Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф05-18659/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А40-45682/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ивановской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2017 по делу N А40-45682/2017, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-254)
по заявлению: Правительства Ивановской области
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным предупреждения,
при участии:
от заявителя: |
Маленкина В.Ю. по дов. от 19.05.2017, Витюлева В.А. по дов. от 11.04.2017; |
от заинтересованного лица: |
Ерин А.В. по дов. от 13.04.2017,Трубинова Е.И. по дов. от 30.06.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ивановской области (далее - заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными предупреждения ФАС России (далее - ответчик, ФАС) от 26.01.2017 N ИА/4316/17.
Решением от 25.05.2017 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав принятый судебный акт тем, что оспариваемое предупреждение соответствует требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
На территории Ивановской области постановлением Правительства Ивановской области от 05.12.2012 N 504-п утверждена региональная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Ивановской области на 2013 - 2020 годы", согласно которой финансирование мероприятий программы должно осуществляться в том числе в виде предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг.
В целях исполнения мероприятий указанных программ Правительством Ивановской области постановлением от 20.03.2013 N 101-п утвержден Порядок предоставления субсидий.
09.06.2016 Правительством принято постановление N 163-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 20.03.2013 г. N 101-п", согласно которому были внесены изменения в пункт 4 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. В соответствии с измененным порядком субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям за фактически реализованное и (или) отгруженное на собственную переработку молоко за период с 1 января по 31 марта текущего года путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего сорта и (или) первого сорта и (или) козьего молока.
До внесения постановлением Правительства Ивановской области от 09.06.2016 N 163-п изменений в Порядок предоставления субсидий указанные субсидии предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям ежеквартально за фактически реализованное и (или) отгруженное в предыдущем квартале молоко (в апреле за первый квартал, в июле за второй квартал, в октябре за третий квартал текущего года) путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока высшего сорта и (или) первого сорта и (или) козьего молока (пункт 4 Порядка предоставления субсидий).
Измененный постановлением Правительства Ивановской области от 09.06.2016 N 163-п Порядок предоставления субсидий предполагает доведение полного объема средств государственной поддержки до получателей субсидий в апреле текущего года, а не распределение средств государственной поддержки по кварталам текущего года.
Пунктом 14 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, пункта 4.1 Технических условий. ГОСТ Р 52054-2003. "Молоко коровье сырое", утвержденных постановлением Госстандарта России от 22.05.2003 N 154-ст, следует, что молоко должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общих для человека и животных заболеваний.
Представленные требования к качеству сырого молока означают, что сельскохозяйственные товаропроизводители, чья территория осуществления хозяйственной деятельности была признана неблагополучной по лейкозу крупного рогатого скота (далее - КРС) в период, за который предоставляются субсидии, не могут получить соответствующие субсидии за данный период.
До внесения постановлением Правительства Ивановской области от 09.06.2016 N 163-п изменений в Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, которым было отказано в получении субсидий за фактически реализованное молоко собственного производства в предыдущем квартале текущего года по причине неблагополучия их территории по лейкозу КРС, но территория которых была признана благополучной по лейкозу КРС в дальнейшем в течение года, субсидии предоставлялись по итогам соответствующего квартала при условии выполнения ими всех требований, установленных Порядком предоставления субсидий.
После внесения Правительством Ивановской области изменений в Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители, которым отказано в получении субсидий за фактически реализованное и (или) отгруженное на собственную переработку молоко за период с 1 января по 31 марта текущего года по причине неблагополучия их территории по лейкозу КРС, но территория которых будет признана благополучной по лейкозу КРС начиная с 1 апреля того же года, будут лишены возможности получения в дальнейшем (в течение года) субсидий, несмотря на выполнение ими всех требований Порядка предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которой хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, под созданием дискриминационных условий понимается формирование неравного подхода к приобретателям идентичного по своей природе, содержанию и объему блага, которым в данном случае является возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку молока.
Указанные факты свидетельствуют о том, что в действиях Правительства Ивановской области содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что является основанием для выдачи оспариваемого предупреждения.
26.01.2017 ФАС выдал Правительству предупреждение N ИА/4316/17 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с предупреждением ФАС России Правительству Ивановской области надлежало внести в действовавший Порядок предоставления субсидий изменения, позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям получать субсидии за фактически реализованное и (или) отгруженное на собственную переработку молоко на протяжении всего периода текущего (соответствующего) года.
Предупреждение ФАС России содержит только те требования, которые касаются выявленных признаков нарушения Правительством Ивановской области антимонопольного законодательства. При этом предписанные действия не выходят за пределы мер, необходимых для прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2017 по делу N А40-45682/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45682/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф05-18659/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Правительство Ивановской области
Ответчик: ФАС РФ, Федеральная антимонопольная служба