействительными решения и предписания от 10.08.2016 по делу N 09-22/02-16,
при участии:
от заявителя: |
Калиничева Э.В. по дов. от 27.09.2016; |
от заинтересованного лица: |
Зайцева Э.А. по дов. от 07.04.2016; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10.08.2016 по делу N 09-22/02-16.
Решением от 09.06.2017 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Глава КФХ Иванчихин А.П. 17.09.2015 обратился в Администрацию с просьбой выдать разрешение на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу г. Сергиев Посад, ул. Центральная, у д. 60.
Администрацией в выдаче разрешения Иванчихину А.П. было отказано, в связи с чем он обратился с жалобой в УФАС по Московской области.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС по Московской области пришло к выводу о наличии в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства и направило в ее адрес предупреждение от 26.02.2016 N 09-23/Ш-16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение).
Как следует из предупреждения, нарушение антимонопольного законодательства выразилось в передаче Администрацией права на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Центральная, у д. 60, на основании дополнительных соглашений N 1 от 10.12.2015 к Договорам на право размещения нестационарных торговых объектов NN 24/37, 23/39, 22/40 от 29.01.2014 ИП Лашкову Ю.В. и ООО "Зебра" без проведения торгов, что, по мнению антимонопольного органа, противоречит статье 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) и может привести к нарушению антимонопольного законодательства, предусмотренному частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в том числе пунктом 7 части 1 статьи 15 указанного Закона, путем предоставления им муниципальной преференции.
В соответствии с предупреждением Администрации надлежало в тридцатидневный срок со дня его получения принять меры по возврату предоставленной ИП Лашкову Ю.В. и ООО "Зебра" муниципальной преференции, в том числе путем истребования нестационарных торговых объектов, переданных им на основании дополнительных соглашений N 1 от 10.12.2015 к Договорам на право размещения нестационарных торговых объектов NN 24/37, 23/39, 22/40 от 29.01.2014, либо осуществить действия, направленные на возврат муниципальной преференции иным законным способом, с подтверждением его обоснованности.
Требования, изложенные в предупреждении, полученном Администрацией 03.03.2016, заявителем не выполнены.
В этой связи УФАС по Московской области в отношении Администрации возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого Комиссией УФАС по Московской области принято решение от 10.08.2016 по делу N 09-22/02-16.
Указанным решением Комиссия УФАС по Московской области признала Администрацию нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в том числе п. 7 ч. 1 ст. 15 указанного закона и ст. 15 Закона о торговле в части предоставления права на размещение до 2018 г. НТО, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г. Сергиев Посад, ул. Центральная, у д. 60, ИП Лашкову Ю.В. и ООО "Зебра" без проведения торгов (п.1 решения).
В соответствии с п.2 решения Администрации выдано обязательное для исполнения предписание.
Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п.3 решения).
Согласно оспариваемому предписанию Администрации предложено прекратить в тридцатидневный срок со дня получения предписания нарушение законодательства, указанного в п.1 решения, а именно: принять меры по возврату предоставленной ИП Лашкову Ю.В. и ООО "Зебра" муниципальной преференции, в том числе путем истребования нестационарных торговых объектов, переданных им на основании дополнительных соглашений N 1 от 10.12.2015 к Договорам на право размещения нестационарных торговых объектов NN 24/37, 23/39, 22/40 от 29.01.2014, либо осуществить действия, направленные на возврат муниципальной преференции иным законным способом, с подтверждением его обоснованности.
Не согласившись с оспариваемыми решением и предписанием заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Пунктами 5-8 Правил предусмотрено, что для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения. В заявлении указываются следующие сведения: а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования; б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения; в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения; г) планируемые сроки размещения объектов.
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Непосредственно разработка и утверждение схемы согласно пункту 3 статьи 10 Закона о торговле осуществляется органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Московской области указанный порядок утвержден распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок).
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что запрещено размещение нестационарных торговых объектов: в местах, не включенных в схему; размещение временных конструкций, предназначенных для хранения бахчевых культур, отдельно от нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков); в полосах отвода автомобильных дорог; в арках зданий, на газонах, цветниках, клумбах, площадках (детских, для отдыха, спортивных), на дворовых территориях жилых зданий, в местах, не оборудованных подъездами для разгрузки товара, на тротуарах шириной менее 3 метров; ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов; на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций; под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, мостами; в надземных и подземных переходах, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные переходы, метро; на расстоянии менее 25 метров от мест сбора мусора и пищевых отходов, дворовых уборных, выгребных ям; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов уменьшает ширину пешеходных зон до 3 метров и менее; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.)
Решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 23.01.2014 N 3-08/42-ГС была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Сергиев Посад на 2014-2015 гг. сроком на 2 года.
В соответствии с Положением о проведении конкурса на размещение нестационарных торговых объектов (далее - Положение), утвержденным решением Совета депутатов от 26.02.2015 N 3-23/166-ГС, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Сергиев Посад осуществляется после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов по результатам открытого конкурса, проводимого Конкурсной комиссией.
После проведенного конкурса, с ИП Лашковым Ю.В. и ООО "Зебра" были заключены договоры на право размещения торговых объектов по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Центральная, у д. 60.
Согласно п. 4 распоряжения от 15 июня 2015 г. N 16РВ-27 Министерства потребительского рынка и услуг "О внесении изменений в некоторые распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в сфереразмещения нестационарных торговых объектов" органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области было рекомендовано продлить срок действия схем размещения нестационарных торговых объектов до пяти лет.
В распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг от 27 декабря 2012 г. N 32-Р были внесены изменения, согласно которым схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования разрабатывается на 5 лет.
Решением Совета депутатов от 17.09.2015 N 3-31/218-ГС утвержденная ранее схема была приведена в соответствие с указанным распоряжением и продлена на 5 лет. Новая схема не утверждалась.
Указанные решения являются действующими, не оспорены и не признаны недействительными.
Как верно установлено судом первой инстанции, новая схема размещения НТО не утверждалась, и ее срок был продлен до 5 лет, поэтому повторное проведение конкурса на размещение торгового объекта по ранее утвержденной схеме без утверждения новой схемы противоречило бы действующему Положению, в связи с чем ранее заключенные договоры на размещение нестационарных торговых объектов по адресу г. Сергиев Посад, ул. Центральная, у д. 60, были пролонгированы.
Согласно предупреждению УФАС по Московской области от 26.02.2016 N 09- 23/Ш-16 Администрация обязана в определенный срок совершить конкретные действия - возвратить предоставленную преференцию, то есть расторгнуть пролонгированные договоры. При этом расторжение договоров без утверждения новой схемы размещения НТО является необоснованным и незаконным.
Таким образом, Администрация, рассмотрев заявление Иванчихина А.П. о выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу г. Сергиев Посад, ул. Центральная, у д. 60, правомерно отказала ему в удовлетворении заявления, поскольку не имела возможности совершения иного законного действия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что предупреждение УФАС по Московской области не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2016 года по делу N А40-71605/16- 93-615, в соответствии с которым предупреждение УФАС по Московской области признано недействительным.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм законодательства, сводятся фактически к иной оценке установленных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2017 по делу N А40-188918/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188918/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф05-17293/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация городского поселения Сергиев опсад Сергиево-посадского района МО, Администрация городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского района
Ответчик: Управление по Московской области Федеральной антимонопольной службы, УФАС по Московской области
Третье лицо: Иванчихин А. П., Иванчихин А.П., ИП Лашков Ю.В., ИП Лашков Юрий Васильевич, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области, Министерство потребительского рынка и услуг по МО, ООО Зебра